Кабардино-Балкарская Республика
Закон от 28 июля 1997 года № 26-РЗ

О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике

Принят
Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
10 июля 1997 года
    В редакциях
  • от 08.03.2001 № 19-РЗ,
  • от 18.05.2001 № 42-РЗ.
    Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития на территории Кабардино-Балкарской Республики.
  1. Глава I.Общие положения

  2. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
    зона экономического развития (далее - зона) - ограниченный участок территории Кабардино-Балкарской Республики, в пределах которого действует льготное налогообложение предпринимательской деятельности участников зоны;
    участники зоны экономического развития - российские и иностранные физические и юридические лица, получившие в соответствии с настоящим Законом статус участника зоны экономического развития.
    Действие настоящего Закона распространяется на:
    создаваемые на территории Кабардино-Балкарской Республики зоны экономического развития;
    хозяйствующие субъекты, являющиеся участниками зоны экономического развития;
    все виды предпринимательской деятельности, осуществляемой участниками зоны экономического развития только на ее территории.
    Зоны экономического развития создаются в целях ускорения экономического роста, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов, освоения современных форм организации бизнеса, совершенствования хозяйственной инфраструктуры, расширения экспортного потенциала и производства импортозамещающей продукции, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов в интересах Кабардино-Балкарской Республики.
    В Кабардино-Балкарской Республике могут создаваться зоны экономического развития следующих видов и сфер деятельности:
    1.Производственная зона - зона, ориентированная на выпуск товаров потребительского и (или) производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках.
    Производственные зоны создаются на территории и производственной базе отдельных организаций (групп рядом расположенных организаций).
    2.Социально-жилищная зона - зона, деятельность которой направлена на решение жилищной проблемы путем строительства жилых зданий и комплексов, улучшения качества жилья.
    3.Торгово-складская зона - зона, предназначенная для хранения, сортировки, упаковки, маркировки и переработки экспортно-импортных грузов, а также для организации выставок, ярмарок, центров оптовой и розничной торговли.
    Торгово-складские зоны создаются на территории и производственной базе отдельных организаций (групп рядом расположенных организаций) материально-технического снабжения и оптовой торговли, а также выставочных комплексов.
    4.Курортно-рекреационная зона - зона, предназначенная для развития курорта, туризма, альпинизма, горнолыжного и других видов спорта и соответствующей инфраструктуры.
    5.Технико-внедренческая зона - зона, предназначенная для развития фундаментальных и прикладных исследований, разработки и внедрения в производство новейших видов техники и технологии, содействия экспорту и импортозамещению высокотехнологичной продукции.
    Технико-внедренческие зоны размещаются на территории учебных заведений, организаций научно-исследовательского и научно-производственного профиля.
    6.Сервисная зона - зона, образованная с целью развития услуг, связанных с инвестиционной, финансово-банковской, страховой и оффшорной деятельностью.
    В Кабардино-Балкарской Республике могут создаваться зоны экономического развития со смешанной сферой деятельности.
    Правовое регулирование инвестиций и предпринимательской деятельности в зонах экономического развития осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
    Полномочия по государственному регулированию функционирования зон экономического развития осуществляются уполномоченным Правительством Кабардино-Балкарской Республики органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган).
    Уполномоченный орган разрабатывает предложения об осуществлении государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области создания и развития зон экономического развития, вносит в Правительство Кабардино-Балкарской Республики предложения об их создании или ликвидации, координирует и контролирует деятельность зон, привлекает в них инвестиции, реализует другие делегированные ему полномочия.
  3. Глава II.Создание и ликвидация зон экономического развития

