О социальном партнерстве в Калининградской области
Калининградская область
Закон от 14 мая 1998 года № 86
О социальном партнерстве в Калининградской области
Принят
Калининградской областной Думой
04 мая 1998 года
В редакциях
от 06.04.2001 № 33,
от 30.05.2003 № 253,
от 01.06.2007 № 142.
Настоящий Закон устанавливает правовую основу организации, функционирования и развития социального партнерства в Калининградской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава I.Общие положения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: 1.1.Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти области, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. 1.2.Стороны социального партнерства - работники и работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Калининградской области, в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством. 1.3.Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. 1.4.Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. 1.5.Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. 1.6.Представители работодателей: - при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами; - при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений - соответствующие объединения работодателей.
Представлять работодателей - государственные и муниципальные учреждения, а также организации, финансируемые из областного и местных бюджетов, могут органы государственной власти области, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. 1.7.Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об объединениях работодателей" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Калининградской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Калининградской области. Действие настоящего Закона распространяется на всех работодателей, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления.
Задачами социального партнерства в Калининградской области являются: - обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Калининградской области; - создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда; - обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; - проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений; - совершенствование законодательства в установленном порядке; - разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом; - предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах: - уважение и учет интересов участников переговоров; - соблюдение социальными партнерами, их представителями законодательства Российской Федерации и Калининградской области; - полномочность социальных партнеров и их представителей на ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений: - равноправие сторон в выборе и обсуждении вопросов; - добровольность сторон в принятии на себя обязательств как выражение согласованной воли всех сторон; - регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; - реальность обеспечения принимаемых социальными партнерами обязательств; - ответственность сторон социального партнерства за выполнение достигнутых договоренностей; - систематичность контроля за выполнением сторонами, их представителями, должностными и иными лицами соглашений, коллективных договоров и решений в рамках социального партнерства; - обязательность исполнения договоренности.
Глава II.Механизм социального партнерства
Основными этапами осуществления социального партнерства являются:
1-й этап: подготовка и заключение соглашения, коллективного договора;
2-й этап: разработка мероприятий по реализации соглашения, коллективного договора производится по согласованию сторон социального партнерства;
3-й этап: контроль за исполнением. 6.1.Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на региональном уровне, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения областного трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, а также для организации контроля за его выполнением на равноправной основе по решению сторон образуется постоянно действующая из наделенных необходимыми полномочиями представителей соответствующих профсоюзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов, органов государственной власти области, объединений работодателей Калининградская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Законом Калининградской области "О деятельности Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". 6.2.Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов территориальных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, их заключения, а также организации контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон из наделенных необходимыми полномочиями представителей профессиональных союзов и их объединений, органов местного самоуправления, объединений работодателей и иных уполномоченных работодателями представительных органов могут образовываться территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. 7.1.Стороны социального партнерства на основе действующего законодательства и социально-экономической ситуации в Калининградской области формируют взаимные обязательства по решению социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов: принципы оплаты труда, занятость, социальные гарантии для работников, условия и охрана труда и т.д. 7.2.Областное трехстороннее соглашение подписывается полномочными представителями сторон до конца текущего года и вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. 7.3.Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, учитываются при принятии соответствующих законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Калининградской области при рассмотрении и принятии областного бюджета. 7.4.Действие соглашения распространяется на работников, работодателей и органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени. 7.5.Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет. 7.6.Оплата труда лицам, участвующим в подготовке и заключении областного трехстороннего соглашения, производится в соответствии с действующим законодательством. 7.7.Текст принятых соглашений и внесенных в них дополнений и изменений официально публикуется в средствах массовой информации. 7.8.Работники и работодатели, не участвующие в разработке и заключении соглашения, могут присоединиться к нему в любой момент до окончания срока его действия.
Присоединение к соглашению осуществляется посредством направления в адрес Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений письменного уведомления о своем намерении присоединиться к соглашению и означает добровольное принятие на себя в полном объеме обязательств соответствующей стороны соглашения и приобретение права контроля за его выполнением, или в порядке, определенном соглашением.
Глава III.Права и обязанности в сфере социального партнерства
8.1.Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективных договоров, соглашений может выступать любая из сторон. 8.2.Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры. 8.3.Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Представители работников и представители работодателей могут вносить в областную Думу проекты нормативных правовых актов через соответствующие субъекты законодательной инициативы.
Каждая из сторон социального партнерства разрабатывает мероприятия, планы и принимает конкретные решения, направленные на современное выполнение достигнутых договоренностей, в течение срока, обусловленного соглашением, коллективным договором.
Глава IV.Контроль и ответственность в сфере социального партнерства
Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляется сторонами социального партнерства 2 раза в год, а также органами по труду.
Лица, уклоняющиеся от участия в переговорах, виновные в нарушении или невыполнении коллективного договора, соглашения, а также в непредставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Глава V.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области Л.Горбенко
8 июля 1998 г.
N 86
г. Калининград