-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Кабардино-Балкарская Республика
Постановление от 15 июля 2000 года № 341

Об Основных направлениях развития промышленного комплекса КБР на период до 2005 года

Принято
Правительством Кабардино-Балкарской Республики
15 июля 2000 года
    В целях создания высокотехнологичного, социально ориентированного промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики и достижения на этой основе активного экономического роста Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
    1.Утвердить прилагаемые Основные направления развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года, представленные Министерством промышленности, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики.
    2.Министерству промышленности, транспорта и связи Кабардино-Балкарской Республики (С.Б. Аброков), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики (М.Х. Ахохов), Министерству топлива и энергетики Кабардино-Балкарской Республики (А.Н. Ахметов), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (Н.М. Бозиев), Министерству внешних связей Кабардино-Балкарской Республики (В.С. Жамборов) совместно с органами местного самоуправления, предприятиями промышленности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, считать приоритетной в своей работе:
    - значительное увеличение численности занятых в промышленности работников с высоким уровнем оплаты труда;
    - увеличение доходов предприятий, отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, достижение бюджетной самодостаточности республики;
    - насыщение внутреннего рынка товарами и услугами собственного производства;
    - увеличение производства экспортной и импортозамещающей продукции;
    - обеспечение своевременного запуска и вывода на проектные мощности новых производств.
    3.Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (Х.В. Шеожев), Министерству экономики и торговли Кабардино-Балкарской Республики совместно с отраслевыми министерствами, администрациями городов и районов, предприятиями промышленности республики осуществить меры по финансовому оздоровлению и государственной поддержке предприятий.
    4.Министерству экономики и торговли Кабардино-Балкарской Республики (Б.М. Рахаев), Министерству государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики (Ю.Ф. Беднев), Министерству внешних связей Кабардино-Балкарской Республики совместно с отраслевыми министерствами, администрациями городов и районов, предприятиями промышленности республики обеспечить благоприятные условия для структурной перестройки, реформирования предприятий промышленности и повышения их инвестиционной привлекательности.
    5.Министерству экономики и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерству внешних связей Кабардино-Балкарской Республики совместно с отраслевыми министерствами, администрациями городов и районов, предприятиями промышленности обеспечить привлечение средств на техническое переоснащение и реконструкцию предприятий в рамках действующего законодательства.
    6.Рекомендовать Территориальному агентству Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по Кабардино-Балкарской Республике совместно с Министерством государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, отраслевыми министерствами и администрациями городов и районов республики осуществить меры по предотвращению негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией предприятий в случае признания их несостоятельными.
    7.Министерству экономики и торговли Кабардино-Балкарской Республики совместно с местными администрациями городов и районов осуществить комплекс мер по устранению причин, препятствующих развитию малого предпринимательства и обеспечить необходимые условия для активного роста промышленного производства в этой сфере.
    8.Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики совместно с отраслевыми министерствами, местными администрациями городов и районов, предприятиями промышленности республики принять конкретные меры по развитию системы непрерывного профессионального образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширению возможностей самообразования и на этой основе обеспечить рациональную структуру занятости населения как основы получения устойчивых доходов и роста благосостояния семей, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
    9.Министерству государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики в месячный срок заключить с отраслевыми министерствами соглашения о разграничении полномочий по управлению имуществом государственных предприятий и акционерных обществ в пределах пакетов акций, принадлежащих государству.
    10.Министерству внешних связей Кабардино-Балкарской Республики, представительствам и торговым домам Кабардино-Балкарской Республики, республиканской контрактной корпорации "Каббалкконтракт" (Х.М. Пшихачев) совместно с отраслевыми министерствами и Министерством экономики и торговли Кабардино-Балкарской Республики в месячный срок представить на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики конкретные предложения о государственной поддержке сбыта выпускаемой предприятиями республики продукции, организации системного маркетинга, созданию организационных форм объединения товаропроизводителей и снабженческо-сбытовых организаций.
    11.Признать утратившим силу Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 февраля 2000 г. N 21 "О проекте Программы развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года".
    12.Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Ю.К. Альтудова.
    Председатель Правительства
    Кабардино-Балкарской Республики
    Х.ЧЕЧЕНОВ
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
  1. I.Введение

  2. Основные направления развития промышленности Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года (далее Основные направления) разработаны Министерством промышленности, транспорта и связи КБР с участием республиканских органов исполнительной власти, местных администраций городов и районов республики в соответствии с поручением Президента Кабардино-Балкарской Республики и распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 октября 1999 года N 396-Р.
    Основные направления основываются на среднесрочной Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 1999 - 2001 гг. (новая редакция).
    В Основных направлениях дается оценка современного состояния промышленности республики, причин спада производства, формируются параметры развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года.
  3. II.Содержание проблемы

  4. К началу экономических реформ Кабардино-Балкарская Республика являлась крупным производителем и поставщиком вольфрамо-молибденового концентрата, кабельной продукции широкого диапазона применения, специального инструмента из природных и синтетических алмазов, нефтепромыслового оборудования и торцевых уплотнителей, изделий электронной техники и электровакуумных приборов для студийного и технического телевидения, программно-технологических комплексов для контроля и управления технологическими процессами в различных отраслях народного хозяйства, выключателей нагрузок и силовых выключателей переменного тока, деревообрабатывающего оборудования, глушителей шума к легковым и грузовым автомобилям, медицинской и рентгеновской аппаратуры, искусственной мягкой кожи и линолеума, продукции перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса.
