-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Кабардино-Балкарская Республика
Закон от 08 августа 2005 года № 59-РЗ
Об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике
- Принят
- Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
12 июля 2005 года
В редакциях
-
от 19.04.2006 № 28-РЗ,
-
от 24.04.2007 № 30-РЗ,
-
от 30.07.2007 № 62-РЗ,
-
от 21.05.2009 № 24-РЗ,
-
от 26.07.2010 № 58-РЗ,
-
от 17.03.2011 № 23-РЗ,
-
от 30.12.2011 № 132-РЗ,
-
от 15.10.2012 № 63-РЗ.
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Кабардино-Балкарской Республики в целях сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Глава 1.Общие положения
1.Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон), других федеральных законах, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
Законы и иные нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики, принимаемые в области охраны окружающей среды, должны соответствовать настоящему Закону.
2.Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в целях обеспечения прав народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, на благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
1.Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
1) земли, недра, почвы;
2) поверхностные и подземные воды;
3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2.В соответствии с Федеральным законом естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, подлежат охране в первоочередном порядке.
Особой охране подлежат государственные природные заказники, памятники природы, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Глава 2.Основы управления в области охраны окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды, контроль за их исполнением;
2) принятие и реализация государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
3) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Кабардино-Балкарской Республики;
4) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики;
5) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
6) осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
7) утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Кабардино-Балкарской Республики);
8) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
9) организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Кабардино-Балкарской Республики;
10) обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
11) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
12) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор;
13) контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
14) ведение Красной книги Кабардино-Балкарской Республики;
15) образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
16) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики;
17) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.
1.Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики или специально уполномоченным им органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
2.Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Кабардино-Балкарской Республики о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключается в соответствии с Федеральным законом.
Глава 3.Экономическое регулирование, нормирование и требования в области охраны окружающей среды
1.Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
2.При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с учетом мнения населения или результатов референдума.
1.В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются государственные (целевые) программы Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
Абзац второй утратил силу
2.Разработка государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды осуществляется с учетом предложений научных организаций биологического и экологического профиля, граждан и общественных организаций.
3.Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом прогнозов социально-экономического развития, государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды на основании научных исследований, проводимых научными организациями биологического и экологического профиля, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды.
4.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
1.Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
2.Виды негативного воздействия на окружающую среду, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются законодательством Российской Федерации.
3.Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
1.В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды законодательством Кабардино-Балкарской Республики могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды, кроме установленных Федеральным законом.
2.Установление иных нормативов в области охраны окружающей среды, обязательных для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, содержащих соответствующие требования не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне, осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
1.Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
2.Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются в соответствии с Федеральным законом.
3.Организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также экологическая паспортизация территорий осуществляется органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
1.Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
2.Требования в области охраны окружающей среды устанавливаются Федеральным законом по следующим направлениям:
1) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений, объектов энергетики, военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;
2) при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;
3) при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
4) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;
5) при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
6) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
7) при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
8) при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
9) при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве;
10) при охране окружающей среды от негативного физического воздействия;
11) при приватизации и национализации имущества;
12) при охране озонового слоя атмосферы;
13) при охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;
14) при обращении с отходами производства и потребления;
15) при установлении защитных и охранных зон.
Глава 4.Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
1.Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством Российской Федерации о зонах экологического бедствия.
2.Природоохранные и иные мероприятия по улучшению окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляются Правительством Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством.
Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Глава 5.Природные объекты, находящиеся под особой охраной
1.Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
2.Порядок создания, функционирования и правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики об особо охраняемых природных территориях.
3.Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические и природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд Кабардино-Балкарской Республики.
4.Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
5.Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
1.В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Кабардино-Балкарской Республики. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
2.Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания, а также порядок ведения Красной книги Кабардино-Балкарской Республики определяются законодательством в области охраны окружающей среды.
1.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждается Красная книга почв Кабардино-Балкарской Республики.
2.Порядок ведения Красной книги почв Кабардино-Балкарской Республики определяется в соответствии с законодательством об охране почв.
3.Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяются законодательством.
Глава 6.Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)
1.Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
2.Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), вправе формировать и обеспечивать функционирование территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленном федеральным законодательством.
Глава 6-1.Государственный экологический надзор
1.Государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному надзору (далее - региональный государственный экологический надзор), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
2.Перечень должностных лиц органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Кабардино-Балкарской Республики), устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
3.К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
4.Региональный государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
1.Должностные лица органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Кабардино-Балкарской Республики, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
3) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
2.Государственные инспектора в области охраны окружающей среды Кабардино-Балкарской Республики подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6-2.Экологическое образование, формирование экологической культуры
1.В целях формирования экологической культуры общества и профессиональной подготовки, переподготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с использованием средств массовой информации, учреждений культуры и иных организаций.
2.Организация и развитие системы экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования, а также в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
1.В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2.Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Глава 7.Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
1.Юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в порядке, установленном Федеральным законом.
3.Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
Ограничение, приостановление или запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.
Глава 8.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
1.Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года N 1468-XII-В "О порядке введения в действие Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об охране окружающей природной среды".
2.Предложить Президенту Кабардино-Балкарской Республики и поручить Правительству Кабардино-Балкарской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
В.КОКОВ
г. Нальчик, Дом Правительства
8 августа 2005 года
N 59-РЗ