-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Калининградская область
Закон от 23 декабря 2009 года № 408

О недропользовании в Калининградской области

Принят
Калининградской областной Думой
25 декабря 2009 года
    В редакциях
  • от 20.09.2010 № 489,
  • от 05.03.2011 № 551,
  • от 21.06.2011 № 12,
  • от 05.04.2012 № 98.
    Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
    общераспространенные полезные ископаемые - часто встречающиеся на территории Калининградской области горные (в том числе и органоминеральные) породы и минералы, включенные в региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых, формируемый совместно федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и органами исполнительной власти Калининградской области;
    месторождение общераспространенного полезного ископаемого - природное скопление общераспространенного полезного ископаемого, контуры которого определены и запасы утверждены в соответствии с действующим законодательством, учтенное государственным (территориальным) балансом запасов и государственным (территориальным) кадастром месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
    лицензия на право пользования недрами - специальное государственное разрешение (документ), удостоверяющее право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных в нем условий.
    Законодательство Калининградской области о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов.
    1.К полномочиям Калининградской областной Думы относятся:
    1) принятие законов Калининградской области, регулирующих отношения, возникающие в процессе предоставления и использования участков недр местного значения на территории Калининградской области;
    2) заслушивание отчетов должностных лиц Правительства Калининградской области об исполнении настоящего Закона;
    3) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) и законами Калининградской области.
    2.К полномочиям Губернатора Калининградской области относятся:
    1) формирование совместно с федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;
    2) осуществление иных полномочий, установленных действующим законодательством в сфере регулирования отношений недропользования.
    3.К полномочиям Правительства Калининградской области относятся:
    1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
    2) реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
    3) утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
    4) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Калининградской области;
    5) предоставление права пользования участками недр местного значения;
    6) установление порядка пользования участками недр местного значения;
    7) определение уполномоченных органов исполнительной власти Калининградской области:
    - в сфере регулирования отношений недропользования;
    - по организации и осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
    - по организации и проведению торгов на право пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции Калининградской области;
    8) установление порядка осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
    9) принятие решения, согласованного с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, о предоставлении участков недр для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
    10) отнесение геологических объектов, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых и имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заказников, памятников природы) к особо охраняемым геологическим объектам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    11) разработка и принятие правовых актов, регулирующих вопросы проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения;
    12) установление суммы сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр местного значения исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов, определяемой на основании расчетов, предоставленных органом государственной власти, уполномоченным осуществлять организацию и проведение торгов на право пользования участками недр местного значения;
    13) утверждение итогов аукциона на право пользования участками недр местного значения;
    14) предоставление права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений регионального и местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    15) предоставление права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
    16) предоставление права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
    17) предоставление права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
    18) определение порядка выплаты и размера денежных вознаграждений за выявление, открытие и (или) разведку месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
    19) выплата денежных вознаграждений за выявление, открытие и (или) разведку месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
    20) принятие решения о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами местного значения;
    21) создание комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
    22) установление порядка осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в границах данных участков добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ и строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения;
    23) установление порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
    24) установление порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    25) установление порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на право пользования участками недр местного значения;
    26) осуществление иных полномочий, установленных действующим законодательством в сфере регулирования отношений недропользования.
    4.К полномочиям уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
    1) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и соответствующих местных бюджетов;
    2) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
    3) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    4) защита интересов прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
    5) обеспечение участия Калининградской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
    6) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
    7) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
    8) подготовка проектов правовых актов Правительства Калининградской области, регулирующих отношения недропользования в Калининградской области;
    9) разработка и участие в реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
    10) обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения;
    11) предоставление в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы предложений по формированию программы лицензирования пользования участками недр, об условиях проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на право пользования участками недр;
    12) оформление, переоформление, государственная регистрация и выдача лицензий на право пользования участками недр местного значения;
    13) расчет минимальных (стартовых) размеров разовых платежей за пользование недрами, распоряжение которыми отнесено к компетенции Калининградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
    14) подготовка материалов по участкам недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых для предоставления их в пользование путем проведения аукционов на право пользования участками недр;
    15) осуществление согласования в установленном им порядке нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
    16) осуществление иных полномочий, установленных действующим законодательством в сфере регулирования отношений недропользования.
    5.Полномочия органа государственной власти, осуществляющего организацию и проведение торгов на право пользования участками недр местного значения:
    1) формирование и утверждение состава аукционной комиссии по проведению аукционов на право пользования участками недр местного значения;
    2) подготовка аукционной документации по проведению аукционов на право пользования участками недр местного значения;
    3) организация и проведение аукционов на право пользования участками недр местного значения;
    4) подготовка проектов постановлений Правительства Калининградской области об утверждении итогов аукционов на право пользования участками недр местного значения и предоставлении права пользования участками недр местного значения победителю аукциона.