    В 1990 году объем промышленного производства республики в ценах 1998 года составил 8,3 млрд. руб.
    В структуре объема промышленного производства 36,7% составляла продукция предприятий машиностроения и металлообработки, 19,2% легкой промышленности, 18,5% пищевой промышленности, 12,1% цветной металлургии.
    Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала в отрасли в 1990 году составляла 63,8 тыс. человек, рентабельность производства 19%.
    Вместе с тем размещение производительных сил в республике характеризовалось преобладающей концентрацией в городах Нальчик, Прохладный и Тырныауз. На их долю приходилось 76,6% объема промышленного производства, 77,7% численности работающих в промышленности и более 50% основных производственных фондов. Неравномерное размещение предприятий на территории республики обусловило диспропорции в уровне социально-экономического развития отдельных городов и районов, занятости населения в общественном производстве.
    Промышленность республики слабо ориентирована на использование местных природных ресурсов и удовлетворение внутренних потребностей рынка. Значительную ее часть составляют предприятия с чрезвычайно разветвленными кооперационными связями, технологически зависящие от поставок сырья и комплектующих изделий из других регионов Российской Федерации и стран СНГ. В свою очередь, продукция отрасли в основном вывозится за пределы республики.
    Таким образом, к началу экономических реформ для промышленности Кабардино-Балкарской Республики были характерны преобладание наукоемких и прогрессивных производств, слабо ориентированных на внутренние потребности республики с низкой долей продукции конечного потребления.
    Экономические реформы в Российской Федерации начались на фоне разрушения единого экономического пространства бывшего СССР и основывались на либерализации цен, изменении форм собственности на основные средства производства, обособлении предприятий по вертикали и горизонтали, формировании многоукладной экономики.
    В результате поспешных и непродуманных мер произошло разрушение хозяйственных связей между предприятиями, развал финансовой системы страны и потеря контроля над денежно-кредитной сферой. Спад инвестиционной активности, отсутствие действенных стимулов хозяйственной деятельности обусловили глубокий спад промышленного производства.
    Снижение объемов промышленного производства в республике продолжалось до 1996 года включительно. Наибольший спад пришелся на 1994 год (50,2%).
    Выпуск промышленной продукции в 1998 году составил 2415 млн. руб. или 24% от уровня 1990 года.
    В крайне тяжелом положении оказались большинство предприятий, ориентированных на общероссийский рынок, в частности предприятия военно-промышленного комплекса, цветной металлургии, легкой и деревообрабатывающей промышленности. Объем производства в 1998 году по сравнению с 1990 годом снизился в легкой промышленности на 94,6%, деревообрабатывающей промышленности на 90,6%, цветной металлургии на 90,1%, машиностроении и металлообработке на 78,8%. В пищевой промышленности и промышленности строительных материалов объем промышленного производства снизился на 66,4% и 66,1% соответственно.
    Значительно сократилось производство потребительских товаров почти по всем позициям.
    Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в 1998 году составила в республике 36,9 тыс. чел., или 57,9% от уровня 1990 года. Численность работающих в промышленности снизилась на 26,8 тыс. человек.
    За последние годы приняты ряд Указов Президента Кабардино-Балкарской Республики и постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики, направленные на государственную поддержку промышленности республики. Среди них Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 1997 года N 106 "О некоторых мерах поддержки промышленных предприятий республики", Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
    от 22 марта 1997 года N 61 "О введении временного порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий Кабардино-Балкарской Республики";
    от 18 октября 1997 года N 383 "О мерах по оказанию государственной поддержки Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината";
    от 10 марта 1998 года N 85 "О государственной финансовой поддержке предприятий Кабардино-Балкарской Республики";
    от 20 марта 1999 года N 111 "О мерах государственной поддержки предприятий легкой промышленности";
    от 27 марта 1999 года N 131 "О некоторых мерах по развитию наиболее крупных предприятий республики";
    от 23 марта 1999 года N 119 "Об оказании государственной поддержки ОАО "Нальчикский комбинат "Искож";
    от 30 июня 1999 года N 288 "Об отнесении основных фондов предприятий, временно не участвующих в процессе производства, к страховым запасам с последующей консервацией" и ряд других постановлений.
    Оказанная государственная поддержка и принятые меры позволили с 1997 года остановить спад производства и увеличить объем промышленного производства со 101,1% за 1997 год до 120,4% по результатам работы за 10 месяцев 1999 года.
    На 01.09.99 количество убыточных предприятий в % к общему количеству предприятий отрасли снизилось по сравнению с аналогичным периодом 1998 года с 61,6% до 50,3%, увеличилась масса прибыли с 11 млн. руб. до 23,5 млн. руб. соответственно.
    Вместе с тем по ряду направлений сохраняются негативные тенденции.
    Не достигнуто укрепление платежной и финансовой дисциплины. Тяжелое финансовое положение предприятий вызвано низкой конкурентоспособностью продукции многих предприятий, отсутствием платежеспособного спроса, ростом издержек производства, недоступностью кредитных ресурсов.
    Из-за снижения инвестиционной активности образовались существенные объемы физически и морально устаревшего основного капитала. В результате сложилась ситуация, когда требуется масштабная замена производственных мощностей, не способных реагировать на конъюнктуру потребительского рынка.
