-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Калининградская область
Закон от 19 мая 2000 года № 206
О радиационной безопасности населения Калининградской области
- Принят
- Калининградской областной Думой
07 апреля 2000 года
В редакциях
-
от 29.11.2005 № 696,
-
от 12.07.2006 № 46,
-
от 18.01.2008 № 220,
-
от 22.12.2008 № 311,
-
от 10.06.2010 № 463.
Целью настоящего Закона является обеспечение конституционного права населения Калининградской области на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья путем защиты от вредного воздействия ионизирующего излучения.
Глава 1.Общие положения
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере, связанной с обеспечением радиационной безопасности населения Калининградской области.
1.Основные задачи настоящего Закона определены с учетом следующих специфических особенностей Калининградской области:
а) наличие на ее территории организаций различной ведомственной принадлежности и различных форм собственности, использующих в своих технологических целях источники ионизирующего излучения;
б) наличие на территориях сопредельных государств крупных ядерно-энергетических комплексов и других радиационно-опасных объектов, являющихся потенциальными источниками радиационных аварий;
в) особое географическое положение Калининградской области, влекущее особенности транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
2.Основными задачами настоящего Закона являются:
а) исключен
б) установление порядка взаимодействия органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления Калининградской области, а также организаций, использующих источники ионизирующего излучения, общественных организаций (объединений) и граждан в сфере обеспечения радиационной безопасности в Калининградской области;
в) установление порядка взаимодействия органа исполнительной власти области с сопредельными государствами в сфере обеспечения радиационной безопасности.
Ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
Источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение.
Облучение - воздействие на людей ионизирующего излучения (профессиональное, аварийное, медицинское, природное).
Органы государственного надзора - специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Радиационная безопасность населения (радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Радиационный контроль - получение информации об уровнях облучения людей, о радиационной обстановке в организации (предприятии, учреждении) и в окружающей среде.
Радиационный мониторинг - система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в природных средах, в рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующего излучения на человека.
Радиационно-опасный объект - объект использования атомной энергии, характеризующейся вероятностью нарушения нормальной деятельности, вследствие чего могут быть превышены пределы дозы облучения работников (персонала) и населения, а также подвергнуты радиоактивному загрязнению объекты окружающей среды.
Радионуклиды - радиоактивные атомы с данным массовым числом и атомным номером.
Радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию вещества в любом агрегатном состоянии, материалы, изделия, приборы, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные федеральными нормами и правилами в области обращения с радиоактивными отходами.
Основные гигиенические нормативы - допустимые пределы доз облучения населения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения, установленные Федеральным законом "О радиационной безопасности населения".
Принципы обеспечения радиационной безопасности определены федеральным законодательством.
Критерии и правила оценки состояния радиационной безопасности устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.
Правовыми основаниями регулирования радиационной безопасности населения на территории Калининградской области являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Калининградской области.
Радиационная безопасность обеспечивается проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера путем:
а) соблюдения норм и правил радиационной безопасности всеми юридическими лицами независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, которые имеют в своем обращении источники ионизирующего излучения;
б) выполнения законодательства, норм и правил в сфере обеспечения радиационной безопасности при разработке и реализации технических проектов создаваемых и реконструируемых объектов;
в) проведения государственной экспертизы технических проектов строительства новых и реконструкции действующих радиационно-опасных объектов;
г) совершенствования технологий обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
д) ведения радиационного мониторинга среды обитания человека;
е) планирования и проведения мероприятий по снижению уровней радиационного воздействия на население области;
ж) выявления территорий, объектов с повышенным содержанием природных радионуклидов;
з) установления контрольных уровней облучения населения и содержания радионуклидов в объектах окружающей среды, жилье, продуктах питания по представлению органов государственного надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности населения;
и) информирования населения о радиационной обстановке.
Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, при воздействии природных радионуклидов, при проведении медицинских рентгено-радиологических процедур, при производстве и потреблении пищевых продуктов и питьевой воды установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами.
Глава 2.Полномочия Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности
1.Исключен
2.Разработка и принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Калининградской области нормативных правовых актов Калининградской области в области обеспечения радиационной безопасности.
