-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Кабардино-Балкарская Республика
Закон от 27 мая 1999 года № 16-РЗ
Об основах государственной политики жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике
- Принят
- Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
29 апреля 1999 года,
Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики
29 апреля 1999 года
В редакциях
-
от 18.05.2001 № 41-РЗ,
-
от 26.06.2004 № 16-РЗ,
-
от 29.12.2004 № 55-РЗ,
-
от 07.07.2005 № 51-РЗ,
-
от 02.06.2005 № 38-РЗ,
-
от 24.04.2007 № 30-РЗ,
-
от 30.07.2007 № 62-РЗ,
-
от 21.05.2009 № 24-РЗ.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области жилищного строительства и направлен на создание благоприятных условий для его развития, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, участвующих в жилищном строительстве.
Глава I.Общие положения
Предметом регулирования настоящего Закона являются:
а) экономическое, социальное планирование и прогнозирование в области жилищного строительства;
б) определение полномочий органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области жилищного строительства и развития инженерной инфраструктуры населенных пунктов;
в) управление жилищным строительством;
г) права и обязанности субъектов жилищного строительства;
д) финансирование жилищного строительства;
е) вопросы комплексности строительства и качества жилищного строительства, сдачи готового жилья в эксплуатацию;
ж) определение условий деятельности застройщиков, заказчиков, подрядчиков в целях их заинтересованности в осуществлении экономичного и качественного строительства жилья в нормативные сроки;
з) вопросы размещения объектов и землепользования при жилищном строительстве.
Законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области жилищного строительства основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из соответствующих положений Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Градостроительного кодекса Кабардино-Балкарской Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с ним.
Государственная политика жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике - комплекс дифференцированных мер воздействия государственных органов по реализации конституционного права граждан на жилище, являющийся основой для планирования и прогнозирования жилищного строительства, определения прав и обязанностей субъектов жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике.
Государственная политика жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике формируется на основе действующего в Кабардино-Балкарской Республике законодательства, с учетом состояния экономики, уклада жизни населения, традиций, культуры и других особенностей Кабардино-Балкарской Республики.
Государственные интересы в жилищном строительстве реализуются посредством его планирования, установления налоговых льгот застройщикам и предоставления льготных кредитов. Государственное управление жилищным строительством направлено на обеспечение комплексности застройки жилых районов, микрорайонов, районов индивидуальной застройки (селитебных территорий).
Государственная программа жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике разрабатывается Правительством Кабардино-Балкарской Республики и утверждается Парламентом Кабардино-Балкарской Республики.
Главная цель государственной политики жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике заключается в разрешении жилищной проблемы для всех жителей Кабардино-Балкарской Республики, с доведением обеспеченности жилой площадью на одного жителя не менее социальной нормы, установленной законодательством Кабардино-Балкарской Республики, а также обеспечении доступности вводимого жилья, повышения его комфортности.
Реконструкция и обновление жилищного фонда осуществляются в соответствии с планом жилищного строительства.
Жилищным строительством в Кабардино-Балкарской Республике является деятельность физических, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по строительству новых, реконструкции и ремонту, техническому перевооружению жилых домов и помещений, предназначенных для постоянного или временного проживания граждан.
Субъектами жилищного строительства являются:
а) органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления;
б) физические и юридические лица, выступающие инвесторами, заказчиками, застройщиками, подрядчиками.
К объектам жилищного строительства относятся строящиеся или построенные микрорайоны, жилые кварталы, жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых граждан, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), дома усадебного типа, коттеджи в дачных поселках, отвечающие строительным нормам и правилам.
К объектам жилищного строительства относятся также первичная инженерная инфраструктура микрорайонов, жилых кварталов (тепловые пункты, трансформаторные подстанции, подводящие коммуникации в границах красной линии застройки и жилых домов, дренажная ливневая канализация, внутриквартальное озеленение и благоустройство), технологическое оборудование и мебель, связанные с объектом строительства (сантехническое, электрическое оборудование, оборудование и приборы охранной сигнализации, внутренние встроенные шкафы).
