"Организационной основой государственной политики в сфере образования в Калининградской области является областная целевая программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Калининградской области на основе федеральной программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Калининградской области.";
"Статья 2-1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1. Тип образовательного учреждения (организации) - характеристика образовательного учреждения, определяемая направленностью реализуемых им образовательных программ. Направленность отражает потребности различных групп населения (дошкольное, общее, общее для сирот, коррекционное, дополнительное, дополнительное для взрослых, профессиональное образование).
2. Вид образовательного учреждения (организации) - совокупность свойств и компонентов, обособляющих образовательное учреждение (организацию), реализующее образовательную программу определенного уровня, от остальных образовательных учреждений соответствующего типа. Вид учреждения устанавливается при государственной аккредитации.
3. Инновация в образовании - привнесение или обновление элементов образовательного процесса (содержания, технологий, форм организации и т.д.), направленное на его совершенствование.
4. Областная экспериментальная площадка - образовательное учреждение любого типа и вида, утвержденное областным органом управления образованием в качестве базы для экспериментальной апробации инновации, представляющей интерес для реализации государственной политики в сфере образования.
5. Образовательная программа учреждения - документ, определяющий содержание образования, предоставляемого образовательным учреждением в течение учебного года. Образовательная программа учреждения включает пояснительную записку, обосновывающую отбор содержания, перечень составляющих ее учебных программ всех реализуемых учреждением курсов (базовых, элективных, профильных, предметных, межпредметных), способы контроля освоения программ учащимися и результативность, учебно-методическое обеспечение.
6. Образовательная программа учащегося - документ, устанавливающий перечень или порядок отбора реализуемых учреждением (учреждениями) образовательных курсов, осваиваемых конкретным учащимся в течение учебного года.
7. Школьный округ - объединение учреждений (структурно-территориальная единица образовательной системы), осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на близлежащей территории, без образования нового юридического лица, обеспечивающее единое образовательное пространство для жителей данной территории.
8. Опорная школа - общеобразовательное учреждение, являющееся ведущим по одному или нескольким направлениям функционирования и развития образования среди школ округа.
9. Профильный класс - учебный коллектив учащихся, выбравших одинаковые профильные предметы и курсы по выбору в рамках вариативной части учебного плана и занимающихся основную часть учебного времени по единому расписанию. Профильная группа - внутриклассная или межклассная группа учащихся, занимающихся вместе в рамках вариативной части учебного плана по отдельным профильным курсам и курсам по выбору небольшую часть учебного времени.";
"4. Региональный компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования устанавливается Законом Калининградской области "О начальном профессиональном образовании".
5. Порядок присвоения (подтверждения) учебным изданиям, реализующим региональный компонент содержания дошкольного, общего образования и компонент образовательного учреждения, грифа областного органа управления образованием и порядок деятельности регионального экспертного совета устанавливаются областным органом управления образованием.";
"3. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются государственные или муниципальные специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.";
"Статья 6-1. Общие требования к содержанию образования и организации образовательного процесса
1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется уставом учреждения, основной образовательной программой учреждения, учебным планом, разработанным в соответствии с федеральным базисным учебным планом, региональным и школьным компонентами, скорректированными с учетом видов образовательных учреждений, местных условий, годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым образовательным учреждением самостоятельно.
2. Деятельность образовательных учреждений и классов повышенного уровня осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышенного уровня подготовки учащихся.
3. Разработка регионального компонента содержания образования (учебные, факультативные, специальные курсы, учебные программы) осуществляется через организацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы с привлечением педагогических структур.
4. Порядок приема граждан в профильные классы и классы повышенного уровня старшей ступени определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством.
5. Перевод учащегося из общеобразовательной школы в вечернюю (сменную) общеобразовательную школу для дальнейшего получения основного общего образования осуществляется при достижении учащимися 14 лет, по взаимному согласию родителей (законных представителей), администрации образовательного учреждения по решению муниципальных органов управления образованием, по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних.
6. Деятельность образовательных учреждений - областных экспериментальных площадок - осуществляется в соответствии с типовым положением об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида, лицензией на право реализации образовательных программ соответствующего уровня и положением "Об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях", утверждаемым областным органом управления образованием.
Статья 6-2. Опорная школа
1. В опорной школе концентрируются основные ресурсы школьного округа для качественного осуществления соответствующих направлений.
Основная задача опорной школы - обеспечение предоставления наиболее качественных образовательных услуг для учащихся данной территории.
2. В округе может быть как одна опорная школа по всем выделяемым направлениям, так и несколько школ по разным направлениям.
Опорная школа может иметь статус окружной, муниципальной, межмуниципальной, региональной.
3. Статус опорной школы дает право осуществлять методическую работу для педагогических работников в соответствии с присвоенным статусом.";
"3) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования;";
"18) установление порядка предоставления, распределения субвенций между муниципальными образованиями, выделяемых из средств областного бюджета на соответствующий год, в соответствии с утвержденными законом Калининградской области нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования;
19) формирование объема субвенций муниципальным образованиям области на реализацию государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходы на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов);
20) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием.";
"1. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством осуществляют ежегодную публикацию в средствах массовой информации о соответствии условий осуществления образовательного процесса в подведомственных образовательных учреждениях федеральным и местным требованиям, состоянии здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.";
"формирование местных бюджетов по отрасли "образование" на основании местных нормативов финансирования в расчете на 1 учащегося, воспитанника на уровне не ниже региональных нормативов;";
"5. Предложение по кандидатуре для согласования назначения и освобождения от должности руководителя муниципального органа управления образованием вносится в областной орган управления образованием главой соответствующего муниципального образования.
Для рассмотрения вопроса о согласовании в областной орган управления образованием представляются следующие документы:
- представление главы муниципального образования;
- документы, характеризующие деловые качества предлагаемой кандидатуры (отзыв о работе), копия листка по учету кадров.
6. Согласование кандидатуры руководителя муниципального органа управления образованием осуществляется на коллегии областного органа управления образованием. Согласие на должность считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало более половины от числа членов коллегии. По результатам голосования согласие на назначение на должность или освобождение от должности оформляется протоколом коллегии.
7. В случае несогласования кандидатуры, представленной на назначение на должность, глава муниципального образования в течение одного месяца со дня несогласования вносит в областной орган управления образованием предложения по новой кандидатуре. В числе кандидатур на согласование может быть представлена и ранее несогласованная кандидатура.
Обсуждение и голосование по новой кандидатуре осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 5-7 статьи 17 настоящего Закона, в течение двух недель после представления ее главой муниципального образования.";
"Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогических комиссий.";
"Комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется областным органом управления образованием.";
"Работники образовательных учреждений Калининградской области
- за счет средств местных бюджетов могут обеспечиваться льготным проездом к месту работы и обратно на маршрутных автобусах;
- за счет средств областного бюджета, передаваемого в субвенциальном порядке местным бюджетам, обеспечиваются выплатами единовременного пособия в размере трех должностных окладов при увольнении в связи с уходом на пенсию по возрасту.";