Иркутская область
Решение от 06 марта 2012 года № 135
По делу № 705
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
06 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено « 06 » марта 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (…) в отсутствие ответчика - Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, в отсутствие заинтересованных лиц: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела; при участии представителя заинтересованного лица - ООО «Альянс делового сотрудничества» по доверенности № 43 от 14.09.2011 г. Карпухина Е.Л.,
рассмотрев дело № 705 от «14» декабря 2012 г., возбужденное в отношении Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству (Братская ул., д. 9, г. Иркутск, 664019) по признакам нарушения пп. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с допуском хозяйствующих субъектов: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки» к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в целях осуществления заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, которым в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки для заготовки древесины, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз.
Приказом № 705 от 14.12.2011 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области возбуждено дело в отношении Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству (далее-ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству) по признакам нарушения пп. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с допуском хозяйствующих субъектов: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки» к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которым в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки для заготовки древесины, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз, приведшим к заключению таких договоров, в нарушение ч. 8, ч. 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ, что создает отдельным участникам торгов преимущественные условия участия в торгах и приводит и (или) может привести к изменению общих условий функционирования рынка заготовки древесины.
Из пояснений ответчика следует, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины производится на основании закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины». Согласно указанному Закону к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд относится заготовка древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях выполнения государственных или муниципальных контрактов на поставку древесины, в целях реализации направлений и осуществления мероприятий, включённых в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины производится по результатам аукционов. Территориальные управления в своей деятельности руководствуются Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, утверждённым распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11 августа 2010 г. № 603-ра (ранее действовал административный регламент, утвержденный приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 08 октября 2008г.). Ни в указанном выше Законе Иркутской области, ни в административном регламенте не установлена обязанность (а также правомочность) территориальных управлений проводить юридическую экспертизу предоставляемых муниципальных контрактов.
Основаниями для допуска хозяйствующих субъектов: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по лотам №№ 1-23 по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных (муниципальных) нужд являлись муниципальные контракты, заключенные на поставку древесины населению муниципальных образований, на поставку леса круглого для производства мебели осужденными.
ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству, принимая в качестве документов, предоставляемых к аукциону, контракты муниципальных образований, заключаемые с целью поставки древесины для населения, руководствуется статьёй 14 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая определяет вопросы местного значения поселения, и в частности, организацию снабжения населения твёрдым топливом.
С 2011 года в Иркутской области действует постановление Правительства Иркутской области от 19 февраля 2010 года № 18-пп «Об информационном обеспечении реализации Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений по Иркутской области», определяющее порядок планирования объёма древесины, заготавливаемой на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области. Указанным Постановлением определен, в частности, порядок формирования реестра заявок при планировании объёма древесины, необходимой для обеспечения государственных и для обеспечения муниципальных нужд. Такой реестр формируется управлением Губернатора Иркутской области по региональной политике. Однако в 2011 году реестр сформирован не в разрезе муниципальных образований, а в общей цифре, о чём имеется распоряжение министерства лесного комплекса Иркутской области от 14.02.2011г. №29-мр «Об утверждении планируемых объёмов древесины, заготавливаемой на основании договоров купли-продажи лесных насаждений по Иркутской области на 2011 год. (Для сравнения: Министерство сельского хозяйства Иркутской области заключает соглашения с каждым сельхозтоваропроизводителем, формирует реестр и передает его в агентство лесного хозяйства Иркутской области, которое, в свою очередь, доводит эту информацию до территориальных управлений.).
Основаниями для допуска хозяйствующих субъектов: ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки» к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по лотам №№ 23 - 30 по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением являлись соглашения об организационном взаимодействии по реализации права заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с пояснениями представителя ООО «Альянс делового сотрудничества» для участия в аукционе обществом был предоставлен муниципальный контракт муниципальный контракт на поставку древесины для муниципальных нужд № 1/10 от 15.01.2010 г., предметом которого является поставка древесины населению Уриковского муниципального образования и Администрации в объеме 2500 м3. Фактическая поставка древесины администрации произведена не была.
