-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Кабардино-Балкарская Республика
Закон от 10 августа 2001 года № 80-РЗ

О культуре

Принят
Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
02 сентября 2001 года
    В редакциях
  • от 26.06.2004 № 16-РЗ,
  • от 29.12.2004 № 55-РЗ,
  • от 02.06.2005 № 38-РЗ,
  • от 19.04.2006 № 28-РЗ,
  • от 08.12.2006 № 91-РЗ,
  • от 24.03.2007 № 15-РЗ,
  • от 30.07.2007 № 62-РЗ,
  • от 10.12.2008 № 71-РЗ,
  • от 18.11.2010 № 83-РЗ,
  •  c изменениями
  • от 10.02.2004 № 1-РЗ.
    Настоящий Закон регулирует отношения в сфере сохранения и развития культуры в Кабардино-Балкарской Республике, определяет принципы государственной политики Кабардино-Балкарской Республики и государственные гарантии в области культуры, обеспечивает права и свободы граждан, их объединений в области культурной деятельности.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Задачами законодательства Кабардино-Балкарской Республики в области культуры являются:
    а) обеспечение и защита прав и свобод человека, общественных объединений, народов и иных этнических общностей на культурную деятельность и участие в культурной жизни;
    б) определение принципов культурной деятельности Кабардино-Балкарской Республики;
    в) установление правовой базы для сохранения исторического и культурного наследия народов Кабардино-Балкарской Республики, развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
    г) определение направлений государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области культуры.
    Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области культуры основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, международных соглашений Кабардино-Балкарской Республики и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    государственная политика Кабардино-Балкарской Республики в области культуры - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется Кабардино-Балкарская Республика в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культурных ценностей, а также сама деятельность Кабардино-Балкарской Республики в области культуры;
    деятельность в области культуры - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;
    достоинство культур народов и иных этнических общностей - признание их ценности и проявление уважения к ним;
    культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;
    культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, архитектуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
    культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;
    культурное наследие народов Кабардино-Балкарской Республики - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Кабардино-Балкарской Республики и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию;
    культурные аспекты программ развития - перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты;
    национально-культурное достояние народов Кабардино-Балкарской Республики - совокупность материальных и духовных культурных ценностей народов Кабардино-Балкарской Республики, а также организации культуры, которые имеют республиканское, федеральное и международное значение и находятся под охраной государства в соответствии с действующим законодательством;
    национальная (этническая) культура - устойчивая совокупность присущих отдельной национальной (этнической) группе общих мировоззренческих, нравственных и материальных ценностей, норм и образцов поведения, определяющих ее характерные особенности;
    организация культуры - организация, основная деятельность которой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ, действующая в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;
    творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация, включая литературу, сценическое, изобразительное, прикладное, аудиовизуальное искусство, архитектурную, дизайнерскую, исследовательскую и иную деятельность, которая вносит вклад в развитие культуры;
    творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.
    Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:
    а) сохранение, создание, распространение, освоение и развитие культурных ценностей;
    б) выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории, культуры, архитектуры;
    в) развитие художественной литературы, сценического, музыкального, изобразительного искусства, архитектуры и дизайна, кинематографии и фотоискусства, других видов и жанров искусства;
    г) возрождение и развитие художественных народных промыслов и ремесел, языков, фольклора, обычаев и обрядов, исторических топонимов народной культуры, создание условий для развития самодеятельного (любительского) художественного творчества;
    д) развитие музейного дела и коллекционирования;
    е) книгоиздание и библиотечное дело, а также иная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием; архивное дело;
    ж) создание и распространение культурных ценностей посредством телевидения, радио и других аудиовизуальных средств;
    з) эстетическое воспитание, художественное образование и педагогическая деятельность в этой области;
    и) научные исследования культуры;
    к) укрепление и развитие культурного сотрудничества Кабардино-Балкарской Республики с субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств, международными организациями в рамках органов, созданных ими для целей культурных обменов, органами государственной власти иностранных государств в установленном порядке;
    л) иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности, независимо от того, является это основным или сопутствующим видом деятельности.
    Кабардино-Балкарская Республика определяет следующие приоритетные направления в развитии культуры:
    а) возрождение, развитие и распространение национальной культуры народов Кабардино-Балкарской Республики;
    б) предоставление равных возможностей для развития культуры представителям народов Кабардино-Балкарской Республики;
    в) приобщение граждан к лучшим образцам российской, мировой культуры, классическим произведениям литературы и искусства;
    г) воспитание подрастающего поколения на примерах лучших традиций национальной и мировой культуры.
    Государственная политика Кабардино-Балкарской Республики в области культуры осуществляется на основе следующих принципов:
    а) невмешательства государства в творческую деятельность;
    б) равенства прав народов и иных этнических общностей в Кабардино-Балкарской Республике в сохранении, создании, распространении и освоении культурных ценностей;
    в) приоритета общечеловеческих духовных ценностей;
    г) свободы творческой деятельности;
    д) защиты интеллектуальной собственности;
    е) общедоступности культурных ценностей и благ;
    ж) сочетания государственных и общественных начал в организации культурной деятельности.
    Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в обязательном порядке учитывают культурные аспекты в государственных (целевых) программах социально-экономического и научно-технического развития Кабардино-Балкарской Республики, программах природопользования, государственного и частного строительства, международных и межнациональных отношений.
    В этих целях государственные (целевые) программы Кабардино-Балкарской Республики подлежат обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, образуемыми Парламентом Кабардино-Балкарской Республики и Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
  3. Глава 2.Права и свободы человека и гражданина в сфере культуры