3.Контроль радиационной обстановки на территории Калининградской области.
4.Создание условий для реализации и защиты прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности путем:
а) исключен
б) утверждения и обеспечения реализации региональных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
в) исключен
г) участия в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
д) участия в организации и проведения оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
е) - з) исключены
5.Организация системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на региональном уровне и обеспечение ее функционирования.
6.Взаимодействие с органами местного самоуправления, органами управления использованием атомной энергии, органами государственного надзора и организациями в сфере обеспечения радиационной безопасности населения.
7.Исключен
8.Участие в государственной экспертизе технических проектов строительства новых и реконструкции действующих радиационно-опасных объектов на территории области.
9.Взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в предмет регулирования настоящего Закона.
10.Взаимодействие и установление договорных отношений Калининградской области с муниципальными образованиями, министерствами и ведомствами иностранных государств в области обеспечения радиационной безопасности.
11.Финансирование мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.
12.Содержание в готовности необходимых сил, аттестованных в установленном порядке, а также средств для защиты населения и территории области от последствий радиационных аварий, обучение населения способам защиты и действиям в условиях аварии.
1.Законодательное регулирование отношений в области радиационной безопасности.
2.Исключен
3.Исключен
4.Осуществление контроля исполнения настоящего Закона.
Глава 3.Государственное регулирование в сфере обеспечения радиационной безопасности населения области
Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения разрабатываются и реализуются федеральные и региональные (областные) целевые программы. Порядок разработки, реализации и финансирования государственных программ определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
1.На территории Калининградской области действуют федеральные нормы, гигиенические нормативы и санитарные правила в сфере обеспечения радиационной безопасности.
2.В случае радиационной аварии допускается облучение работников (персонала) и населения выше установленных основных гигиенических нормативов в течение определенного промежутка времени и в пределах доз, регламентируемых нормами радиационной безопасности.
1.На территории Калининградской области деятельность организаций, связанная с использованием источников ионизирующего излучения, не допускается без наличия лицензии.
2.Виды деятельности, связанные с использованием источников ионизирующего излучения, подлежащие лицензированию, а также порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.
1.Для получения информации о наличии источников ионизирующего излучения, об уровнях их воздействия на население области в целях прогноза, предупреждения и снижения вредного воздействия ионизирующего излучения на здоровье населения осуществляется радиационный мониторинг.
2.Радиационный мониторинг проводят органы государственного надзора, организации, использующие источники ионизирующего излучения, другие организации, аккредитованные в установленном порядке, совместно с органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.
В целях оценки воздействия на население области источников ионизирующего излучения, планирования мероприятий по обеспечению радиационной безопасности проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, использующих источники ионизирующего излучения, и территории области в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Глава 4.Права и обязанности граждан и общественных объединений в сфере радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Калининградской области, имеют право:
а) на благоприятную среду обитания и охрану здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения;
б) на получение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в органах государственного надзора за радиационной безопасностью, в организациях, использующих источники ионизирующего излучения, информации о радиационной обстановке на территории области, на получение документа, удостоверяющего полученную дозу облучения;
в) на социальную защиту и возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу в связи с воздействием ионизирующего излучения сверх установленных федеральным законом основных пределов доз в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные организации (объединения) имеют право:
а) на получение информации в сфере обеспечения радиационной безопасности;
б) на посещение организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации;
в) на участие в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации радиационно-опасных объектов.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Калининградской области, обязаны:
а) выполнять нормы, правила, требования, установленные законодательством Российской Федерации, Калининградской области в сфере радиационной безопасности;
б) выполнять предписания и постановления органов государственного управления и регулирования безопасности;
в) принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.
Глава 5.Ответственность за невыполнение требований обеспечения радиационной безопасности населения Калининградской области
Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6.Заключительные положения
Нормативные правовые акты Калининградской области и нормативные акты органов местного самоуправления, расположенные на ее территории, проводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев по истечении десяти дней со дня его вступления в силу.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области
Л.Горбенко
19 мая 2000 г.
N 206
г. Калининград