  4. Инициаторами создания зоны экономического развития могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица.
    Инициаторы создания зоны экономического развития представляют в уполномоченный орган следующие документы:
    заявку на создание зоны экономического развития;
    технико-экономическое обоснование создания зоны, включая программу ее развития (бизнес-план) не менее чем на три года;
    проект положения о зоне экономического развития;
    бухгалтерские балансы и счета прибыли и убытков на последнюю отчетную дату юридических лиц - претендентов на получение статуса участника зоны экономического развития;
    проект договора между органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению финансами Кабардино-Балкарской Республики, органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению экономикой и торговлей Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным органом и участником зоны экономического развития об осуществлении инвестиций и ведении предпринимательской деятельности на ее территории;
    решение администрации района, города (республиканского подчинения) о создании зоны экономического развития на подведомственной территории.
    Помимо документов, перечисленных в части 1 настоящей статьи, иностранные юридические и физические лица представляют в уполномоченный орган документы в соответствии с порядком регистрации предприятий с иностранными инвестициями, а российские физические лица - декларацию о доходах и имущественном положении.
    При получении заявки на создание зоны экономического развития уполномоченный орган обеспечивает возможности для выработки альтернативных вариантов программ создания и развития соответствующей территории.
    Правительство Кабардино-Балкарской Республики на основании заключения уполномоченного органа принимает решение о создании зоны экономического развития (или отказывает инициатору подачи заявки), утверждает положение о зоне, представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики и соответствующий представительный орган местного самоуправления проект закона (постановления) о предоставлении льгот участникам зоны экономического развития.
    В создании зоны экономического развития может быть отказано по основаниям:
    экономической неэффективности реализации проекта создания зоны;
    финансовой несостоятельности инициаторов предложения о создании зоны;
    недостоверности или недостаточности сведений в документах, прилагаемых к заявке на создание зоны;
    возможной угрозы безопасности Кабардино-Балкарской Республики.
    В случае отказа в создании зоны экономического развития заявителю в месячный срок сообщается об этом в письменной форме с обоснованием причин отказа. Отказ в создании зоны может быть обжалован в суд.
    Положение о зоне экономического развития должно включать:
    вид и наименование зоны;
    границы зоны;
    цели и задачи зоны;
    срок функционирования зоны;
    условия ведения предпринимательской деятельности участниками зоны;
    органы управления зоны, их функции и полномочия;
    условия ликвидации зоны.
    В положении могут быть предусмотрены иные разделы, определяющие особенности зоны экономического развития.
    После принятия решения об учреждении зоны экономического развития органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению финансами Кабардино-Балкарской Республики, органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению экономикой и торговлей Кабардино-Балкарской Республики и уполномоченный орган заключают с участником зоны Договор об осуществлении инвестиций и о ведении предпринимательской деятельности на территории зоны (далее - Договор), направленной на реализацию планов ее развития.
    В Договоре предусматриваются:
    предмет Договора;
    обязательства участника зоны по инвестированию и ведению предпринимательской деятельности;
    порядок расходования средств, полученных в виде налоговых льгот;
    условия реализации программы развития зоны;
    размеры и сроки изъятия из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов средств, предоставляемых в виде льгот;
    формы, размеры и сроки поступлений в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты средств, учитываемых как возврат предоставленных льгот;
    ответственность сторон за невыполнение обязательств;
    порядок контроля за соблюдением условий Договора;
    условия расторжения Договора;
    другие разделы по взаимному соглашению.
    1.При создании зоны экономического развития статус ее участника приобретается юридическими и физическими лицами после заключения Договора.
    2.В действующей зоне экономического развития предоставление статуса ее участника производится в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики о создании зоны после рассмотрения уполномоченным органом заявки претендента на получение статуса и заключения с ним Договора.
    Основанием для отказа в предоставлении статуса участника в действующей зоне экономического развития может быть:
    несоответствие деятельности, планируемой претендентом в зоне, планам развития зоны;
    присутствие признаков несостоятельности (банкротства) заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
    нарушение претендентом процедуры подачи заявки.
    Ликвидация зоны экономического развития осуществляется по решению Правительства Кабардино-Балкарской Республики на основании совместного мотивированного представления органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению финансами Кабардино-Балкарской Республики, органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по управлению экономикой и торговлей Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченного органа и органа местного самоуправления, на подведомственной территории которого расположена ликвидируемая зона экономического развития.
    Зона экономического развития может быть ликвидирована по следующим основаниям:
    истечение срока функционирования зоны, установленного положением о зоне экономического развития;
    систематическое нарушение участниками зоны экономического развития законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, невыполнение ими задач и целей создания зоны;
    невозможность осуществления целей, предусмотренных положением о зоне экономического развития, но не ранее чем через 3 года после создания этой зоны;
    угроза безопасности Кабардино-Балкарской Республики.
    В двух последних случаях, указанных в части 2 настоящей статьи, участникам зоны экономического развития, которые выполняют принятые на себя обязательства, выплачивается адекватная компенсация за убытки, понесенные ими в период после регистрации в качестве участника зоны.
    В случае принятия решения о ликвидации зоны экономического развития эта зона должна быть ликвидирована в течение трех месяцев с момента принятия такого решения.
  5. Глава III.Режим предпринимательской деятельности в зонах экономического развития