Глава II.Полномочия органов государственной власти Кабардино-балкарской республики и органов местного самоуправления в области жилищного строительства
К полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области жилищного строительства относятся:
а) принятие законов и иных нормативных правовых актов в области жилищного строительства;
б) разработка и реализация государственной жилищной политики;
в) определение годового республиканского государственного заказа на жилищное строительство, размещение его на основе подрядных торгов и выделение ассигнований на эти цели в пределах средств, утвержденных в бюджете республики на жилищное строительство;
в-1) обеспечение жилищного строительства за счет республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики для предоставления жилья гражданам на условиях социального найма, найма, аренды, купли-продажи;
г) выделение государственных субсидий и кредитов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих построить или приобрести жилье;
д) поддержка банков и иных кредитных учреждений, предоставляющих льготные кредиты для жилищного строительства;
е) утратил силу
ж) разработка и осуществление целевой государственной программы финансовой поддержки жилищного строительства;
з) принятие решений по обеспечению потребности граждан в земельных участках для осуществления жилищного строительства в соответствии с градостроительной документацией;
и) обеспечение развития и осуществление контроля за рынком жилищного строительства;
к) создание специального жилищного фонда для удовлетворения нужд малообеспеченных и нуждающихся в социальной поддержке граждан;
л) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
К полномочиям государственного органа Кабардино-Балкарской Республики по делам строительства в области жилищного строительства относятся:
а) организация разработки и осуществление программ и проектов республиканского значения по жилищному строительству, разработка республиканских нормативов в жилищном строительстве;
б) организация разработки и государственной экспертизы проектно-сметной документации республиканского и местного значения для жилищного строительства;
в) утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации республиканского значения;
г) информирование населения о проектах жилищного строительства;
д) установление системы государственного надзора за проектированием и осуществлением жилищного строительства;
е) организация фундаментальных и прикладных исследований, экспериментального проектирования и строительства, информационно-издательской деятельности в области жилищного строительства;
ж) разработка и корректировка генеральных планов городов, райцентров, поселков в связи с изменением социально-экономических условий;
з) участие в лицензировании деятельности в области жилищного строительства;
и) иные полномочия, предусмотренные законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления соответствии с законодательством Российской Федерации относятся:
а) разработка планов и прогнозов жилищного строительства;
б) внесение в органы государственной власти предложений об изменениях законов, иных нормативных правовых актов;
в) осуществление своевременной разработки и корректировки генеральных планов, проектов планировки и застройки городов, других поселений с учетом перспективы развития жилищного строительства;
г) разработка и реализация программы по жилищному строительству на подведомственной территории;
д) выделение, продажа в установленном законодательством Российской Федерации порядке земельных участков под жилищное строительство в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
е) принятие решений по обеспечению потребности в земельных участках для осуществления строительства жилья;
ж) обязательное информирование населения об имеющихся свободных и готовящихся к освоению земельных участках и ежегодная публикация отчета об использовании земель, в том числе под индивидуальное жилищное строительство, в средствах массовой информации;
з) содействие гражданам в реконструкции и модернизации существующих индивидуальных жилых домов;
и) обеспечение жилищного строительства первичной инфраструктурой, инженерными сетями на основе льготных технических условий и привлечения бюджетных и иных средств для осуществления комплексной застройки селитебных территорий;
к) создание условий для формирования рынка жилья на подведомственной территории;
л) выдача разрешений на строительство и реконструкцию жилых и общественных зданий;
м) приемка в эксплуатацию построенного (реконструированного) жилья;
н) контроль за исполнением законодательства в сфере жилищного строительства;
о) иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Глава III.Права и обязанности субъектов жилищного строительства
Права физических и юридических лиц на получение в собственность, во владение и пользование земельных участков для осуществления жилищного строительства, а также их обязанности по обеспечению целевого использования этих земельных участков регулируются земельным законодательством Российской Федерации.
Юридические лица приобретают право на земельный участок под жилищное строительство на конкурсной основе, путем проведения аукционов по продаже участков под такое строительство в соответствии с генеральным планом развития населенного пункта.