  4. Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств.
    Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп, религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.
    Кабардино-Балкарская Республика в лице ее органов государственной власти защищает граждан от любых форм вмешательства в творческую деятельность.
    Каждый имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
    Творческая деятельность предполагает свободу самовыражения, выбора средств и области приложения, самостоятельное определение судьбы созданных произведений.
    Право каждого заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
    Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
    Каждый имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.
    Каждому обеспечивается право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям, выставкам творческих достижений во всех областях культурной деятельности.
    Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются федеральным законодательством.
    Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    Каждый без ограничения возраста имеет право свободного выбора форм и способов гуманитарного и художественного образования в соответствии с федеральным и республиканским законодательством об образовании.
    Каждый имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации и иные объекты.
    Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются гражданским законодательством Российской Федерации.
    Граждане имеют право создавать организации по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определенном гражданским законодательством Российской Федерации.
    Граждане имеют право вывозить на территории иностранных государств результаты своей творческой деятельности с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
    Граждане имеют право создавать по своей инициативе творческие союзы, фонды и иные организации, объединения в сфере культуры в порядке, установленном федеральным законодательством.
  5. Глава 3.Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры

  6. Народам, национальным группам и иным этническим общностям предоставляется право создания этнических культурных центров, обществ и землячеств на основе волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан для сохранения и развития своей культурно-национальной самобытности.
    Удовлетворение культурных запросов граждан отдельных национальных групп не должно наносить ущерба правам и законным интересам других этнических общностей, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики.
    Кабардино-Балкарская Республика осуществляет поддержку существующих и возникающих за пределами Российской Федерации или Кабардино-Балкарской Республики культурно-национальных организаций своих соотечественников, заключает в необходимых случаях соответствующие, в том числе международные, соглашения в данной области, содействует созданию специальных фондов, направленных на поддержку таких организаций.
  7. Глава 4.Национально-культурное достояние народов Кабардино-балкарской республики

  8. Кабардино-Балкарская Республика признает своим высшим национальным культурным достоянием человеческий талант и берет на себя обязательство заботиться об особо одаренных личностях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, гарантирует благоприятные условия для развития и применения их способностей на благо общества.
    Национально-культурным достоянием народов Кабардино-Балкарской Республики являются:
    а) материальные и духовные ценности, находящиеся на территории Кабардино-Балкарской Республики, относимые настоящим Законом к культурным ценностям;
    б) материальные и духовные ценности, находящиеся за пределами Кабардино-Балкарской Республики, являющиеся результатом культурной деятельности представителей народов Кабардино-Балкарской Республики или граждан, признающих свою прямую преемственную связь с этнокультурными традициями этих народов;
    в) организации культуры, которые имеют республиканское, федеральное и международное значение.
    Объекты, объявленные национально-культурным достоянием Кабардино-Балкарской Республики, могут быть признаны одновременно национально-культурным достоянием народов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
    Национально-культурное достояние народов Кабардино-Балкарской Республики находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    Объекты национально-культурного достояния народов Кабардино-Балкарской Республики подлежат государственному учету в соответствии с республиканским законодательством.
    Состав (перечень) культурного достояния народов Кабардино-Балкарской Республики представляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики в Правительство Российской Федерации.
    Целостность библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов Кабардино-Балкарской Республики в области культуры, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечиваются государством.
    Предметы Музейного фонда Кабардино-Балкарской Республики, документы Архивного фонда Кабардино-Балкарской Республики и национального библиотечного фонда Кабардино-Балкарской Республики, находящиеся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений культуры, подлежат отнесению к особо ценному движимому имуществу государственных (муниципальных) учреждений культуры.
    Правомочия по владению, пользованию, распоряжению объектами национально-культурного достояния народов Кабардино-Балкарской Республики устанавливаются федеральным законодательством.
  9. Глава 5.Положение творческих работников

