Ивановская область
Решение от 20 июня 2011 года
По делу № 02-30/2011-018
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
20 июня 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена "06" июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>,
в присутствии представителя ответчика: – заведующего правовым отделом администрации <...>,
рассмотрев дело № 02-30/2011-018, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области (155250, Ивановская область, г. Родники, пл. Советская, д. 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
Ивановским УФАС России в целях реализации полномочий по осуществлению государственного контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Российской Федерации у Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области письмом от 21.12.2010 №02-30/3667 была запрошена действующая на территории Родниковского муниципального района муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ответ на запрос Ивановского УФАС России Администрация представила Программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Родниковском муниципальном районе на 2009-2011 годы, утвержденную Постановлением главы Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район Ивановской области» от 17.03.2009 № 98 (далее – Программа).
В результате анализа представленной Программы установлено следующее.
Программой предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Родниковского муниципального района следующих видов поддержки:
1.Организационная и правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.Совершенствование информационно-консультационного и кадрового обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.Межрегиональная деятельность. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции, товаров и услуг.
В соответствии с разделом «Порядок контроля за ходом реализации Программы» основным исполнителем Программы является отдел экономического развития и торговли администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район». Он вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации. Осуществляет оперативное управление реализацией Программы, координирует деятельность ответственных исполнителей Программы в части формирования целостной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, разработки проектов нормативно-правовых актов, оказания консультационной и информационной поддержки, выставочно-ярмарочной деятельности, других направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, определяет первоочередность выполнения мероприятий Программы.
При этом самого механизма реализации программных мероприятий Программа не содержит. Из ее содержания не представляется возможным определить условия участия субъектов малого и среднего предпринимательства в мероприятиях Программы, порядок предоставления того или иного вида поддержки, которая будет оказана субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в Программе отсутствуют сведения о том, кем и в каком порядке принимается решение о возможности (невозможности) предоставления поддержки, каким образом осуществляется оценка и отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления соответствующего вида поддержки.
Ивановским УФАС России письмом от 05.04.2011 № 02-30/956 у Администрации запрошена информация и пояснения о том, как именно происходит, в соответствии с Программой, оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Родниковском муниципальном районе (в каком порядке осуществляется оказание поддержки, кем и в каком порядке принимается решение об оказании поддержки или об отказе в оказании поддержки).
В ответ на запрос Ивановского УФАС России Администрация письмом от 22.04.2011 № 55 сообщила следующее. Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом дополнительных правовых актов регламентирующих порядок принятия решений об оказании поддержки или об отказе в оказании поддержки Администрацией не принималось. Имущественная поддержка (предоставление в аренду помещений и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности) осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Обращений от субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросу предоставления финансовой и имущественной поддержки в рамках реализации Программы в Администрацию за период с 2009 года по 1 квартал 2011 не поступало. Постановлением главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от 27.01.2010 № 46 создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главе администрации. В рамках своих полномочий Координационный совет рассматривает вопросы об имеющихся вариантах развития предпринимательской деятельности с привлечением ресурсов Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, банков, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, а также Торгово-промышленной палаты Ивановской области.
В соответствии с пунктом 3.5. Постановления главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от 27.01.2010 № 46 «О координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства при главе администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Координационный совет по поручению главы администрации рассматривает обращения субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам оказания имущественной, финансовой и иных видов поддержки, другим вопросам в сфере развития малого и среднего предпринимательства, принимает по ним решения в рамках своей компетенции.
В связи с тем, что Программа не содержит механизма реализации программных мероприятий, в ней не определены критерии допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программных мероприятиях, порядок принятия решения о возможности (невозможности) предоставления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Координационный совет получил возможность самостоятельно, по своему субъективному усмотрению принимать решение по вопросам оказания того или иного вида поддержки.
Самостоятельное решение Координационным советом по своему усмотрению вопросов оказания поддержки приводит или может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Таким образом, Постановление главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от 17.03.2009 № 98 «Об утверждении Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Родниковском муниципальном районе на 2009 – 2011 годы» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Приказом заместителя руководителя Ивановского УФАС России от 04.05.2011 № 58 возбуждено дело № 02-30/2011-018 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии 06.06.2011 представитель Ответчика нарушение антимонопольного законодательства признал и согласился с тем, что отсутствие в Программе механизма реализации программных мероприятий, критериев допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программных мероприятиях, порядка принятия решения о возможности (невозможности) предоставления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может привести к ограничению конкуренции. При этом представитель ответчика дополнительно сообщил следующее. Реализация программных мероприятий в 2009-2010 годах и в текущем периоде 2011 года осуществлялась в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, имущественная поддержка предоставлялась с использованием конкурсных процедур. Все замечания Администрацией будут устранены путем внесения изменений в данный нормативно-правовой акт.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно пункту 4 статьи 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Реализация данного принципа означает соответствие деятельности, осуществляемой в рамках оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, целям Закона о защите конкуренции, в качестве которых в части 2 статьи 1 определены: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в России, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Конкуренция, в понимании Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Программой предусмотрены только цели и задачи ее принятия, виды предоставляемой поддержки, порядок контроля за ходом ее реализации. При этом сам механизм реализации программных мероприятий отсутствует, критерии допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программных мероприятиях не определены, порядок принятия решения о возможности (невозможности) предоставления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства также не определен. Какие-либо иные нормативно-правовые акты, устанавливающие понятный и прозрачный механизм реализации Программы Администрацией также не приняты.
Из содержания Программы не следует, кем принимаются решения по вопросам оказания поддержки по программным мероприятиям. При этом в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» от 27.01.2010 № 46 данные вопросы рассматриваются Координационным советом. Заседания Координационного совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Координационного совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. В случае равенства числа голосов голос председателя считается решающим. По итогам заседания Координационного совета оформляется протокол, подписываемый его председателем и секретарем.
Несмотря на то, что в Администрацию заявлений от СМСП об оказании имущественной поддержки не поступало, дальнейшая реализация Программы может привести к ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов в силу следующего.
Программа не содержит положений, регламентирующих механизм реализации программы, условия участия СМСП в программных мероприятиях. Из содержания Программы не следует, каким образом Координационный совет решает вопрос о возможности (невозможности) оказания поддержки. В результате отсутствия механизма реализации программы Координационный совет получил возможность самостоятельно, по своему субъективному усмотрению принимать решения по вопросам оказания поддержки СМСП.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
На заседании Комиссии 06.06.2011 представитель Ответчика признал, что Постановление Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от 17.03.2009 № 98 «Об утверждении Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Родниковском муниципальном районе на 2009 – 2011 годы» принято с нарушением антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
1.Признать действия Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области по принятию Постановления от 17.03.2009 № 98 «Об утверждении Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Родниковском муниципальном районе на 2009 – 2011 годы», в котором отсутствует механизм реализации программных мероприятий, не определены критерии допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программных мероприятиях, порядок принятия решения о возможности (невозможности) предоставления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Основания для прекращения рассмотрения дела №02-30/2011-018 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
3.Выдать Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего внести изменения в акт, нарушающий антимонопольное законодательство, и разработать механизм реализации программных мероприятий, определить критерии допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в программных мероприятиях, порядок принятия решения о возможности (невозможности) предоставления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств, либо отменить данный нормативно-правовой акт.
Подписи членов комиссии