На аукцион могут выставляться как земельные участки, так и земельные участки с привязанными к ним проектами жилых домов, которые необходимо построить на этих участках в соответствии с генеральным планом развития населенного пункта.
Порядок проведения конкурсов-аукционов устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Право застройки земельного участка принадлежит его собственнику либо лицу, которому такое право предоставлено собственником по договору, на срок и условиях, предусмотренных договором.
Строительство, реконструкция и ремонт жилья осуществляются на основе разрешения, предоставляемого лицам, указанным в части первой настоящей статьи, соответствующими уполномоченными органами Кабардино-Балкарской Республики.
1.При осуществлении строительства жилья застройщики имеют право:
а) обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики с просьбой о выделении земельного участка для жилищного строительства, прокладки инженерных коммуникаций, организации строительства;
б) заключать и расторгать договоры на выполнение проектно-изыскательских работ, договоры подряда на строительство объектов жилищного строительства;
в) проводить подрядные торги или другие формы конкурсов для заключения договора подряда.
Порядок проведения подрядных торгов устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики;
г) на осуществление жилищного строительства самостоятельно или передавать это право иному физическому или юридическому лицу по договору, с обязательным сохранением условий договора, заключенного между местной администрацией и застройщиком при предоставлении земельного участка для жилищного строительства;
д) самостоятельно определять объемы работ и размеры необходимых инвестиций для обеспечения жилищного строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией.
2.При осуществлении строительства жилья застройщики обязаны:
а) проводить государственную экспертизу проектов в установленном порядке;
б) осуществлять приемку в эксплуатацию завершенных строительством объектов;
в) осуществлять строительство в соответствии с утвержденными строительными нормами и правилами.
Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться, распоряжаться ею по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, а также совершать иные сделки, не противоречащие законодательству.
Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.
Собственники недвижимости в жилищной сфере обязаны использовать ее по назначению (для проживания граждан), содержать ее в состоянии, отвечающем требованиям строительных норм и правил.
Право собственности и другие вещные права на объекты жилищного строительства после ввода в эксплуатацию подлежат государственной регистрации в порядке, устанавливаемом законодательством.
Отношения субъектов жилищного строительства строятся на основе законодательства и договоров.
Условия заключения договоров между субъектами жилищного строительства, не противоречащие законодательству, являются исключительно их компетенцией, и вмешательство в осуществление условий договоров государственных органов и должностных лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Участники жилищного строительства при осуществлении своих прав и обязанностей должны исходить из соблюдения интересов всех субъектов жилищного строительства.
При финансировании проектирования, строительства и реконструкции жилищного фонда государственные заказы на осуществление указанных работ размещаются на конкурсной основе, с привлечением проектных, строительных предприятий, учреждений и организаций (включая иностранные) любых форм собственности независимо от места их регистрации.
Подрядные организации (далее - подрядчик) имеют право выполнять работы как собственными силами субподрядных организаций (далее - субподрядчики), так и силами субподрядчиков с заключением договоров субподряда.
Подрядчиками и субподрядчиками в жилищном строительстве могут быть физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основе лицензии на право производства строительных работ.
Отношения подрядчика с заказчиками, субподрядчиками регулируются заключаемыми договорами подряда, субподряда и действующим законодательством.
Разработчиками проектной документации на жилищное строительство могут быть физические или юридические лица, осуществляющие свою деятельность на основе лицензии.
Разработчики проектной документации на жилищное строительство имеют право заключать и расторгать в установленном порядке договор с заказчиком на разработку проектной документации, получать от заказчика исходные данные, необходимые для разработки проектной документации, осуществлять на основе договора с заказчиком авторский надзор за реализацией проектной документации.
Защита авторского права на разрабатываемую проектную документацию на жилищное строительство производится в соответствии с действующим законодательством.
Разработчики проектной документации на жилищное строительство обязаны обеспечивать высокое потребительское и градостроительное качество проектируемого объекта, обеспечивать защиту проектной документации в согласовывающих и утверждающих инстанциях, на подрядных торгах.