  10. Кабардино-Балкарская Республика:
    а) стимулирует деятельность творческих работников, направленную на сохранение и развитие культуры;
    б) обеспечивает условия труда и занятости творческих работников для наиболее полной реализации ими своих творческих возможностей;
    в) исключен.
    г) исключен.
    д) способствует материальному обеспечению, социальной поддержке, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;
    е) содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;
    ж) реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;
    з) исключен.
    и) осуществляет финансирование республиканских учреждений культуры.
    В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций.
    Кабардино-Балкарская Республика содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов и иных объединений, а также филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.
    Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечивают организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области культуры, консультируются с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты творческих работников.
    Организации творческих работников имеют равные права в отношениях с органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
    Для решения социально-культурных задач, стимулирования творческого поиска органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления, организации и физические лица могут в установленном законом порядке оформлять целевые творческие заказы (в том числе на конкурсной основе) на создание новых произведений искусства, проведение культурно-просветительских мероприятий.
  11. Глава 6.Обязанности Кабардино-балкарской республики в области культуры

  12. Правительство Кабардино-Балкарской Республики утверждает и финансирует государственные (целевые) программы Кабардино-Балкарской Республики по сохранению и развитию культуры Кабардино-Балкарской Республики.
    Кабардино-Балкарская Республика обязана создавать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей, благ для граждан.
    В целях обеспечения общедоступности культуры для всех граждан органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией:
    а) поощряют деятельность по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
    б) создают условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования;
    в) исключен.
    г) осуществляют бюджетное финансирование государственных (республиканских) учреждений культуры;
    д) способствуют развитию благотворительности и меценатства в области культуры;
    е) осуществляют протекционизм (покровительство) в сфере культуры в отношении наименее экономически и социально защищенных слоев и групп населения;
    ж) публикуют для сведения населения ежегодные данные о ситуации в области культуры в Кабардино-Балкарской Республике.
    Кабардино-Балкарская Республика выступает гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищает эти права и свободы в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    Кабардино-Балкарская Республика не вмешивается в культурную деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и порнографии, расовой, национальной и религиозной исключительности или нетерпимости.
    Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения действующего законодательства.
    Действия государственных органов, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.
    Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, ассоциаций, творческих союзов и иных культурных объединений.
    Кабардино-Балкарская Республика осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, начинающим творческим коллективам, соблюдая их творческую независимость.
    Кабардино-Балкарская Республика осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальной культуре, литературе и искусству проживающих на ее территории народов, иных этнических групп.
    Кабардино-Балкарская Республика осуществляет выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории, культуры и архитектуры в порядке, установленном республиканским законодательством.
  13. Глава 7.Полномочия органов государственной власти Кабардино-балкарской республики в области культуры

  14. К полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области культуры относятся:
    а) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Кабардино-Балкарской Республики, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
    б) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Кабардино-Балкарской Республики;
    в) создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
    г) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
    д) поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
    е) поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
  15. Глава 8.Экономическое регулирование в области культуры