    Главными причинами кризисного состояния промышленности республики в настоящее время являются:
    - разрушение хозяйственных связей;
    - недоступность кредитов для предприятий из-за высоких процентных ставок;
    - снижение инвестиционной активности и отсутствия финансовых ресурсов для структурной перестройки производства, внедрения прогрессивных технологий;
    - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и отсутствие на нее платежеспособного спроса;
    - слабая адаптированность предприятий к конъюнктуре рынка.
  5. III.Цель основных направлений

  6. Экономический потенциал Кабардино-Балкарской Республики определяется в первую очередь состоянием и уровнем развития ее промышленного комплекса. Успех экономических реформ в республике будет определяться сроками выхода из кризиса промышленности и эффективностью ее развития.
    Стратегической целью Основных направлений является создание высокотехнологичного, социально ориентированного промышленного комплекса и достижение на этой основе активного экономического роста, что позволит:
    - значительно увеличить численность занятых в промышленности работников с высоким уровнем оплаты труда;
    - увеличить доходы предприятий, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней, достижение бюджетной самодостаточности республики;
    - насытить внутренний рынок товарами и услугами собственного производства.
  7. IV.Задачи основных направлений

  8. Для реализации стратегической цели Основных направлений необходимо решить следующие задачи:
    - финансовое оздоровление предприятий, повышение эффективности производства;
    - проведение структурной перестройки и повышение инвестиционной привлекательности промышленного комплекса республики, ввод новых производств, реформирование предприятий;
    - усиление участия государства в регулировании процессов банкротства предприятий, проведение политики по предотвращению негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией предприятий;
    - стимулирование развития малого предпринимательства;
    - увеличение численности работающих в отрасли, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
  9. V.Меры по выполнению задач и достижению цели основных направлений 5.1. финансовое оздоровление и меры Государственной поддержки предприятий

  10. Одним из главных препятствий на путь к финансовой стабилизации является кризис неплатежей.
    В целях создания условий для финансового оздоровления предприятий и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 и Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 1999 года N 423 до 1 января 2000 года будет проведена реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным, республиканским (КБР) и местным бюджетами. Это позволит предприятиям значительно снизить долговую нагрузку и направить высвобождаемые финансовые ресурсы на развитие производства.
    Учитывая, что значительные финансовые ресурсы предприятий на длительное время выведены из оборота в виде просроченной дебиторской задолженности и остатков готовой продукции, важнейшей задачей промышленных предприятий республики является эффективная работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности, совершенствование структуры предприятий с целью активизации маркетинговой работы и на этой основе значительное увеличение объема реализации продукции, увеличение оплаты готовой продукции денежными средствами, доведение остатков готовой продукции до норматива. Работа по снижению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции должна стать для предприятий приоритетной.
    Долгосрочные экономические интересы республики требуют проведения активной промышленной политики по выявлению и государственной поддержке перспективных производств. Государственная финансовая поддержка должна быть ориентирована в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей. Меры государственной поддержки будут направлены на:
    - развитие системы предоставления государственных гарантий инвестором под высокоэффективные проекты;
    - конкурсное размещение кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств и реализацию эффективных проектов;
    - стимулирование привлечения внебюджетных источников для осуществления значимых проектов;
    - отсрочку и налоговые освобождения на период реализации высокоэффективных проектов;
    - поддержание спроса на конкретные виды продукции через закупку товаров для республиканских (КБР) государственных нужд.
    На структуру издержек производства, цену выпускаемой продукции и, как следствие, конкурентоспособность товаров существенное влияние оказывает наличие на балансе предприятий значительной части незадействованных в производстве основных фондов. В целях финансового оздоровления предприятий, снижения себестоимости, цены и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции необходимо принять закон Кабардино-Балкарской Республики, предусматривающий вывод из налогооблагаемой базы по налогу на имущество и консервации основных фондов предприятий, временно не задействованных в процессе производства.
    Значительную долю в себестоимости товарной продукции предприятий промышленности республики занимают затраты на энергоносители.
    Падение объемов производства, отсутствие дешевой собственной энергетической базы привели в промышленности республики к росту доли энергозатрат в себестоимости продукции до 18%, а в ряде энергоемких производств до 40 - 60%.
    Выполнение Программы создания электроэнергетической базы Кабардино-Балкарской Республики, реализация энергосберегающих мероприятий в промышленности позволит значительно снизить удельный вес электроэнергии в себестоимости продукции.
    Осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению наряду с ростом объемов производства позволит в 2005 году довести объем прибыли в промышленности до 769 млн. руб. при убытках за 1998 год 22,9 млн. руб.
    Выработка на 1 работающего увеличится по сравнению с 1998 годом в 2,3 раза и составит 149,2 тыс. руб.
    5.2.СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА, РЕФОРМИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
    Ключевым фактором возобновления экономического роста является структурная перестройка промышленного комплекса республики. Суть ее состоит в том, что, наряду со свертыванием и ликвидацией не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, необходимо развивать современные эффективные конкурентоспособные производства.
    Преобразования, осуществленные в ходе экономических реформ, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы и практически все предприятия испытали на себе спросовые ограничения.
    Поэтому все большее значение приобретает анализ и прогноз динамики объемов и структуры производства, выявление эффективных точек роста.
    Устойчивое расширение сбыта продукции, как главный признак экономического роста, возможно только при условии повышения эффективности производства. Из этого вытекает необходимость ориентации производства и инвестиций на внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и современного высокопроизводительного оборудования, повышение качества продукции, увеличение доли продукции конечного потребления.