Разработчики проектной документации несут ответственность за качество разработанного документа в соответствии с действующим законодательством.
Проектная документация на жилищное строительство подлежит обязательной государственной экспертизе в целях защиты прав граждан на благоприятную среду обитания, соответствия ее действующим нормативам и правилам, снижения ущерба окружающей среде.
Государственная экспертиза проектной документации на жилищное строительство осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Глава IV.Финансирование жилищного строительства
Источниками финансирования жилищного строительства являются:
а) бюджет Российской Федерации;
б) республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики;
в) исключен
г) средства физических и юридических лиц;
д) средства общественных организаций и объединений, инвестиционных фондов и другие источники.
За счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики устанавливается государственный заказ на жилищное строительство, при этом финансирующие органы выдают гарантию для проведения тендерных торгов и заключения договоров подряда.
Финансирование жилищного строительства за счет бюджетов всех уровней осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Граждане при строительстве жилья имеют право на получение кредитов, в том числе под залог имущества и недвижимости либо под гарантии предприятий, учреждений и организаций по месту работы.
При получении банковского кредита на жилищное строительство условия возврата кредита определяются соглашением сторон кредитного договора.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право получать компенсации, субсидии и льготные кредиты на жилищное строительство на основании договора между работником и предприятием.
Условия и порядок получения компенсаций, субсидий, льготных кредитов, кредитов под залог имущества и недвижимости, отсрочки погашения ссуд, изъятия заложенного имущества при неуплате, индексация ежемесячных выплат с учетом уровня доходов семьи регулируются на основе действующего законодательства.
Использование собственных средств граждан на полное или частичное финансирование стоимости жилья осуществляется путем приобретения гражданами жилищных сертификатов (облигаций займов на жилищное строительство), накопления средств на предлагаемых банками целевых жилищных накопительных счетах, использования стоимости уже имеющегося у граждан имущества путем залога (ипотеки) в сочетании с получением государственной субсидии, внесением наличных денег и в ином, предусмотренном законодательством порядке.
В целях развития и стимулирования жилищного строительства гарантируются налоговые льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Глава V.Государственное управление жилищным строительством
1.Комплексность застройки - обеспечение жилых районов, микрорайонов, районов индивидуальной застройки всеми необходимыми для их функционирования объектами социального, культурного и бытового обслуживания, благоустройством и инженерными коммуникациями в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
2.При застройке селитебных территорий через единого заказчика финансирование и организация строительства осуществляются на основе заключенных договоров купли-продажи на право застройки с местными органами власти, которые обязаны обеспечить комплексное строительство пусковыми объектами.
При застройке селитебных территорий с участием нескольких застройщиков комплексность строительства обеспечивается как за счет их долевого участия, так и за счет средств бюджета, а также средств соответствующих служб - владельцев инженерных сетей с вложением их в строительство учреждений социального, культурного и бытового назначения, благоустройства и инженерных сетей.
3.Финансирование строительства внутриквартальных инженерных сетей и коммуникаций, благоустройства ведется в пределах границ участка освоения объекта жилищного строительства, определенных проектом.
Внеквартальные (внеплощадочные) коммуникации и инженерные сооружения финансируют и строят соответствующие инженерные службы за счет своих доходов (прибылей), средств местных бюджетов, а также за счет средств, полученных путем купли-продажи права на застройку, и других целевых фондов.
Внеквартальные (внеплощадочные) коммуникации и инженерные сооружения строят службы заказчика за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет средств, полученных путем купли-продажи права на застройку, и других источников.
Разрешение на присоединение новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов к системам инженерных коммуникаций могут выдаваться органами местного самоуправления при наличии заключения соответствующих коммунальных служб (организаций) о технической возможности присоединения указанных объектов к системам. Разрешения выдаются бесплатно. Затраты на ремонт внеплощадочных, магистральных сетей и коммуникаций, обслуживающих селитебные территории, включаются в эксплуатационные сборы. Застройщики могут принимать долевое участие в создании дополнительных мощностей и строительстве магистральных коммуникаций на основании договора с собственником системы инженерных коммуникаций. В договоре должны быть отражены условия передачи присоединяемых объектов на баланс собственника систем инженерных коммуникаций.
