-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Калининградская область
Закон от 13 июня 1995 года № 13

О государственной собственности Калининградской области

Принят
Калининградской областной Думой
08 мая 1995 года
    В редакциях
  • от 18.03.1998 № 51,
  • от 09.02.1999 № 109,
  • от 05.06.2001 № 49.
    Настоящий Закон регулирует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) и законами Калининградской области порядок владения, пользования и распоряжения государственной собственностью Калининградской области.
    Особенности регулирования прав собственности на землю и иные природные ресурсы устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством и законодательством о недрах Российской Федерации и Калининградской области и настоящим Законом.
    Имущество, принадлежащее на праве собственности субъекту Российской Федерации - Калининградской области, является государственной собственностью области.
    Государственная собственность Калининградской области является основой экономического и социального развития области.
    Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Права собственника, защита права собственности, а также ограничения права собственности устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Калининградской области. От имени субъекта Российской Федерации (области) право собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции в соответствии с их полномочиями.
    Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других юридических и физических лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, соответствующим законодательству.
    Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому юридическому или физическому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
    Порядок распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Калининградской области, включая его отчуждение, использование в качестве вкладов в уставные фонды хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций либо при создании государственных предприятий и учреждений, сдачу в аренду, передачу в хозяйственное ведение и доверительное управление, использование как предмета залога и обеспечения обязательств, устанавливается настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Калининградской области. Приобретение и отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области, а также передача его юридическим или физическим лицам в такой форме, следствием которой может быть отчуждение, осуществляются администрацией Калининградской области на основании постановлений, принимаемых Калининградской областной Думой.
    Имущество, находящееся в государственной собственности Калининградской области, может быть использовано для осуществления любых, не запрещенных федеральным законом видов деятельности.
    Результаты хозяйственного и иного использования имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области, включая денежные доходы от него, являются собственностью Калининградской области, если иное не предусмотрено законодательством Калининградской области или заключенными в соответствии с ним договорами о закреплении данного имущества за юридическими или физическими лицами.
    В государственной собственности Калининградской области находится имущество органов государственной власти Калининградской области, средства областного бюджета и областных внебюджетных фондов, иное имущество областного уровня собственности.
    В государственной собственности Калининградской области могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса, других отраслей хозяйства, учреждения и объекты социально-культурной сферы, культурные и исторические ценности, памятники истории и культуры, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для решения задач органов государственной власти Калининградской области и не относящееся к федеральной, муниципальной и частной собственности.
    Средства областного бюджета и иное имущество Калининградской области, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, образуют (составляют) областную казну.
    В казну поступают налоги, пошлины и другие областные доходы, а также иное имущество, приобретенное Калининградской областью в соответствии с международным правом, федеральным законом, законами Калининградской области и иных субъектов Российской Федерации.
    Порядок использования имущества, составляющего областную казну, определяется законами Калининградской области и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Калининградской областной Думой и администрацией области.
    Земля и другие природные ресурсы являются государственной собственностью области, если не находятся в собственности физических или юридических лиц либо в федеральной или муниципальной собственности.
    Государственная собственность Калининградской области формируется:
    1.В порядке разграничения государственной собственности, предусмотренном федеральным законодательством.
    2.Путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в областной бюджет и областные внебюджетные фонды.
    3.Путем приобретения имущества на основаниях, не противоречащих федеральным законам, в том числе в порядке наследования, дарения, купли-продажи.
    4.Путем получения продукции и иных доходов от использования государственной собственности Калининградской области.
    5.По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом и законодательством Калининградской области.
    Основанием для признания имущества государственной собственностью Калининградской области является:
    - если имущество было приобретено в порядке разграничения государственной собственности:
    перечень объектов областной собственности, оформленный и утвержденный в соответствии с требованиями федерального законодательства;
    - если имущество приобретено по иным основаниям:
    документы, требуемые в соответствии с гражданским и иным законодательством Российской федерации.
    Для учета объектов собственности ведутся специальные реестры уполномоченными государственными органами в соответствии с их Положениями.
