-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Кабардино-Балкарская Республика
Закон от 13 августа 1996 года № 19-РЗ
Об охране здоровья населения Кабардино-Балкарской Республики
- Принят
- Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
25 июля 1996 года,
Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики
25 июля 1996 года
В редакциях
-
от 06.11.1998 № 21-РЗ,
-
от 09.06.2001 № 49-РЗ,
-
от 22.10.2003 № 88-РЗ,
-
от 26.06.2004 № 16-РЗ,
-
от 29.12.2004 № 55-РЗ,
-
от 20.12.2004 № 49-РЗ,
-
от 18.03.2005 № 21-РЗ,
-
от 02.06.2005 № 38-РЗ,
-
от 04.03.2006 № 20-РЗ,
-
от 19.04.2006 № 28-РЗ,
-
от 20.06.2006 № 39-РЗ,
-
от 08.12.2006 № 91-РЗ,
-
от 25.06.2007 № 44-РЗ,
-
от 13.11.2007 № 76-РЗ,
-
от 15.01.2008 № 1-РЗ,
-
от 10.12.2008 № 71-РЗ,
-
от 21.05.2009 № 24-РЗ,
-
от 13.01.2010 № 5-РЗ,
-
от 25.02.2010 № 13-РЗ,
-
от 18.11.2010 № 86-РЗ,
-
от 29.12.2011 № 122-РЗ.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области охраны здоровья населения, устанавливает государственные гарантии защиты прав граждан, формы и методы организации и управления системой здравоохранения и регулирует отношения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, систем медицинского страхования в области охраны здоровья граждан.
Глава I.Общие положения
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики.
В рамках настоящего Закона используются следующие основные понятия:
государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи - установленные органами государственной власти объем, условия и качество медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемые населению за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования;
лекарственное обеспечение - совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных средств, мер, направленная на гарантированное, бесперебойное, своевременное и качественное удовлетворение общественной потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние среды обитания людей, при котором имеются благоприятные условия для их жизнедеятельности и отсутствует опасное и вредное влияние факторов среды обитания на организм человека;
медицинская помощь - практическая деятельность, направленная на лечение и облегчение страданий человека, вызванных травмами, ожогами, острыми, хроническими заболеваниями и их обострением, несчастными случаями, состояниями, угрожающими жизни больного;
медико-социальная помощь - практическая деятельность по оказанию профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности;
оздоровительно-профилактическая помощь - деятельность, направленная на предупреждение болезней человека, укрепление и сохранение здоровья населения;
медицинская услуга - непосредственное проведение осмотров, консультаций, операций, манипуляций, процедур, исследований, обследований, наблюдения и ухода за больными (медицинская технология), обусловленных необходимостью оказания медицинской помощи;
оздоровительная услуга - непосредственное проведение осмотров, консультаций, обследований, наблюдений и ухода за больными, лечебно-диагностических процедур, обусловленных необходимостью оказания оздоровительно-профилактической помощи;
сервисные услуги здравоохранения - проживание в медицинском учреждении (гостиничные услуги), обеспечение питанием, прочие услуги, не входящие в понятия "медицинская услуга" и "оздоровительная услуга";
качество медицинской помощи - совокупность свойств (признаков), характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения;
медицинская технология - совокупность лечебно-диагностических методов, осуществляемых в процессе оказания медицинской помощи;
уровень качества медицинской помощи - степень соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом допустимости, адекватности, научного и материально-технического потенциала производителей медицинских услуг, а также экономических нормативов;
медико-экономические стандарты - унифицированные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения и профилактики конкретных нозологических форм (заболеваний, травм, состояний) с учетом степени сложности оказания помощи и экономических нормативов;
социально значимые заболевания - заболевания (или состояния), возникновение и распространение которых в определяющей степени зависит от влияния неблагоприятных социально-экономических условий;
медицинское страхование - вид страхования населения, при котором страховая медицинская организация (страховщик) за счет страховых взносов создает страховой денежный фонд и за счет этого фонда обязуется финансировать застрахованным ею гражданам медицинскую помощь в объеме и на условиях, предусмотренных договором страхования;
обязательное медицинское страхование - вид социального страхования, при котором государством определяются:
- контингенты лиц, подлежащих этому виду страхования;
- размеры страховых взносов;
- объем и условия получения гражданами медицинской помощи независимо от величины уплаченных взносов;
добровольное медицинское страхование - вид медицинского страхования, при котором объем и условия получения медицинской помощи, размер страховых взносов определяются договором страхования;
базовая программа обязательного медицинского страхования - минимально гарантированные гражданам Российской Федерации объем и условия предоставления медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования;
территориальная программа обязательного медицинского страхования - гарантированные жителям Кабардино-Балкарской Республики объем и условия предоставления медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) государственная гарантия соблюдения прав человека в области охраны здоровья;
2) приоритет профилактических мер;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране здоровья населения Кабардино-Балкарской Республики основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
Глава II.Основные права и обязанности граждан и государственные гарантии их реализации в области охраны здоровья
Граждане Российской Федерации, проживающие в Кабардино-Балкарской Республике, обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной и медицинской помощи.
