Ивановская область

Решение от 18 февраля 2010 года

По делу № 07-18/2010-007
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
18 февраля 2010 года
    Дата оглашения решения: 12 февраля 2010 г.
    Дата изготовления решения: 18 февраля 2010 г.
    Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
    председатель Комиссии Михеева Т.А., заместитель руководителя управления,
    члены Комиссии:
    - Семенов А.А., начальник отдела государственного заказа и рекламы;
    - Иванова Н.В., ведущий специалист-эксперт отдела государственного заказа и рекламы;
    рассмотрев дело № 07-18/2010-007, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы услуг связи, оказываемых ОАО «ВымпелКом» (<...>),
    В присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
    - ОАО «ВымпелКом» (<...>),<...>,
    В ходе проведения проверки в филиале ОАО «ВымпелКом» в г. Иванове была выявлена реклама услуг связи ОАО «ВымпелКом» - тарифа «2010», имеющая следующее содержание: «Дарите волшебство с тарифом «2010» 20 минут говорите, 10 минут в подарок. Узнай больше 0901», а ниже мелким, нечитаемым шрифтом указано: «Тарифный план предоплатной системы расчетов, тарификация поминутная. Накопление платных и расходование бонусных платежей осуществляется посекундно с понедельника в течение календарной недели (по воскресенье включительно) при местных исходящих вызовах области подключения, на следующую неделю минуты не переносятся. В рамках одной недели возможно получение не более 200 бонусных минут. Предложение действует до 31.12.2010 и недействительно в роуминге (накопление/начисление минут не осуществляется). Подробнее об условиях тарификации, накопления и расходования бонусных минут, ограничениях на сайте www.beeline.ru и по номеру 0901».
    Установлено, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью средств стабильного территориального размещения: рекламных щитов 3х6м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.
    Из данной рекламы следует, что, подключившись к тарифу «2010» абоненты «Билайн», разговаривая 20 минут, будут получать 10 минут в подарок, независимо от того, по каким направлениям будут осуществляться исходящие вызовы, в какие сроки будут накапливаться и расходоваться подаренные минуты.
    Распространение указанной рекламы с помощью средств стабильного территориального размещения, не позволяет потребителям воспринимать сведения о том, что накопление 20 минут и расходование 10 подарочных минут осуществляется посекундно в течение календарной недели при местных исходящих вызовах области подключения и на следующую неделю минуты не переносятся, а также то, что в рамках одной недели возможно получение не более 200 бонусных минут, так как данные сведения выполнены мелким, нечитаемым шрифтом. Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие.
    Данный факт свидетельствует о признаках нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    23 декабря 2009 г. ФАС России на основании п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, наделил Ивановское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе по факту рекламы услуг связи ОАО «ВымпелКом» - тарифа «2010».
    Ивановским УФАС России согласно предоставленным полномочиям по данному факту 14 января 2010 года возбуждено дело № 07-18/2010-007 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
    Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО «ВымпелКом», Комиссия пришла к следующим выводам.
    В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    Информация о тарифном плане ОАО «ВымпелКом» «2010» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуге, предоставляемой ОАО «ВымпелКом») и продвижение его на рынке, распространяется с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций 3х6м).
    Объектом рекламирования в данном случае является услуга, оказываемая ОАО «ВымпелКом», а именно – тариф связи ОАО «ВымпелКом» с названием «2010».
    Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что рекламная информация о тарифе сотовой связи «2010» размещалась ОАО «ВымпелКом» с помощью различных визуальных приёмов: текст «Дарите волшебство с тарифом «2010» 20 минут говорите, 10 минут в подарок» выполнен крупными буквами и может быть прочтен на значительном расстоянии. Текст же следующего содержания: «Тарифный план предоплатной системы расчетов, тарификация поминутная. Накопление платных и расходование бонусных платежей осуществляется посекундно с понедельника в течение календарной недели (по воскресенье включительно) при местных исходящих вызовах области подключения, на следующую неделю минуты не переносятся. В рамках одной недели возможно получение не более 200 бонусных минут. Предложение действует до 31.12.2010 и недействительно в роуминге (накопление/начисление минут не осуществляется). Подробнее об условиях тарификации, накопления и расходования бонусных минут, ограничениях на сайте www.beeline.ru и по номеру 0901» выполнен мелким, нечитаемым шрифтом. При этом только в макете рекламы высота цифры «2010» в 10 раз превышает высоту букв мелкого шрифта; высота букв текста «20 минут говорите, 10 минут в подарок» - в 5 раз.