    Основными направлениями структурной перестройки промышленности республики должны стать:
    - обеспечение условий опережающего роста производства, основывающегося на новых технологиях и формирующих "сектора развития" на перспективных научно-технических направлениях;
    - избирательное развитие принципиально новых энерго- и ресурсосберегающих технологий;
    - развитие производства наукоемкой продукции с целью расширения экспортного потенциала республики;
    - развитие производства импортозамещающей продукции;
    - восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности населения и удовлетворяющих платежеспособный спрос.
    Государственную поддержку получат конкурентоспособные, с точки зрения платежеспособного спроса, подотрасли промышленности, определяющие перспективный облик Кабардино-Балкарской Республики:
    - цветная металлургия;
    - электроэнергетика;
    - перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса;
    - машиностроение и металлообработка (производство современного технологического оборудования для добывающих и обрабатывающих отраслей, изделия электротехнической промышленности, средств автоматизации технологических процессов, телекоммуникационных систем и средств связи, изделий медицинского назначения и лекарственных средств, технически сложных потребительских товаров и бытовой техники);
    - промышленность строительных материалов на основе максимального использования местных минерально-сырьевых ресурсов.
    Для успешной работы в условиях рыночной экономики необходимо провести реформирование предприятий.
    Целью реформы предприятий является обеспечение устойчивой и эффективной работы в условиях рыночной экономики, улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов.
    Средством достижения поставленной цели является реструктуризация предприятий, заключающаяся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению в соответствии с выбранной стратегией развития предприятия его функциональных структур. Программа реформирования предприятий должна включать следующие направления:
    - анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
    - инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия, вывод неиспользуемых и устаревших основных фондов, снижение накладных расходов на содержание избыточных мощностей;
    - выделение отдельных производств, не обремененных долговыми обязательствами и создание на их основе самостоятельных предприятий;
    - проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
    - разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;
    - выработка стратегии развития предприятия, эффективного распределения и использования всех материальных, финансовых, трудовых ресурсов, технологий и на этой основе - устойчивого положения на рынке;
    - отбор, подготовка и переподготовка кадров, формирование кадровой политики, предусматривающей наем на конкурсной основе квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия.
    Правительство, прямо не вмешиваясь во внутренние дела предприятий (значительная часть которых является акционерными обществами), будет создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям, которые сами активно реформируются.
    Такие предприятия должны получить преимущества:
    - при распределении государственных инвестиций и кредитных ресурсов на конкурентной основе;
    - при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд;
    - право приобретения в собственность по льготным ценам земельных участков, на которых они размещены. В результате повысится ликвидность предприятий.
    Реформа предприятий создаст необходимые предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности и эффективности инвестиций, что существенно в условиях ограниченности источников и объемов инвестирования, и, в конечном счете, - для экономического подъема на базе освоения новых перспективных технологий.
    Структурная перестройка и реформирование предприятий промышленности республики потребует значительных ресурсов. Поэтому финансовое обеспечение структурной перестройки и реформирования предприятий должно стать приоритетным направлением деятельности в области промышленной политики.
    На реализацию разработанных промышленными предприятиями инвестиционных проектов необходимый объем финансовых ресурсов составляет 3,8 млрд. руб. в ценах 1998 года.
    Важнейшим источником финансирования структурной перестройки промышленности республики должны стать собственные средства предприятий, в том числе за счет использования амортизационных отчислений по своему прямому назначению и выпуска предприятиями акций и конвертируемых облигаций, обеспеченных залогом имущества.
    Собственные средства предприятий на осуществление структурной перестройки на период до 2005 года оцениваются в 740 млн. руб.
    Основной задачей инвестиционной политики Правительства и предприятий республики является привлечение финансовых ресурсов из федерального бюджета, иностранных кредитных линий, банков и других финансово-кредитных учреждений.
    Финансирование инвестиционных проектов предприятий за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с Перечнем Федеральных целевых программ и Федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета и оцениваются до 2005 года в 760 млн. руб.
    В связи с жестким дефицитом федерального бюджета необходимо значительно повысить долю негосударственных ресурсов для реализации инвестиционных проектов предприятий.
    Долгосрочные кредиты по иностранным кредитным линиям, коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений на период до 2005 года оцениваются в 2200 млн. руб.
    Важным направлением должно стать развитие лизинговой деятельности. Внедрение лизинга позволит вывести из кризиса предприятия, в которых наблюдается резкое моральное и физическое старение основных фондов, а традиционные источники финансирования капитальных вложений не обеспечивают поддержания производственной базы на необходимом уровне.
    Инвестиционная политика в промышленности должна быть нацелена на выработку эффективных механизмов мобилизации средств отечественных и иностранных инвесторов и обеспечение реализации приоритетов структурных изменений. Важной задачей является преодоление инвестиционного кризиса, поскольку сокращение инвестиций в производство в долгосрочной перспективе закрепляет технологическое отставание промышленности республики.
    Основными условиями, способствующими притоку инвестиционных ресурсов в промышленность, должны стать:
    - создание привлекательной и стабильной законодательной базы для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств;
    - повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
    - расширение финансовой базы инвестиций за счет широкого применения инвестиционных торгов и привлечения к ним стратегических инвесторов;
    - двусторонние соглашения с иностранными инвесторами о взаимном поощрении и содействии инвестициям.
    Важным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций будет работа по своевременной подготовке конкретных проектов в соответствии с международными стандартами и повышение их эффективности.