Абзац исключен
Граждане Российской Федерации, проживающие в Кабардино-Балкарской Республике, имеют право:
1) на получение качественной медицинской и лекарственной помощи в медицинских и фармацевтических учреждениях;
2) на получение медицинской и лекарственной помощи, финансируемой за счет обязательного медицинского страхования, республиканского и местных бюджетов в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи;
3) на получение медицинской и лекарственной помощи сверх государственных гарантий за счет добровольного медицинского страхования и иных источников финансирования;
4) на полное и объективное получение информации о состоянии своего здоровья в доступной форме, о существующих вариантах лечения, месте получения этой помощи и условиях, включая оплату. Если это невозможно, то информация должна быть доведена до сведения доверенного лица, назначенного больным;
5) на защиту своих интересов в области охраны здоровья органами власти, системой медицинского страхования, профессиональными ассоциациями, союзами;
6) на получение экстренной медицинской и лекарственной помощи в любое время и при любых обстоятельствах;
7) на получение гарантированного объема медицинской помощи, качество которой соответствует медико-экономическим стандартам;
8) на выбор врача, медицинского учреждения, страховой медицинской и лекарственной помощи в объеме государственных гарантий - на условиях, ими установленных; при получении медицинской и лекарственной помощи сверх государственных гарантий - на договорных условиях;
9) на получение необходимой и достоверной информации о медицинских услугах, о качестве и безопасности услуг с указанием сведений о сертификации и лицензировании, об исполнителях услуг, об условиях медицинского страхования, о правах и обязанностях пациентов;
10) на возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие бездействия или ненадлежащего качества оказания, а также условий предоставления медицинской и лекарственной помощи;
11) на независимую экспертизу качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
12) на соблюдение медицинским персоналом тайны в отношении сведений о пациенте, полученных в результате обследования и в ходе лечения, в пределах, оговоренных действующим законодательством;
13) быть опрошенным и осмотренным в условиях соблюдения аудиовизуальной тайны;
14) знать подлинный профессиональный статус лиц, осуществляющих его лечение, а также знать, какой врач непосредственно ответственен за него;
15) принимать участие в решениях, касающихся их лечения, быть информированными о всех предлагаемых технических процедурах, включая информацию о связанных с ними риске для жизни или серьезных побочных эффектах, в том числе о болезненных ощущениях в ходе процедуры, а также проблем, связанных с выздоровлением и надеждой на успех лечения;
16) по своему требованию и за свой счет консультироваться у любого специалиста;
17) отказаться от лечения, если иное не оговорено действующим законодательством. Если отказ от лечения со стороны больного или лица, им уполномоченного, влияет на предоставление ему необходимой помощи в соответствии с медико-экономическими стандартами, переговоры с больным должны быть соответственно оформлены;
18) на участие только на добровольной основе в клинических обучающих программах или в сборе данных для научных исследований;
19) на информацию лечащего врача или лица, его замещающего, относящуюся к его дальнейшему лечению после выписки из больницы;
20) запросить и получить подробную информацию об общем счете за медицинские и сервисные услуги, полученные в больнице.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Гарантированный объем бесплатной медико-социальной помощи гражданам обеспечивается в соответствии с Программой обязательного медицинского страхования.
Граждане имеют право на дополнительные медико-социальные и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.
Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Граждане имеют право на пособие по временной нетрудоспособности при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их, в случае карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным, в соответствии с федеральным законом.
Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка.
Часть исключена
При необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Правительство Кабардино-Балкарской Республики утверждает территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Работодатели несут ответственность за выделение средств и своевременное проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования, других поступлений.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
1.Гражданам Российской Федерации, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике, гарантируется:
- обеспечение здоровых и безопасных условий жизни и работы;
- предоставление соответствующей установленным стандартам медицинской, лекарственной и медико-социальной помощи;
- обеспечение доступа к санитарно-оздоровительным и реабилитационным услугам.
