-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ивановская область

Решение от 26 декабря 2011 года

По делу № 02-30/2011-042
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
26 декабря 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена "23" декабря 2011 г.
    В полном объеме решение изготовлено "26" декабря 2011 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    <...>;
    рассмотрев дело № 02-30/2011-042, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области (155900, Ивановская область, г. Шуя, пл. Ленина, д. 7) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
    На основании Приказа Ивановского УФАС России от 10.10.2011 №137 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области.
    В результате проверки выявлено Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» (далее – Постановление № 80 от 03.03.2011).
    Данным постановлением создана межведомственная комиссия по рассмотрению и оценке бизнес-планов, предоставляемых участниками Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 21.01.2011 № 5-п. Кроме того, данным постановлением утверждены состав межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов (далее – межведомственная Комиссия) и Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов (далее – Положение).
    В соответствии с пунктом 3 Положения основными задачами межведомственной Комиссии являются:
    - рассмотрение и оценка бизнес-плана на предмет соответствия основным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию;
    - выдача заключения о соответствии бизнес-плана основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию и его целесообразности;
    - выдача заключения с предложением (при необходимости) доработать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план) и повторно представить его для рассмотрения Комиссии в установленные сроки.
    При оценке представленного на рассмотрение межведомственной Комиссии бизнес-плана, согласно пункту 5 Положения, учитываются следующие критерии: обоснованность преимущества проекта; срок окупаемости проекта, оценка количества вновь создаваемых рабочих мест и другие.
    Заседания межведомственной Комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции межведомственной Комиссии, рассматриваются по мере необходимости. Решения, принимаемые Комиссией, принимаются большинством голосов и оформляются протоколом.
    На основании выдаваемого межведомственной Комиссией заключения о целесообразности (нецелесообразности) финансирования того или иного бизнес-плана Областное государственное учреждение «Шуйский центр занятости населения» (представители которого входят в состав межведомственной Комиссии) принимает решение о заключении с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров и перечислении субсидий на реализацию данных бизнес-планов.
    При этом из содержания Положения не следует, какие требования предъявляются к структуре и содержанию бизнес-плана, каким образом межведомственная Комиссия оценивает целесообразность финансирования бизнес-плана, каким образом межведомственная Комиссия оценивает бизнес-план по установленным критериям: обоснованность преимущества проекта; срок окупаемости проекта; количество вновь создаваемых рабочих мест и другим критериям.
    Так как Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» не содержит процедуры оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядка определения целесообразности (нецелесообразности) их финансирования, а также требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, Комиссия самостоятельно, по своему субъективному усмотрению принимает решение о соответствии (несоответствии) бизнес-планов предъявляемым требованиям и о выдаче заключения о целесообразности (нецелесообразности) их финансирования.
    Выдача межведомственной Комиссией субъективного заключения о нецелесообразности финансирования того или иного бизнес-плана может привести к ограничению конкуренции, поскольку данное заключение является безусловным основанием для принятия Областным государственным учреждением «Шуйский центр занятости населения» решения об отказе в выделении субсидии на финансирование бизнес-плана.
    В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
    Таким образом, Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 15.12.2011 № 158 возбуждено дело № 02-30/2011-042 по признакам нарушения Администрацией Шуйского муниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
    На заседании Комиссии 23.12.2011 представитель ответчика Алимова Л.П. нарушение антимонопольного законодательства признала и согласилась с тем, что отсутствие в Постановлении № 80 от 03.03.2011 процедуры оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядка определения целесообразности (нецелесообразности) их финансирования, а также требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, может привести к ограничению конкуренции. При этом представитель ответчика пояснила, что в период действия Постановления № 80 от 03.03.2011 необоснованных заключений о нецелесообразности финансирования того или иного бизнес-плана Комиссией не выдавалось. Кроме того, представитель ответчика сообщила о том, что в целях устранения выявленного нарушения антимонопольного законодательства Администрацией разработан проект постановления «О внесении изменений в Постановление Администрации Шуйского муниципального района от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана», который направлен в Шуйскую межрайонную прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.
    Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в целях предупреждения негативных социально-экономических последствий увольнения работников и предупреждения роста безработицы в Ивановской области Правительством Ивановской области утверждена Программа дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда (далее – Программа).
    Задачей данной Программы является, в том числе, стимулирование сохранения и создания рабочих мест в сфере малого бизнеса. Для реализации данной задачи Программой предусмотрено выделение денежных средств (субсидий) гражданам, открывшим собственное дело, а также малому и среднему предпринимательству, создавшему дополнительные места для трудоустройства безработных граждан.
    В соответствии с пунктом 5 Порядка и условий предоставления и расходования бюджетных средств на реализацию Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2011 год по снижению напряженности на рынке труда, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 15.03.2011 № 61-п, предоставление бюджетных средств организациям, индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации данного мероприятия Программы, осуществляется путем перечисления областными государственными учреждениями центрами занятости населения Ивановской области (далее - ОГУ ЦЗН) бюджетных средств на счет организации, индивидуального предпринимателя в сроки и на условиях, определенных договорами, заключаемыми ОГУ ЦЗН с организациями, индивидуальными предпринимателями или безработными гражданами.