    Необходимо принять во внимание, что наружная реклама для того и рассчитана, чтобы ее потребители смогли воспринимать обозначенную в ней информацию с дальнего расстояния, а не приближаться вплотную к конструкции для восприятия указанных в рекламе сведений. Реклама направлена на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, то есть на так называемое восприятие «с первого взгляда», чего явно не происходит в момент обращения внимания потребителями на рассматриваемую рекламу. Данный факт подтверждается и тем, что самое привлекательное условие, а именно: «20 минут говорите, 10 минут в подарок», воспринимается с возможно дальнего расстояния от конструкции, для того, чтобы заинтересовать потребителей «якобы» выгодным предложением ОАО «ВымпелКом». Однако, те сведения, которые способны обмануть ожидания потребителей, и являются не выгодными для них, выполнены мелким, нечитаемым шрифтом.
    Кроме того, текст рекламы находится не на уровне глаз человека, а на определенной высоте – свыше пяти метров от земли, что снижает уровень восприятия информации, выполненной мелким шрифтом. Потребители рассматриваемой рекламы могут решить, что подключившись к тарифу «2010», они, разговаривая 20 минут получат 10 минут в подарок, независимо от того, по каким направлениям будут осуществляться исходящие вызовы, в какие сроки будут накапливаться и расходоваться подаренные минуты, однако данное решение не соответствует условиям тарифного плана «2010».
    Поскольку распространенная обществом реклама услуг связи направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предлагаемым тарифом, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях тарифа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым ОАО «ВымпелКом» предложением.
    Таким образом, потребитель мог быть введен в заблуждение относительно рассматриваемой рекламы, распространяемой с помощью средств стабильного территориального размещения, так как не имел возможности получить всю информацию о предлагаемом обществом тарифе.
    Информация о возможности уточнения существенных условий о рекламируемом тарифе не заменяет необходимого опубликования в рекламе существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
    Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
    Рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных конструкций, установленных вдоль оживленных магистралей: по ул. Лежневская, по пр. Ф. Энгельса, пр. Ленина и др. Наружная реклама, как и знаки дорожного движения, рассчитана на её импульсивное восприятие гражданами, в том числе и водителями транспортных средств. Реклама, содержащая информацию, которая требует значительное время для её восприятия, способна отвлечь внимание водителя от управления транспортным средством. Данное обстоятельство может способствовать созданию аварийной ситуации на дорогах.
    Данный факт свидетельствует о нарушении п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным способом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
    С учетом названных обстоятельств и положений п. 3 ч. 4 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама общества не отвечает требованиям Закона о рекламе.
    В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «ВымпелКом».
    В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частями 4 и 7 статьи 5 данного закона.
    Представитель ОАО «ВымпелКом» факт нарушения законодательства РФ о рекламе признал и пояснил, что в рассматриваемой рекламе часть существенной информации действительно выполнена мелким шрифтом, который не воспринимается потребителями, что подтверждается макетом рекламы. Макет утверждается ОАО «ВымпелКом» и предоставляется в Ивановский филиал для последующего изготовления и размещения рекламы. Представитель также сообщил, что на территории Ивановской области размещение данной рекламы завершено, однако подключение к тарифному плану «2010» до сих пор осуществляется в офисах «Билайн». О распространении в настоящее время данной рекламы на территории других субъектов РФ пояснений дать не смог.
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать рекламу услуг связи ОАО «ВымпелКом» тарифа «2010», распространяемую с помощью средств стабильного территориального размещения, ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 3 части 4 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
    2.Выдать ОАО «ВымпелКом» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «ВымпелКом».
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Т.А. Михеева
    Члены Комиссии
    А.А. Семенов
    Н.В. Иванова