    Основными механизмами привлечения инвестиций станут:
    - повышение эффективности инвестиций в промышленность республики путем отбора для финансирования наиболее эффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов и организация системной работы для привлечения инвестиций из всех источников;
    - создание совместных предприятий, в том числе организация производства изделий иностранных фирм на предприятиях республики;
    - расширение межрегионального сотрудничества, создание финансово-промышленных групп, объединение финансовых и материальных ресурсов для структурной перестройки производства ее участников.
    Привлечение инвестиций и структурная перестройка создаст необходимые условия для динамичного развития всех отраслей промышленности Кабардино-Балкарской Республики.
    Цветная металлургия
    Развитие отрасли в предстоящий период связывается, в первую очередь, с необходимостью проведения технической реконструкции ОАО "Тырныаузский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "Гидрометаллург".
    Основными задачами реконструкции и технического перевооружения предприятий является повышение эффективности производства за счет снижения издержек производства и выпуска конкурентоспособной продукции, решение экологических и социальных проблем.
    Разработанный бизнес-план финансового оздоровления и технико-экономическое обоснование реконструкции ОАО "ТГОК" позволяют рассчитывать на постепенный выход комбината из кризисного состояния и переход к рентабельной добыче и переработке 1 млн. тонн руды в год в течение не менее 25 лет.
    Необходимые инвестиции определены в сумме 160 млн. руб. (в ценах июля 1998 года), в том числе в 2000 - 2001 годах 100 млн. руб. на закупку, установку и пуск в эксплуатацию нового горного и обогатительного оборудования. Остальные 60 млн. руб. на завершение реконструкции комбинат инвестирует из собственных средств, накопленных от реализации продукции.
    Выполнение мероприятий предусмотренных бизнес-планом позволит:
    - обеспечить устойчивую работу ОАО "ТГОК" с ведением горно-капитальных работ по реконструкции подземного рудника для отработки богатых руд. При этом обогатительная фабрика на рудах текущей добычи будет работать в безубыточном режиме за счет вывода из эксплуатации и списания с баланса до 90% основных фондов, а также сокращения потребления электроэнергии более, чем в 5 раз;
    - осуществить реконструкцию флотационного отделения за счет использования свободных площадей корпуса самоизмельчения производительностью 1 млн. тонн руды в год, что обеспечит повышение извлечения вольфрама и молибдена на 20 - 25%, улучшение качества концентратов, а также позволит получить медно-висмутовый продукт, извлечь золото и серебро, вывести комбинат на рентабельную работу;
    - организовать производство обработки камня, облицовочных изделий, сварочных электродов, эмалированных (обмоточных) проводов, силикат-глыбы;
    - сократить численность технологического персонала в основном производстве и создать новые рабочие места за счет диверсификации производства.
    Реализация бизнес-плана ОАО "Гидрометаллург" по завершению строительства цеха по переработке накопленных и текущих отходов производства позволит получить дополнительно 300 тонн вольфрамового ангидрида и 130 тонн молибденового концентрата в год на сумму 37,5 млн. руб.
    Ввод мощностей по обработке цветных металлов в городе Прохладный даст прирост объемов на 350 млн. руб. в год.
    Машиностроение и металлообработка
    Реструктуризация и развитие предприятий машиностроительного комплекса республики предусматривает:
    - преодоление структурно-технологической несбалансированности предприятий;
    - развитие новых эффективных производств и технологий, позволяющих произвести значительное обновление выпускаемой продукции;
    - модернизация производственных мощностей, обеспечивающих соответствие требованиям платежеспособного спроса.
    На площадях ОАО "НЭВЗ" намечается организовать производство люминесцентных ламп, стеклянной тары, автомобильных светильников, что позволит увеличить объем производства по сравнению с 1998 годом более, чем в 34 раза.
    ОАО "Терекалмаз" предусматривает освоение производства высококачественных монокристаллических алмазов и на их базе прецизионных алмазных роликов точностью до 1 мкр. и камнеобрабатывающего алмазного инструмента. Реализация инвестиционных проектов позволит предприятию увеличить объем производства в 2005 году по сравнению с 1998 годом в 12,8 раза.
    Будут освоены новые высоковольтные выключатели для энергетического комплекса (ОАО "НЗВА"), опреснительные установки с применением электро-диализного метода (ОАО "Техноприбор"), новые модификации деревообрабатывающего оборудования (ОАО "Станкозавод"), хроматографы для определения серосодержащих соединений и концентрации влаги и ментола в природном газе (ОАО "СКЭП"), регуляторы напряжения и коммутаторы нового поколения для автомобильной промышленности, электронные датчики для автомобилей (ОАО "ПЗПП") и ряд других изделий.
    В целом на предприятиях машиностроения и металлообработки объем промышленного производства увеличится по сравнению с 1998 годом в 4,7 раза.
    Будут введены мощности по производству изделий медицинского назначения и лекарственных средств на площадях Нальчикского завода полупроводниковых приборов с объемом производства 1,2 млрд. руб.
    Легкая промышленность
    Главной задачей развития отрасли является использование потенциальных преимуществ предприятий легкой промышленности, вытекающие из следующих особенностей данной отрасли:
    - быстрая по сравнению с другими отраслями оборачиваемость оборотных средств, позволяющая работать на "коротких деньгах" и дающая максимальную отдачу в минимальный срок;
    - наличие емкого и стабильного рынка;
    - низкая фондоемкость и высокая фондоотдача производства.