5.До возведения надземной части жилого дома к нему должны быть подведены инженерные сети и выполнено первичное благоустройство участка.
Субъекты жилищного строительства обязаны обеспечивать высокое качество жилищного строительства согласно действующим нормативам и правилам во всей совокупности свойств строительной продукции, обусловливающей ее пригодность и способность удовлетворять потребности граждан в комфортном жилище.
Контроль за качеством жилищного строительства в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Надлежащее качество жилищного строительства обеспечивается за счет согласованных действий исполнительных органов государственной власти при размещении объектов и подготовке исходных данных, а также взаимодействия градостроительных и землеустроительных органов, изыскательских и проектных организаций, качественной работы и строительной дисциплины в подрядных и субподрядных организациях, действий заказчика и организаций, принимающих в эксплуатацию жилые дома, лицензирования и сертификации проектно-изыскательской и строительной деятельности.
Жилые дома, группы жилых домов, жилые комплексы, кварталы, микрорайоны, жилые районы принимаются в эксплуатацию только после завершения строительно-монтажных, отделочных работ, прокладки инженерных коммуникаций, монтажа внутреннего оборудования и сетей, установки действующих лифтов, газового и сантехнического оборудования в соответствии с утвержденным проектом.
Благоустройство и озеленение территорий проводятся в ближайшие оптимальные агротехнические сроки.
Порядок сдачи, приемки, ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
Снос жилых домов при реконструкции застройки населенных мест осуществляется при наличии технико-экономического обоснования на основании утвержденных генеральных планов, проектно-планировочной документации под строительство нового жилья, транспортных коммуникаций, инженерных сетей. Порядок сноса указанного жилья устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики. Органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе ветхих жилых домов при износе более 65 процентов - для деревянных домов и домов со стенами из местных материалов, 70 процентов - для каменных домов.
В исключительных случаях, при формировании наиболее значительных градостроительных узлов, может быть принято решение о сносе жилых домов с меньшим процентом износа.
Соблюдение прав и законных интересов собственников жилых домов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Глава VI.Основные виды и параметры жилищного строительства
К жилищному строительству социального назначения относится строительство жилых помещений и жилых домов, строящихся за счет средств республиканского бюджета, местного бюджета для безвозмездной передачи категориям населения, определенным законом, а также строительство специализированных жилых домов: общежитий, приютов, жилых домов для временного проживания, домов и интернатов для престарелых, ветеранов, инвалидов.
Размеры площади в жилых домах социального назначения определяются на основе действующего строительного и санитарного законодательства.
Размеры жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, не регламентируются.
Тип жилья, место размещения, строительные материалы, этажность, архитектурный облик зданий определяются проектом, разрабатываемым по архитектурно-планировочному заданию органов архитектуры и градостроительства и по заданию застройщика.
Высота этажа жилого помещения граждан определяется ими самостоятельно, но не может быть менее нормативных ограничений.
Предельная высота жилых помещений определяется заказчиком совместно с соответствующими службами с соблюдением действующих строительных норм и правил.
Жилищное строительство, осуществляемое на территории Кабардино-Балкарской Республики, должно отвечать следующим основным параметрам:
размещаться на территории населенных пунктов и соответствовать градостроительным нормам и правилам, предъявляемым к жилищному строительству;
сооружаться из экономичных и качественных строительных материалов, конструкций и изделий, соответствующих строительным нормам и стандартам;
обеспечивать безопасность и комфортное проживание в течение нормативного срока эксплуатации.
Материально-техническая база субъектов жилищного строительства должна соответствовать возможности выполнения архитектурно-градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных, природоохранных, эксплуатационных, экономических и иных требований, предъявляемых к жилищному строительству.
Глава VII.Ответственность за нарушение настоящего закона
Споры, возникающие между субъектами жилищного строительства, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством.
Физические и юридические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, установленную законодательством.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
В.КОКОВ
г. Нальчик, Дом Правительства
27 мая 1999 года
N 16-РЗ