    Документы, подтверждающие право областной собственности на имущество, подлежат постоянному хранению в уполномоченных государственных органах.
    Документы, подтверждающие право собственности области на имущество, приобретаемое в результате гражданско-правовых сделок, хранятся у непосредственных участников сделок или их правопреемников.
    Основаниями прекращения права государственной собственности Калининградской области являются:
    1.Прекращение существования имущества в результате гибели, полного потребления, иных причин.
    2.Отчуждение имущества по договору купли-продажи, в том числе приватизация имущества.
    3.Передача имущества области в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности в муниципальную или федеральную собственность.
    4.Решение суда, арбитражного суда об обращении взыскания на имущество, находящееся в собственности области.
    5.Иные основания, предусмотренные федеральными законами и законами и нормативными актами Калининградской области.
    Безвозмездное отчуждение объектов областной собственности не допускается, за исключением их передачи в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности и по иным, предусмотренным законом, основаниям.
    Право хозяйственного ведения, закрепленное собственником государственного имущества за унитарным предприятием, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
    Предприятие владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом в пределах, определяемых в соответствии с федеральным законодательством.
    Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
    Собственник либо его представитель имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
    Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
    Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником либо его представителем принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
    Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника либо его представителя и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.
    Собственник имущества, закрепленного за учреждением, либо его представитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
    Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
    Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество являются собственностью Калининградской области, поступают в распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное по договору или иным основаниям, являются собственностью Калининградской области, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, учреждения в порядке, установленном настоящим Законом.
    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
    При переходе права собственности на государственное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику без изменения формы собственности государственного имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
    При переходе права собственности на имущество учреждения к другому собственнику без изменения формы собственности это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
    Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
    В случае принятия в Российской Федерации закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.
    Областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Калининградской области.
    Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством области по вопросам:
    установления порядка управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области;
    утверждения областной программы приватизации государственных предприятий областной собственности;
    утверждения по представлению главы администрации области областного бюджета, отчета о его исполнении и внесения изменений в бюджет, порядка формирования и утверждения отчетов использования внебюджетных и валютных фондов;
    иным, в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательному (представительному) органу государственной власти области действующим законодательством о собственности.
    Администрация области через уполномоченные законом органы или по согласованию с Калининградской областной Думой через уполномоченных ею государственных служащих Калининградской области осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью области в пределах, установленных действующим законодательством. Полномочия государственных служащих на представление интересов Калининградской области в коммерческих организациях, в уставном (складочном) капитале которых имеется доля, принадлежащая Калининградской области, оформляются постановлением администрации Калининградской области. Государственные служащие Калининградской области, являющиеся представителями Калининградской области в органах управления коммерческих организаций, в уставном (складочном) капитале которых имеется доля, принадлежащая Калининградской области, обязаны в письменной форме согласовывать с администрацией области в порядке, установленном администрацией области:
    - проекты решений органов управления коммерческих организаций, которые они будут вносить и поддерживать;
    - свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления коммерческих организаций.
    Согласованию в соответствии с настоящим Законом подлежат проекты решений и голосование по проектам решений по следующим вопросам (если они входят в компетенцию соответствующих органов управления коммерческих организаций):
    - внесение изменений и дополнений в уставные документы коммерческих организаций;
    - изменение величины уставного капитала коммерческих организаций;
    - назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления и контрольные органы соответствующих коммерческих организаций;
    - получение кредитов в размере более 10 процентов величины чистых активов соответствующих коммерческих организаций;
    - продажа и иное отчуждение недвижимого имущества, а также залог (ипотека) недвижимого имущества;
    - участие коммерческих организаций в создании иных предприятий (в том числе и учреждение дочерних предприятий) и финансово-промышленных групп.
    Администрация области может устанавливать для представителей Калининградской области обязательность согласования проектов решений и голосования по проектам решений по иным вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов управления коммерческих организаций, не предусмотренных настоящим Законом.