2.Государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи включают предоставление их:
а) за счет средств бюджета;
б) за счет системы обязательного медицинского страхования.
3.Государственные гарантии подтверждаются:
а) финансовыми средствами бюджета, выделяемыми на эти цели по нормативному методу;
б) финансовыми средствами системы обязательного медицинского страхования.
4.В рамках государственных гарантий медицинская и лекарственная помощь осуществляется в пределах утвержденных медико-экономических стандартов бесплатно.
5.Государственные гарантии осуществляются:
а) доступом к санаторно-оздоровительным и реабилитационным услугам через систему социального страхования;
б) обеспечением безопасных условий жизни, охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда и быта в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Глава III.Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
Государство берет на себя заботу об охране здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту.
Право на охрану здоровья указанных групп населения обеспечивается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.
В местах лишения свободы, где предусматривается совместное содержание матерей и детей в возрасте до одного года, создаются детские ясли с квалифицированным персоналом.
Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускается.
Части четвертая и пятая исключены
Глава IV.Полномочия органов государственной власти Кабардино-балкарской республики в области охраны здоровья
К полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны здоровья граждан относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики в области охраны здоровья граждан, контроль за их соблюдением и исполнением;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;
3) разработка, утверждение и реализация республиканских программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
4) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования;
5) самостоятельное формирование органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере здравоохранения, установление порядка их организации и деятельности; развитие организаций здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики; материально-техническое обеспечение таких организаций;
6) формирование расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на здравоохранение;
7) установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;
8) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
9) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Кабардино-Балкарской Республики для определенных категорий граждан;
10) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
11) обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Кабардино-Балкарской Республики;
12) организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организация безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении Кабардино-Балкарской Республики, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечения за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;
13) организация обязательного медицинского страхования неработающего населения;
14) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) координация деятельности органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);
16) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
17) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики имеют право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществлять контроль за их соблюдением.
Глава V.Организация охраны здоровья граждан в Кабардино-балкарской республике
В Кабардино-Балкарской Республике действует единая система охраны здоровья населения, основными функциями которой являются:
- выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье;
- предотвращение неблагоприятных воздействий на здоровье населения;
- обеспечение гражданам условий для укрепления здоровья;
- предупреждение и раннее выявление заболеваний;
- оказание гражданам доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи;
- обеспечение гражданам условий для их оздоровления и реабилитации, а в необходимых случаях - ухода.
К государственной системе здравоохранения наряду с федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения относятся орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения, находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые Правительством Кабардино-Балкарской Республики, другими органами исполнительной власти.
Часть исключена
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
Часть исключена
Глава VI.Права граждан при оказании медико-социальной помощи
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 46 настоящего Закона;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 25 настоящего Закона;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 26 настоящего Закона;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 24 настоящего Закона, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 52 настоящего Закона в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, больных наркоманией в возрасте до 16 лет, иных несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Закона.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, больных наркоманией в возрасте до 16 лет, иных несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 24 настоящего Закона. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, больного наркоманией в возрасте до 16 лет, иного несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Решение о проведении медицинского освидетельствования, наблюдения и госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом) и может быть обжаловано в суд.
Глава VII.Гарантии осуществления медико-социальной, медицинской, лекарственной помощи гражданам
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими в соответствии с федеральным законом право на медицинскую деятельность.
В соответствии с федеральным законом оказывается первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, неотложная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, а также для отдельных категорий граждан - медико-социальная помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Абзац утратил силу
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.
Оказание бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, принимаемой в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении Кабардино-Балкарской Республики, является расходным обязательством Кабардино-Балкарской Республики.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и форм собственности, медицинскими работниками.
Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является расходным обязательством Кабардино-Балкарской Республики.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является расходным обязательством муниципального образования.
Части первая и вторая исключены
Врач-специалист организует своевременное и квалифицированное обследование пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию больного или его законных представителей организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. По согласованию с соответствующим должностным лицом врач-специалист может отказаться от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случае несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения.
Часть четвертая исключен
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан является расходным обязательством Кабардино-Балкарской Республики.
Часть исключена
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.
Часть исключена
Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и настоящим Законом является расходным обязательством Кабардино-Балкарской Республики.