  6. На территории зоны экономического развития применяется таможенный режим, регулируемый таможенным законодательством Российской Федерации.
    На территории зоны экономического развития государственное управление в области охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, осуществление государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля за использованием и охраной природных ресурсов, утверждение нормативов пользования природными ресурсами и иные виды регулирования в указанной области осуществляются соответствующими органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Для обеспечения своих производственных и коммерческих целей участники зоны экономического развития имеют право пользования землей, а также зданиями и сооружениями, находящимися на территории зоны экономического развития, в том числе на условиях их долгосрочной аренды (субаренды) сроком до пяти - десяти лет, но не более срока действия Договора, с правом ее продления в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    Участникам зоны экономического развития предоставляются налоговые льготы, распространяющиеся только на ту деятельность и на те суммы, которые направлены на реализацию планов развития зоны.
    Участники зоны экономического развития в установленном законодательством Российской Федерации порядке освобождаются от уплаты налогов и сборов, в том числе вновь вводимых, по которым право устанавливать льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в компетенцию Кабардино-Балкарской Республики.
    Контроль за выполнением участниками зоны условий предоставления льгот осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
    Финансирование обустройства производственной и транспортной инфраструктур зоны экономического развития осуществляется за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
    Средства, выделяемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, могут предоставляться как в форме бюджетных ссуд или отсрочки либо рассрочки платежей в бюджет.
    Муниципальные образования, на территории которых расположены зоны экономического развития, могут участвовать в таком финансировании за счет средств собственных бюджетов, поступлений от сдачи в аренду земли, зданий и сооружений.
    На территории зон экономического развития действует разрешительный порядок осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности.
    Невыполнение участником зоны экономического развития принятых им обязательств влечет за собой приостановление действия Договора на срок, определяемый уполномоченным органом, до выполнения обязательств, либо аннулирование Договора, если не будет доказано, что это невыполнение было обусловлено действием обстоятельств непреодолимой силы.
    Разрешительный порядок осуществления инвестиций и ведения предпринимательской деятельности в зоне экономического развития не применяется в случаях:
    - осуществления реинвестирования в развитие предпринимательской деятельности в зоне в соответствии с Договором;
    - приобретения юридическими и физическими лицами долей (вкладов) в уставном капитале участников зоны экономического развития, ранее заключивших Договор о деятельности в этой зоне;
    - осуществления инвестиций в соответствии с договором о производственной кооперации и иной совместной деятельности.
    Для оказания посреднических услуг администрациям и участникам зон экономического развития при уполномоченном органе может создаваться специализированное сервисно-консалтинговое предприятие.
    Трудовые отношения в зоне экономического развития регулируются законодательством о труде Российской Федерации.
    Привлечение иностранного инженерно-технического и управленческого персонала для выполнения работ соответствующей квалификации на территории зоны экономического развития не ограничивается. Привлечение иностранных рабочих для выполнения производственных и строительно-монтажных работ осуществляется в соответствии с Договором.
    При этом не должны ухудшаться социально-трудовые условия работы и не должен снижаться уровень занятости для работников, являющихся гражданами Российской Федерации.
    Социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников в зонах экономического развития, за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников, регулируются законодательством Российской Федерации.
    Организации с иностранными инвестициями вносят отчисления на государственное социальное и медицинское страхование российских и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение российских работников по ставкам, установленным для организаций Российской Федерации.
    Отчисления на пенсионное обеспечение иностранных работников организации с иностранными инвестициями вносят в соответствующие фонды государств, которые являются постоянным местом жительства этих работников, на условиях, предусмотренных законодательством этих государств и международными договорами.
    Статьи 21. Ограничение проживания в зоне экономического развития
    Абзац исключен.
    На территории производственных и торгово-складских зон экономического развития не допускается постоянное проживание физических лиц.
    Управление зоной экономического развития осуществляет администрация этой зоны, создаваемая Правительством Кабардино-Балкарской Республики и имеющая правовой статус учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
    Положение об администрации зоны экономического развития утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики по согласованию с органами местного самоуправления, на подведомственной территории которых образована зона.
    Администрация зоны экономического развития подотчетна Правительству Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченному органу, органу местного самоуправления, на подведомственной территории которого создана зона экономического развития.
    Споры, возникающие в связи с применением настоящего Закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Споры о порядке выплаты компенсаций в случае национализации или реквизиции собственности участников зоны экономического развития рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, если иной порядок рассмотрения споров не предусмотрен международными договорами.
    Президент
    Кабардино-Балкарской Республики
    В.КОКОВ
    г. Нальчик, Дом Правительства
    28 июля 1997 года
    N 26-РЗ