    При наличии в одном органе управления нескольких представителей Калининградской области предварительно определяется единая позиция этих представителей в порядке, устанавливаемом администрацией области.
    Администрация области через уполномоченные ею органы вправе отчуждать, передавать объекты, находящиеся в собственности области, во временное или постоянное владение, пользование или доверительное управление, сдавать в аренду в порядке и пределах, предусмотренных законодательством РФ и области.
    Имущество, являющееся собственностью области, может быть закреплено за унитарным предприятием по договору на праве хозяйственного ведения или оперативного управления с установлением пределов такого ведения органом, осуществляющим полномочия собственника имущества.
    Имущество, являющееся собственностью области, может быть закреплено за учреждением, состоящим на областном бюджете на праве оперативного управления.
    Уполномоченными органами по управлению и распоряжению государственной собственностью Калининградской области являются: комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области, Фонд имущества области, комитет по финансам и бюджету администрации области.
    Перечисленные органы действуют на основании Положений, утверждаемых в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
    Комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области создается администрацией Калининградской области и действует в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Калининградской области и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Калининградской областной Думой, а также на основании Положения о Комитете, утвержденного главой администрации (губернатором) области и согласованного Калининградской областной Думой.
    Комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области:
    - разрабатывает перечни имущества, передаваемого в государственную собственность Калининградской области;
    - ведет учет государственной собственности Калининградской области;
    - осуществляет контроль за обеспечением сохранности имущества и имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности области;
    - учреждает, реорганизует и ликвидирует предприятия государственной собственности Калининградской области;
    - утверждает уставы предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности Калининградской области;
    - заключает договоры о закреплении государственной собственности Калининградской области за предприятиями, учреждениями и организациями, контролирует их соблюдение, заключает контракты с их руководителями;
    - выступает арендодателем имущества и имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности Калининградской области;
    - передает имущество, находящееся в государственной собственности области, в доверительное управление;
    - учреждает акционерные общества открытого типа, создаваемые в процессе приватизации;
    - разрабатывает и реализует областную программу приватизации;
    - разрабатывает и утверждает планы приватизации;
    - по поручению органов власти области осуществляет вклады государственной собственности Калининградской области в предприятия и организации различных организационно-правовых форм;
    - выполняет иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством, нормативно-правовыми актами, принимаемыми областной Думой и администрацией области, Положением о комитете по управлению государственным имуществом Калининградской области.
    Финансирование комитета осуществляется за счет средств от приватизации областной собственности и отчислений от арендных платежей, утверждаемых областной Думой.
    Фонд имущества Калининградской области (далее - Фонд) является специализированным финансовым учреждением, действует на основании законодательства Российской Федерации и Калининградской области, Положения о Фонде имущества Калининградской области, согласованного с главой администрации (губернатором) области.
    По вопросам осуществления полномочий в отношении имущества и имущественных прав государственной собственности Калининградской области Фонд подотчетен исполнительной власти Калининградской области.