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (перечень, определяемый Правительством Российской Федерации), медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этих целей учреждениях государственной системы здравоохранения, прошедших аккредитацию и лицензирование и получивших лицензию на данный вид деятельности, в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Часть исключена
Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и настоящим Законом является расходным обязательством Кабардино-Балкарской Республики.
Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться для лечения лиц, больных наркоманией в возрасте до 16 лет, иных несовершеннолетних в возрасте до 15 лет только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия их законных представителей.
Часть исключена
Проведение биомедицинского исследования допускается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения и должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте.
Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании.
При получении согласия на биомедицинское исследование гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии.
Пропаганда, в том числе средствами массовой информации, методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке, запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
(статья дополнена Законом КБР от 09.06.2001 N 49-РЗ)
Жителям Кабардино-Балкарской Республики гарантируется доступное, своевременное, бесперебойное и качественное обеспечение лекарственной помощи и в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, а также государственная защита в случае нанесения ущерба здоровью при применении лекарственных средств по медицинским показаниям.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики определяет, утверждает и обеспечивает исполнение перечня жизненно важных лекарственных средств,обязательного ассортимента лекарственных средств для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных, установленных федеральными органами управления здравоохранением.
Части 3 - 8 исключены
Констатация смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).
Часть исключена
Патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания.
Часть исключена
По религиозным или иным мотивам, в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается членам семьи, а при их отсутствии - близким родственникам или законному представителю умершего, а также правоохранительным органам по их требованию.
Членам семьи, близким родственникам или законному представителю умершего предоставляется право на приглашение специалиста соответствующего профиля с его согласия для участия в патолого-анатомическом вскрытии. По требованию членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего может быть произведена независимая медицинская экспертиза в соответствии со статьей 42 настоящего Закона.
Глава VIII.Медицинская экспертиза
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
В отдельных случаях по решению органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.
Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения.
Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 37 и 40 настоящего Закона.
Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперты либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.
Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.
В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.
Глава IX.Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
В соответствии с федеральным законодательством право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Право на занятие фармацевтической деятельностью имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионально образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской и фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.
Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.
Часть третья исключен
Часть четвертая исключен
Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, проживающие в Кабардино-Балкарской Республике, получившие диплом целителя, выдаваемый органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения.
Диплом целителя, выданный органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения, дает право на занятие народной медициной на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.
Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уголовную ответственность.
Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения в соответствии федеральным законодательством.
Врач общей практики (семейный врач) - врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста.
Порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача дают клятву врача следующего содержания:
"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".
Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространений инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи лицу, больному наркоманией в возрасте до 16 лет, иному несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны ответственность в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.
Профессиональные медицинские, фармацевтические ассоциации и другие общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
1) обеспечение условий деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за границей;
3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
5) совершенствование профессиональных знаний;
6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности их штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей, за счет средств ассоциации врачей;
8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;
пункт 9 исключен
Часть исключена
10) первоочередное получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
11) первоочередное получение жилищных кредитов, заемных средств для строительства (реконструкции) или приобретения жилья, а также обустройства земельных участков для жилищного строительства на коммерческой основе с частичным или полным возмещением за счет средств предприятия, организации, учреждения;
12) распространение льгот, предоставляемых специалистам, работающим на селе.
Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с федеральным законодательством федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Кабардино-Балкарской Республики, устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Кабардино-Балкарской Республики, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами местного самоуправления.
В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие.
Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Кабардино-Балкарской Республики, устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.
Глава X.Ответственность за причинение вреда здоровья гражданам
В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Ответственность за вред здоровью граждан, причиненный несовершеннолетним или лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, организаций и частных лиц, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения.
Лица, совместно причинившие вред здоровью граждан, несут солидарную ответственность по возмещению ущерба.
При причинении вреда здоровью граждан несовершеннолетними возмещение ущерба осуществляют их родители или лица, их заменяющие, а в случае причинения вреда здоровью граждан лицами, признанными в установленном законом порядке недееспособными, возмещение ущерба осуществляется за счет государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подлежащий возмещению ущерб определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшее причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие определенные настоящим Законом права и свободы граждан в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.
Глава XI.- исключена законом кбр от 09.06.2001 № 49-РЗ
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
В.КОКОВ
г. Нальчик, Дом Правительства
13 августа 1996 года
N 19-РЗ