    В условиях острого инвестиционного кризиса легкая промышленность с ее быстрым капиталообразованием может стать "точкой роста" и важным источником бюджетных поступлений.
    В обеспечении позитивного развития отрасли важное значение будет иметь создание должной базы конструкторских разработок, отвечающих требованиям и вкусам потребителей, снижение издержек производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции.
    Предприятиями легкой промышленности разработаны инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и техническое перевооружение производства, освоение новых конкурентоспособных изделий, повышение качества и снижение издержек производства. Реализация инвестиционных проектов ведущих предприятий ОАО "Искож", ОАО "Дружба", ОАО "Каббалкодежда", ОАО "Обувь", ОАО "Горянка", ОАО "Баксанское ТТО" и других позволит довести объем производства в отрасли до 328 млн. руб., что в 6,2 раза превышает показатели 1998 года в сопоставимых ценах.
    Деревообрабатывающая промышленность
    В отрасли будет проведено переоснащение производства с целью перехода на новые технологии.
    На Советском промкомбинате будет освоено производство мебели в декоративном исполнении, а также новая технология производства европаркета.
    В ОАО "Каббалкгражданстрой" будет запущен цех по выпуску щитового паркета мощностью 100 тыс. кв. метров в год на сумму 7,1 млн. руб.
    Особого внимания требует вопрос реконструкции ОАО "Эльбрус". Рост производства и формирование устойчивого рынка сбыта на предприятии в прогнозируемый период будут связаны с переходом на производство мебели из натуральной древесины по доступным ценам.
    Производство промышленной продукции в отрасли в 2005 году составит 59,2 млн. руб., что в 11,6 раза больше чем в 1998 г.
    Промышленность строительных материалов
    Основной акцент в развитии промышленности строительных материалов будет сделан на использование богатых месторождений минерального сырья: Лечинкайского и Заюковского туфового, Эльджуртинского гранитного, Хакаюкского перлитового, Герпегежского бентонитового.
    Развитие отрасли будет ориентировано на использование следующих материалов:
    - легкоплавленных глин и суглинков, пригодных для изготовления кирпича и черепицы;
    - песчано-гравийной смеси, строительных песков, известняков, пригодных для производства строительной извести, гипса;
    - рыхлых продуктов вулканических извержений для производства пеплоблоков и теплоизоляционных засыпок, а также перлита, применяемого как высокоэффективный изоляционный материал и сверхлегкий заполнитель бетона;
    - туфа для изготовления пильного стенового и бутового камня;
    - гранитов различной окраски.
    На предприятиях ОАО "Каббалкстрой" будут организованы производства облицовочных изделий из цветных туфов, глазурованной черепицы, бентонитовых изделий.
    Предприятиями ОАО "Каббалкагропромстрой" будет построен карьер перлитового сырья Хакаюкского месторождения и технологическая линия по переработке отходов от пиления туфа на Заюковском карьере.
    ОАО "Домостроительный комбинат" завершит работы по освоению деталей и конструкции для малоэтажного строительства.
    Намечается завершение второй очереди ввода мощностей в ОАО "Нальмас б. ч. з.", что позволит довести объемы производства на предприятии до 223 млн. руб.
    В ОАО "Нальчикские дорожно-строительные материалы" будут освоены производство строительных материалов из ячеистого бетона, кубовидного щебня, мытого фракционированного песка и сухих смесей, изделий для благоустройства.
    ОАО "Каббалкпромстрой" будут реализованы проекты по производству бентонитового порошка и изделий из пенобетона.
    Будет завершена реконструкция завода стеновых материалов в г. Прохладный.
    Ввод новых мощностей позволит увеличить объем производства строительных материалов в республике в 4,4 раза по сравнению с 1998 годом.
    Пищевая промышленность
    В пищевой промышленности политика Правительства республики будет направлена на совершенствование отраслевой структуры производства, позволяющее своевременно реагировать на изменение в спросе на продовольствие, повышение качества продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем рынке.
    В сравнении с другими отраслями пищевая промышленность имеет наибольший инвестиционный задел, который должен обеспечить устойчивое развитие отрасли. Осуществленные капитальные вложения в развитие производства минеральной воды, халвы, кондитерских изделий, пива, реализация инвестиционных проектов по производству жидкого крахмального сахара, сладкой кукурузы и кукурузного масла, сахарного песка мощностью 3 тыс. тонн в год, рапсового масла мощностью 5 тыс. тонн в год, соевого молока мощностью 1 тыс. тонн в год и ряда других проектов позволят увеличить объем производства в отрасль более, чем в 3,7 раза.
    Намечается проведение реконструкции и технического перевооружения, расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции в ОАО "Кондитерская фабрика", ОАО "Макаронпром", ОАО Сырзавод "Прохладненский", ряде предприятий консервной промышленности.
    В отрасли будет увеличен выпуск продукций по всем позициям потребительских товаров. Значительно возрастет объем производства мяса и мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, крупяных изделий, масла растительного и животного, безалкогольных напитков, минеральной воды, фруктовых соков.
    В целом по отрасли объем промышленного производства составит в 2005 году 2000 млн. руб., что в 3,7 раза превышает объем производства за 1998 год в сопоставимых ценах. Доля предприятий пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства республики составит в 2005 году 20,6% (в 1990 г. - 18,5%, в 1998 г. - 25,6%).
    Важно обеспечить сбалансированное развитие сельхозпроизводства и мощностей перерабатывающих предприятий.