    На основании предоставленных собственником полномочий на территории Калининградской области выполняет следующие функции:
    - продает переданные в порядке, установленном действующим законодательством, объекты областной собственности в соответствии с утвержденными планами приватизации и планами-графиками проведения аукционов и конкурсов;
    - осуществляет полномочия собственника в органах управления хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, когда полномочия собственника в органах управления хозяйственных товариществ и обществ представляют уполномоченные администрацией области государственные служащие Калининградской области; несет в пределах принадлежащей доли участия (паев, акций) в их уставном капитале риск, связанный с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ;
    - получает и распределяет средства от приватизации предприятий, а также контролирует перечисление дивидендов в установленном порядке;
    - по поручению администрации области и по согласованию с областной Думой выступает учредителем хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и некоммерческих организаций, приобретает доли (акции, паи) в капитале таковых хозяйствующих субъектов и организаций в целях решения задач структурной перестройки и развития народного хозяйства области, защиты природной среды и обеспечения иных интересов Калининградской области;
    - выступает правопреемником органов государственной власти в управлении являющихся учредителями и участниками (пайщиками, акционерами) ранее созданных акционерных обществ, хозяйствующих субъектов;
    - в случаях, предусмотренных планами приватизации предприятий, обменивает их акции на акции акционерных обществ (холдинговых компаний) в установленном порядке;
    - осуществляет продажу земельных участков под приватизированными предприятиями;
    - участвует в создании и развитии инфраструктуры фондового рынка;
    - осуществляет проведение публичных торгов имущества, которое реализуется налоговыми, судебными и другими органами власти;
    - выполняет роль агента исполнительной власти на фондовом рынке;
    - выступает учредителем финансовых учреждений от лица администрации области;
    - осуществляет куплю-продажу, обмен, залог пакетов акций, обслуживание их обращения;
    - проводит по поручению акционерных обществ работу по приведению учредительных нормативных документов обществ в соответствие с действующим законодательством;
    - осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных законодательством льгот работникам приватизируемых предприятий;
    - содействует процессам демонополизации экономики;
    - проводит работу по рассмотрению жалоб и заявлений в пределах предоставленных полномочий;
    - осуществляет контроль за исполнением условий заключенных им договоров купли-продажи;
    - ежегодно отчитывается перед областной Думой о своей деятельности по работе с собственностью Калининградской области;
    - выполняет иные функции в соответствии с областными законами, нормативно-правовыми актами, принимаемыми областной Думой и администрацией области, Положением о Фонде имущества Калининградской области.
    Фонд использует имущество для целей, определенных в его Положении. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством.
    Комитет по финансам и бюджету администрации области создается администрацией Калининградской области и действует в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Калининградской области и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Калининградской областной Думой, а также на основании Положения о Комитете, утвержденного главой администрации (губернатором) области.
    Комитет по финансам и бюджету администрации области:
    - разрабатывает и исполняет областной бюджет;
    - разрабатывает и исполняет сметы расходования средств, поступающих в областные внебюджетные фонды;
    - осуществляет контроль за своевременностью и полнотой поступления денежных средств в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, движением средств по счетам областного бюджета и областных внебюджетных фондов;
    - разрабатывает и представляет на утверждение в областную Думу отчеты об исполнении областного бюджета и смет областных внебюджетных фондов, а также, по требованию областной Думы, отчитывается перед ней о своей деятельности;
    - выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законами Калининградской области и другими нормативными правовыми актами, принимаемыми Калининградской областной Думой и администрацией области, а также Положением о комитете по финансам и бюджету администрации области.
    Имущество, находящееся в государственной собственности Калининградской области, может быть передано его собственником в собственность физическим и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Федеральными законами о приватизации государственного и муниципального имущества и программой приватизации государственного имущества Калининградской области, разработанной в соответствии с федеральными законами администрацией области и утвержденной областной Думой.
    Комитет по управлению государственным имуществом Калининградской области ежегодно отчитывается перед областной Думой о реализации программы приватизации.
    При приватизации государственного имущества Калининградской области предусмотренные Гражданским кодексом и настоящим Законом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
    На имущество, находящееся в государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности иностранных государств, переданное в установленном законом порядке в ведение Калининградской области, в полном объеме распространяются положения настоящего Закона, если договором о передаче данного имущества не предусмотрено иное.
    Имущество, находящееся в государственной собственности Калининградской области, равно как и права собственности на данное имущество, принадлежащее Калининградской области, подлежат защите на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области. Ответственность за обеспечение защиты указанного имущества и прав лежит на органах исполнительной власти области и уполномоченных ими органах.
    Органы исполнительной власти, выступая в качестве собственника имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области, вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений своих прав в отношении имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области, хотя бы эти нарушения и не были сопряжены с лишением прав владения.
    Должностные лица и граждане, причинившие своими действиями или бездействием ущерб государственной собственности Калининградской области, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    Ущерб, причиненный государственной собственности Калининградской области, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством.
    Абзац исключен
    Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования в печати.
    Глава администрации области
    Ю.Маточкин
    13 июня 1995 г.
    N 13
    г. Калининград