  16. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законодательством Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации Кабардино-Балкарская Республика в пределах своей компетенции может выступать учредителем организаций культуры.
    Принятие решения о сохранении и использовании предметов Музейного фонда Кабардино-Балкарской Республики, документов Архивного фонда Кабардино-Балкарской Республики и национального библиотечного фонда Кабардино-Балкарской Республики в случае реорганизации либо ликвидации государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
    Особенности структуры органов управления организации культуры, компетенция этих органов, порядок их формирования и порядок деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации и уставом такой организации.
    По инициативе организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может принять решение об упразднении наблюдательного совета автономного учреждения. В этом случае функции наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные федеральным законом об автономных учреждениях, исполняются учредителем.
    Уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, наблюдательных, художественных советов и других) и могут определяться их функции.
    Культурное наследие народов Кабардино-Балкарской Республики, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных (республиканских) и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, в том числе дома культуры, где они расположены, не подлежат приватизации.
    Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии:
    а) сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности;
    б) сохранения профильных услуг;
    в) организации обслуживания льготных категорий населения;
    г) обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).
    Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.
    Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения:
    а) осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;
    б) обеспечивает в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных бюджетному и автономному учреждению в соответствии с федеральным законом.
    Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.
    Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры.
    Государственные (республиканские) и муниципальные организации культуры вправе вести приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечивают реализацию государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики сохранения и развития культуры Кабардино-Балкарской Республики, строительства и реконструкции особо ценных объектов культуры, поддержки функционирования организаций культуры на условиях поставок продукции и товаров для государственных (республиканских) нужд.
    Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики разрабатывают и реализуют научно-техническую политику, обеспечивающую внедрение новой техники и технологии в организациях культуры, стимулируют через налоговые льготы, кредитование и иными способами участие негосударственных организаций в создании новой техники и технологий для сферы культуры.
    Материально-техническое обеспечение государственных (республиканских) и муниципальных организаций культуры, развитие их базы осуществляется самими организациями культуры в пределах бюджетных и собственных средств.
    Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.
    Часть пятая исключена.
    Часть шестая исключена.
    При передаче зданий, в которых размещены государственные (республиканские) организации культуры, иным организациям органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, принимающие решение об их передаче, предоставляют им равноценные помещения в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством.
    Организации культуры в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном федеральным законодательством.
    Часть вторая утратила силу.
    Культурные ценности, хранящиеся в государственных (республиканских) и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы под залог.
    Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
    При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в республиканском ведении, устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления.
    Абзац исключен.
    Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.
    Организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения (согласия) соответственно владельцев и изображаемых лиц.
    Плата за использование изображений устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы федерального законодательства.
    Организации и физические лица осуществляют туристско-экскурсионную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.
    Часть пятая утратила силу.
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
    Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной поддержки творческих работников могут создавать службы содействия трудоустройству и специальные фонды для оказания социальной поддержки указанной категории граждан.
    Пенсионное обеспечение работников организаций культуры производится в соответствии с федеральным законодательством о пенсионном обеспечении.
    Члены творческих союзов и ассоциаций, а также творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, единственным источником доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
  17. Глава 9.Культурные обмены Кабардино-балкарской республики с иностранными государствами

  18. Кабардино-Балкарская Республика содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций культуры.
    Политика и приоритеты культурных обменов Кабардино-Балкарской Республики определяются федеральными и республиканскими государственными программами, двусторонними и многосторонними соглашениями Кабардино-Балкарской Республики.
    К числу приоритетных направлений международного культурного сотрудничества Кабардино-Балкарской Республики относятся культурные обмены; совместное производство культурных ценностей, благ и оказание услуг; реставрация уникальных памятников истории и культуры; подготовка и стажировка кадров работников культуры; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для сферы культуры; обмен методиками, учебными программами и пособиями.
    Кабардино-Балкарская Республика содействует развитию национальной культуры за рубежом, поддерживая связи с зарубежными соотечественниками, организуя культурные центры, проводя совместные культурные мероприятия.
    Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики осуществляют целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с территории Кабардино-Балкарской Республики культурных ценностей.
    Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные национально-культурным достоянием народов Кабардино-Балкарской Республики, подлежат возвращению на Родину независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.
    Кабардино-Балкарская Республика в соответствии с федеральным законодательством может открывать культурные центры в странах компактного проживания соотечественников за рубежом, содействует юридическим и физическим лицам в использовании их собственности за рубежом в культурных целях.
    В соответствии с федеральным законодательством на территории Кабардино-Балкарской Республики могут беспрепятственно создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Любое физическое лицо и организация имеют право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации культуры Кабардино-Балкарской Республики имеют право самостоятельного вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельного распоряжения благотворительными целевыми валютными поступлениями из иностранных государств, международных организаций и от частных лиц.
  19. Глава 10.Заключительные положения

  20. Ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается федеральным законодательством.
    Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
    Признать утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года N 1552-XII-З "О культуре" ("Кабардино-Балкарская правда", 1993, N 156) со дня вступления в силу настоящего Закона.
    Президент
    Кабардино-Балкарской Республики
    В.КОКОВ
    г. Нальчик, Дом Правительства
    10 августа 2001 года
    N 80-РЗ