    Одним из внутренних резервов повышения эффективности производства в отрасли должно стать более глубокая интеграция и кооперация производства, переработки и реализации продукции, а также максимальная загрузка производственных мощностей перерабатывающих предприятий, что позволит стабилизировать ситуацию на рынке важнейших видов продовольственных товаров.
    Электроэнергетика
    Развитие энергетического комплекса республики, достижение устойчивого и надежного обеспечения электроэнергией народно-хозяйственного комплекса республики будет осуществляться в соответствии с Программой создания электроэнергетической базы КБР на период до 2010 года.
    Основными направлениями развития энергетического комплекса республики на среднесрочную перспективу являются:
    - дальнейшее продвижение к обеспечению экономически и экологически целесообразного использования имеющегося потенциала гидроресурсов республики;
    - обновление физически и морально изношенного энергетического оборудования с внедрением газотурбинных установок с паровыми котлами взамен паросиловых;
    - интенсификация использования нетрадиционных видов источников энергии, в первую очередь возобновляемых и вторичных энергоресурсов (ветровой, солнечной, геотермальной энергии).
    Базой для развития энергетической отрасли республики является значительный по величине гидроэнергетический потенциал горных рек.
    В республике будет продолжено строительство каскада Нижне-Черекских ГЭС, комплекса малых ГЭС. Ввод производственных мощностей за период 2000 - 2005 годы по ОАО "Каббалкэнерго" составит 157,1 Мвт. Объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования за этот период составит 2178 млн. руб.
    В отрасли объем промышленного производства увеличится по сравнению с 1998 годом более, чем в 2,3 раза и составит в 2005 году 1,4 млрд. руб.
    5.3.РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ БАНКРОТСТВА
    Одним из регуляторов в повышении эффективности производства должна стать работа с неплатежеспособными предприятиями.
    Задача состоит в проведении государственной политики, направленной на предотвращение негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией предприятий в случае признания их несостоятельными (банкротами).
    Для осуществления данной задачи Территориальному агентству Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в КБР, отраслевым министерствам предстоит осуществлять мониторинг финансового состояния предприятий всех форм собственности, принимать меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, попавших в зону кризиса, а также стимулировать предприятия к самостоятельному выходу из состояния финансовой неустойчивости.
    В соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 февраля 1999 года N 59 Территориальное агентство Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в КБР:
    - консолидирует требования к организациям - должникам по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и формирует документы, необходимые для обращения в арбитражный суд;
    - представляет от имени Кабардино-Балкарской Республики интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
    - представляет интересы Кабардино-Балкарской Республики как кредитора по денежным обязательствам и обязательным платежам при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
    Решения по действиям в отношении конкретного неплатежеспособного предприятия и кандидатуре на назначение арбитражных управляющих согласовываются с отраслевыми министерствами и местной администрацией.
    Принятие решения о возбуждении процедуры банкротства должно основываться на селективной политике, отражающей реальный спрос на продукцию конкретных предприятий, основные характеристики производственного и рыночного потенциалов, оценку внутренних резервов и эффективности тех мероприятий, которые предполагается реализовать в целях финансового оздоровления.
    В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют в республиканском хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, будут применяться такие процедуры, как внешнее управление имуществом должника, разделение производства на несколько самостоятельных структур, реализация в установленном порядке излишнего имущества, продажа предприятия.
    Важным является привлечение инвесторов, участвующих в процессах оздоровления неплатежеспособных предприятий. Переход таких предприятий к новому собственнику даст возможность осуществить комплекс мер по реорганизации предприятия и восстановлению его платежеспособности. Ликвидация неплатежеспособного бесперспективного предприятия, продажа его имущества позволит осуществить реструктуризацию производственных активов и организовать новым собственникам производство на базе не обремененных обязательствами имущественного комплекса, послужит толчком к развитию малого и среднего предпринимательства, заложит основу для создания новых и сохранения старых рабочих мест.
    Особое внимание будет уделено предприятиям, которые, обладая высоким производственным и рыночным потенциалом, оказались в кризисном финансовом положении. К руководителям таких предприятий необходимо применять меры, предусмотренные законодательством.
    Кадровая работа становится одним из ключевых элементов промышленной политики нового этапа реформ. Контрактная форма найма руководителя должна стать главным инструментом регулирования отношений органов исполнительной власти, трудового коллектива и руководителя.
    Со стороны государства будет осуществляться активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных антикризисных управляющих.
    5.4.СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    Активное развитие малого предпринимательства, эффективное использование присущей ему инициативы станет одним из ведущих факторов экономического подъема.
    Экономическая стабилизация и увеличение темпов развития предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, откроют возможности для более полного заполнения соответствующей ниши, характерной для рыночной экономики, создания новых производственно-технологических цепочек с широким участием в них малых предприятий различного профиля деятельности.
    Одним из показателей характеризирующих деловую активность развития малого предпринимательства является количество жителей в расчете на одно малое предприятие. Этот показатель в Кабардино-Балкарской Республике в 2 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации и в 5,6 раза ниже, чем в г. Москве.
    Сохраняется крайне неравномерное размещение предприятий малого бизнеса на территории республики. Из общего числа малых предприятий 77% расположены в г. Нальчике. Во многих трудоизбыточных районных и сельских населенных пунктах предпринимательские структуры практически не создаются.
    Удельный вес налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности составляет всего 9 - 10%.
    Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых предприятий усилия Правительства республики будут направлены на:
    - формирование благоприятного порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства и организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
    - устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих возможности создания малых предприятий;
    - создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе при осуществлении процедуры банкротства предприятий не имеющих перспективы развития;
    - активизацию поддержки малого предпринимательства со стороны органов местного самоуправления, устранение диспропорции в территориальном размещении малых предприятий;
    - концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного товаропроизводящего сектора;
    - оказание содействия в подготовке кадров для малого предпринимательства, а также специалистов органов исполнительной власти, занятых вопросами поддержки предпринимательства;
    - защиту предпринимателей от преступных посягательств.
    Устранение причин, препятствующих развитию малого предпринимательства, позволит к 2005 году создать более 20 тыс. новых рабочих мест в сфере промышленного производства и довести удельный вес налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в бюджеты всех уровней до 25 - 30%.
    5.5.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
    Основной целью политики занятости в республике на предстоящий период является обеспечение рациональной структуры занятости населения, как основы получения устойчивых доходов и роста благосостояния семей, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
    Использование трудового потенциала и увеличение занятости населения будет обеспечиваться намечаемыми мерами по структурной перестройке экономики, активной промышленной и инвестиционной политикой, мероприятиями, предусмотренными Программой содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики.
    В связи с оживлением промышленности увеличится спрос на рабочую силу, а численность занятых возрастет к 2005 году до 64,9 тыс. чел., что составляет 178,5% к уровню 1998 года и 101,9% к 1990 году.
    Вместе с тем структурная перестройка промышленности будет сопровождаться свертыванием и ликвидацией неэффективных производств с одновременным развитием конкурентоспособных видов деятельности.
    В целях предотвращения массового высвобождения работников намечается разработка социальных планов предприятий. Предусматривается развитие системы непрерывного профессионального образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения.
    Исходя из прогнозируемой ситуации политика в области увеличения численности работающих в промышленности в предстоящий период будет направлена на:
    - преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности и на этой основе доведение численности работающих в отрасли не ниже уровня 1990 года за счет создания новых рабочих мест, ввода новых предприятий и мощностей;
    - обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
    - повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;
    - усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующее изменение трудовой мотивации.
    Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы мало восприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программы структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции.
    Анализ положения дел показывает, что в настоящее время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Результатом этого является снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих и служащих, особенно высвобождаемых работников, которые нуждаются либо в повышении имеющейся квалификации, либо в получении новой специальности.
    Испытывающие финансовые затруднения работодатели не уделяют достаточного внимания и заинтересованности в повышении профессиональной квалификации специалистов и рабочих предприятий.
    Исходя из этого будет восстановлена внутрипроизводственная система обучения, повышения квалификации и подготовки персонала на производстве.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Основные направления развития промышленности Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года разработаны с целью определения реальных возможностей и основных механизмов наращивания объема производства.
    Основные направления основываются на анализе сложившихся тенденций, динамике основных показателей предприятий и отраслей, а также предложениях администраций городов и районов республики.
    В целом по республике предусматривается доведение объема промышленного производства в 2005 году до 9,7 млрд. руб. в ценах 1998 года, что составляет 116,2% к уровню 1990 года и 401,6% к 1998 году.
    В общем объеме промышленного производства доля предприятий машиностроения и металлообработки составит в 2005 году 26,5%, пищевой промышленности 20,6% при аналогичных показателях за 1998 год 25,4% и 25,6% соответственно.
    Удельный вес медицинской промышленности в общем объеме промышленного производства республики составит в 2005 г. 12,7%.
    Сохраняется доминирующее положение городов Нальчик и Прохладный в объеме производства промышленной продукции в целом по республике. Доля этих городов в общем объеме промышленного производства республики составит в 2005 году 52,4% и 15,4% соответственно.
    Из-за значительного сокращения проектных мощностей по добыче вольфрамо-молибденовых руд на Тырныаузском месторождении, в Эльбрусском районе в 2005 год году объем промышленного производства и численность занятых в промышленности к уровню 1990 года составит всего 35,7% и 64,3% соответственно. Для решения проблемы трудоустройства жителей необходимо создать в районе максимально благоприятные условия для развития малого предпринимательства, в том числе в сфере услуг.
    Реализация Основных направлений позволит стабилизировать ситуацию в промышленности республики и обеспечит в конечном итоге достижение важных социально-экономических целей:
    - обеспечить переход на траекторию интенсивного экономического роста на этой основе значительно увеличить доходы предприятий и бюджета республики;
    - восстановить к 2005 году по сравнению с уровнем 1998 года более 28 тыс. рабочих мест в промышленности республики;
    - нормализовать структуру трудовых мотиваций населения, сориентировав его на активную деятельность в производственной сфере, предоставить большинству семей возможность достижения потребительских стандартов за счет обеспечения стабильной работы предприятий и на этой основе значительного увеличения уровня оплаты труда;
    - насытить рынок республики многими потребительскими товарами собственного производства;
    - сформировать оптимистические ожидания у значительной части населения Кабардино-Балкарской Республики относительно своего будущего.
    Для успешной реализации Основных направлений потребуется целенаправленная работа представительных и исполнительных органов власти республики, муниципальных образований.
    Аналогичные программы должны быть разработаны и утверждены в каждом районе, городе, промышленном предприятии. Реализация Основных направлений развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2005 года должна стать приоритетом в деятельности Правительства, администраций городов и районов Кабардино-Балкарской Республики.