    При этом пунктом 4 Постановления Правительства Ивановской области от 21.01.2011 № 5-п «О реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ивановской области в 2011 году» органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области предписано обеспечить в полном объеме реализацию мероприятий данной Программы.
    В рамках реализации предоставленных полномочий и в целях обеспечения реализации мероприятия Программы, заключающегося в выделении денежных средств (субсидий) гражданам, открывшим собственное дело, а также малому и среднему предпринимательству, создавшему дополнительные места для трудоустройства безработных граждан, Администрацией Шуйского муниципального района принято Постановление № 80 от 03.03.2011 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана».
    В соответствии с пунктом 2 Положения о межведомственной Комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана, утвержденного данным постановлением, в своей работе Комиссия руководствуется нормативно-правовыми актами, необходимыми для исполнения возложенных на нее задач.
    Основными задачами межведомственной Комиссии, согласно пункту 3 Положения, являются:
    - рассмотрение и оценка бизнес-плана на предмет соответствия основным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию;
    - выдача заключения о соответствии бизнес-плана основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию и его целесообразности;
    - выдача заключения с предложением (при необходимости) доработать технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план) и повторно представить его для рассмотрения межведомственной Комиссии в установленные сроки.
    В состав межведомственной Комиссии в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению № 80 от 03.03.2011 входят: заместитель главы Администрации, специалист отдела социально-экономического развития Администрации, директор и заместитель директора Областного государственного учреждения «Шуйский центр занятости населения», начальник отдела камеральных проверок №2 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области, начальник сектора кредитования частных клиентов Шуйского отделения Сбербанка России № 1573.
    Межведомственная Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право привлекать (при необходимости) специалистов в области поддержки субъектов малого предпринимательства.
    Таким образом, в состав межведомственной Комиссии, наряду с представителями иных организаций, входят сотрудники Областного государственного учреждения «Шуйский центр занятости населения», уполномоченного заключать с субъектами малого и среднего предпринимательства договоры и перечислять субсидии на реализацию данного мероприятия. Следовательно, выдаваемое межведомственной Комиссией заключение о соответствии (несоответствии) бизнес-плана основным требованиям, имеет решающее значение при принятии Областным государственным учреждением «Шуйский центр занятости населения» решения о заключении (отказе в заключении) договора с тем или иным хозяйствующим субъектом и выделении (отказе в выделении) ему субсидии.
    При оценке представленного на рассмотрение межведомственной Комиссии бизнес-плана, согласно пункту 5 Положения, межведомственная Комиссия учитывает следующие критерии: обоснованность преимущества проекта; срок окупаемости проекта, оценка количества вновь создаваемых рабочих мест и другие.
    При этом из содержания Положения не следует, какие требования предъявляются к структуре и содержанию бизнес-плана, каким образом межведомственная Комиссия оценивает целесообразность бизнес-проекта, каким образом межведомственная Комиссия оценивает бизнес-проект по установленным критериям.
    Заседания межведомственной Комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. Вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции межведомственной Комиссии, рассматриваются по мере необходимости. Решения, принимаемые межведомственной Комиссией, принимаются большинством голосов и оформляются протоколом
    Из представленных Администрацией протоколов заседаний межведомственной Комиссии, проведенных в 2011 году (протоколы № 11 от 30.06.2011, №12 от 06.07.2011, № 18 от 01.08.2011, № 19 от 02.08.2011, № 20 от 05.08.2011, № 23 от 06.10.2011) и оформленных на их основе заключений, также не следует, каким образом межведомственная Комиссия оценивает представленные бизнес-планы и определяет целесообразность (нецелесообразность) выделения денежных средств на их реализацию.
    Отсутствие в Положении процедуры оценки бизнес-планов по установленным критериям, отсутствие порядка определения целесообразности (нецелесообразности) их финансирования, а также отсутствие требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, предоставляет межведомственной Комиссии возможность самостоятельно, по своему субъективному усмотрению принимать решение о соответствии (несоответствии) бизнес-плана предъявляемым требованиям и о выдаче заключения о целесообразности (нецелесообразности) их финансирования.
    В силу отсутствия требований, предъявляемых к структуре и содержанию бизнес-планов, четкого и прозрачного механизма оценки бизнес-планов по установленным критериям, субъекты малого и среднего предпринимательства рискуют получить необоснованный отказ в финансировании бизнес-планов, поскольку выдача межведомственной Комиссией субъективного заключения о нецелесообразности финансирования бизнес-плана служит безусловным основанием для принятия Областным государственным учреждением «Шуйский центр занятости населения» решения об отказе в выделении субсидии.
    Несмотря на то, что межведомственная Комиссия необоснованных заключений о нецелесообразности финансирования того или иного бизнес-плана не выдавала, дальнейшая реализация Постановления № 80 от 03.03.2011 может привести к ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
    Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать действия Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области по принятию Постановления от 03.03.2011 № 80 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-плана», в котором отсутствует процедура оценки бизнес-планов по установленным критериям, отсутствует порядок определения целесообразности (нецелесообразности) финансирования бизнес-планов, а также отсутствуют требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-планов, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Основания для прекращения рассмотрения дела №02-30/2011-042 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
    3.Выдать Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего разработать процедуру оценки бизнес-планов по установленным критериям, порядок определения целесообразности (нецелесообразности) финансирования бизнес-планов, определить требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-планов либо отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство.
    4.Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/2011-042 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


    Подписи членов Комиссии