    6.К полномочиям органа государственной власти, осуществляющего региональный государственный геологический надзор на территории Калининградской области, относится осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
    В соответствии с настоящим Законом недра и участки недр на территории Калининградской области предоставляются в пользование для:
    разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
    строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    образования особо охраняемых геологических объектов, содержащих общераспространенные полезные ископаемые и имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заказники, памятники природы);
    сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
    Содержание лицензии на право пользования недрами (лицензия и ее неотъемлемые составные части), внесение изменений и дополнений в лицензию регламентируются статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах".
    Предоставление лицензии на право пользования недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка на предоставление соответствующего земельного участка в целях недропользования.
    Оформление, переоформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Калининградской области, осуществляются на основании постановления Правительства Калининградской области уполномоченным органом государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
    Аукционы на право пользования недрами на территории Калининградской области проводятся на основании соответствующего решения Правительства Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным Правительством Калининградской области организовывать и проводить торги на право пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции Калининградской области.
    Условия предоставления права пользования участками недр разрабатываются уполномоченным органом государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования.
    Организация и проведение аукционов в целях предоставления недр в пользование осуществляются по решению Правительства Калининградской области.
    В целях организации и проведения аукциона на право пользования недрами орган государственной власти, осуществляющий организацию и проведение торгов на право пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции Калининградской области, создает аукционную комиссию, в состав которой включаются представители федерального органа государственной власти, осуществляющего управление государственным фондом недр, и уполномоченного органа государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования.
    Решение об утверждении результата аукциона на право пользования участком недр принимается Правительством Калининградской области в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения аукциона.
    Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
    Объявления о предстоящих аукционах на право пользования участками недр размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.
    Отказ в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения торгов может последовать в следующих случаях, если:
    заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;
    заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
    заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
    при предоставлении права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
    заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр;
    предоставление права пользования недрами согласно поданному заявлению не отнесено к компетенции Правительства Калининградской области.
    1.Право пользования недрами прекращается:
    1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
    2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
    3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
    4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных действующим законодательством.
    2.Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в случаях:
    1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
    3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
    4) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
    5) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
    6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
    7) по инициативе недропользователя по его заявлению;
    8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах;
    9) по инициативе владельца лицензии.
    В случае инициирования недропользователем досрочного прекращения права пользования недрами отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органа, предоставившего лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.
    Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
    Право пользования участком недр, предоставленное на основании решения Правительства Калининградской области, прекращается уполномоченным органом государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования по решению Правительства Калининградской области в порядке, установленном действующим законодательством.
    При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона Российской Федерации "О недрах".
    Расходы на консервацию предприятия осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
    Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию питьевых, бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
    Выполнение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, пользователи участков недр осуществляют в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    Рациональное использование и охрана участков недр, предоставленных в пользование, в том числе имеющих особую научную, культурную ценность или относящихся к особо охраняемым территориям, осуществляются в соответствии с действующим законодательством в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
    Региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения осуществляется в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
    1.При осуществлении пользования недрами в соответствии с настоящим Законом производятся следующие виды платежей:
    1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставляемых в пользование;
    2) регулярные платежи за пользование недрами;
    3) утратил силу.
    4) сбор за участие в аукционе;
    5) утратил силу.
    2.Пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    3.Сбор за участие в аукционе вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки.
    4.Сумма сбора за участие в аукционе определяется Правительством Калининградской области на основании расчетов, предоставленных органом государственной власти, уполномоченным осуществлять организацию и проведение торгов на право пользования участками недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции Калининградской области.
    5.Расчет суммы сбора за участие в аукционе осуществляется органом государственной власти, уполномоченным осуществлять организацию и проведение торгов на право пользования недрами на территории Калининградской области, исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов аукциона, оплату труда привлекаемых экспертов.
    6.Утратил силу.
    7.Сумма сбора за участие в аукционе зачисляется в доход областного бюджета.
    8.Утратил силу.
    9.Размер минимального (стартового) разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, определяется уполномоченным органом государственной власти Калининградской области в сфере регулирования отношений недропользования в соответствии с методикой, установленной федеральным органом управления государственным фондом недр.
    10.Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам аукционов и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
    11.Нормативы регулярных платежей за пользование недрами, налога на добычу полезных ископаемых и сроки их уплаты регламентируются законодательством Российской Федерации.
    12.Не допускается установление в лицензии размера разового платежа за пользование недрами ниже установленного условиями аукциона.
    13.Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
    Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
    Споры по вопросам пользования недрами разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
    Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
    1.Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Признать утратившими силу:
    Закон Калининградской области от 3 февраля 2003 года N 227 "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области";
    Закон Калининградской области от 3 июня 2005 года N 597 "О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области";
    Закон Калининградской области от 10 октября 2005 года N 660 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области";
    статью 40 Закона Калининградской области от 29 ноября 2005 года N 696 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области";
    Закон Калининградской области от 5 декабря 2008 года N 300 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области";
    Закон Калининградской области от 23 июня 2009 года N 355 "О признании утратившей силу статьи 13 Закона Калининградской области "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области";
    статью 10 Закона Калининградской области от 30 июня 2009 года N 369 "О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области".
    Губернатор
    Калининградской области
    Г.В. Боос
    23 декабря 2009 г.
    N 408
    г. Калининград