Заинтересованные лица: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки», привлеченные к рассмотрению дела № 705 письменных пояснений не представили, на рассмотрение дела не явились.
На основании ч. 2 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 705 установила следующее.
Аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, назначенный ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству на 14.12.2010 г., признан несостоявшимся в связи с тем, что в аукционе участвовали менее чем два участника, договоры купли-продажи заключены с единственными участниками аукциона:
- по лотам № 1, 2, 3, 4 с ООО «Лесхоз Иркутский»;
- по лотам № 5 - 16, 21, 22 с ООО «СиблесСтрой»;
- по лотам № 17- 19 с СПК «ИдаАгро»;
- по лоту № 23 с ООО «Гортоп»;
- по лоту № 20 с ООО «Альянс делового сотрудничества»;
- по лоту № 24 с ИП глава КФХ Мошан Н.В.;
- по лоту № 25 с ИП глава КФХ Неудачина Т.М.;
- по лоту № 26 с ИП глава КФХ Елизов С.А.;
- по лоту № 27 с ИП глава КФХ Петров А.В.;
- по лоту № 28 с ИП глава КФХ Ченских И.И.;
- по лоту № 29 с ОАО «Барки».
В соответствии с извещением о проведении аукциона, аукцион по лотам №№ 1-23 проводился на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в целях в целях заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Для участия в аукционе по лотам №№ 1-23 хозяйствующими субъектами представлены следующие документы:
- ООО «Альянс делового сотрудничества» - муниципальный контракт на поставку древесины для муниципальных нужд № 1/10 от 15.01.2010 г., предметом которого является поставка древесины населению Уриковского муниципального образования и Администрации (муниципального образования (664531, Ирк. Обл., Иркутский район, с. Урик, ул. Лунина, д. 1)в объеме 2500 м3.
СПК «ИдаАгро» представлен государственный контракт с ФБУ «Исправительная колония № 6 ГУФСИН» № 11 от 01.01.2010 г. на поставку леса круглого для производства мебели осужденными.
ООО «СиблесСтрой» представлены документы о государственной регистрации в качестве юридического лица.
ООО «Лесхоз Иркутский» представлены муниципальные контракты на поставку древесины для муниципальных нужд № 5 от 10.04.2010 г., № 4 от 30.04.2010 г., предметом которых является поставка древесины населению Сосновоборского, Ширяевского муниципальных образований в общем объеме 6 500 м3.
Аукцион по лотам №№ 24-30 проводился по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для осуществления заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением.
Для участия в аукционе по лотам №№ 24-30 хозяйствующими субъектами: ИП глава КФХ Ченских И.И., ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Мошан Н.В., ИП глава КФХ Петров А.В., ОАО «Барки» представлены документы о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридического лица.
Кроме ого, в отношении указанных хозяйствующих субъектов (исключая, ОАО «Барки») ответчиком представлены соглашения об организационном взаимодействии по реализации права заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключенные между хозяйствующими субъектами и Министерством сельского хозяйства Иркутской области и письмо Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11.05.2010 г. № 91-37-1455/10 «Об исключительных случаях заготовки древесины», в котором ответчику предписывается обеспечить подготовку материалов по отводу и таксации лесосек, для выставления лесных насаждений на аукцион по продаже права на заключение договоров купли-продажи для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в областные программы поддержки сельскохозяйственного производства на основании соглашений об организационном взаимодействии по реализации права заготовки древесины между хозяйствующими субъектами и Министерством сельского хозяйства Иркутской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Часть 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Часть 8.2 статьи 29 Лесного кодекса РФ допускает осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов
Согласно ч. 1 ст. 2 закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относится заготовка древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях выполнения государственных или муниципальных контрактов на поставку древесины, выполнение работ или оказание услуг, связанных с использованием заготовленной древесины:
1) для отопления, реконструкции и ремонта зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной собственности Иркутской области или в муниципальной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за соответствующими государственными или муниципальными учреждениями;
2) для строительства зданий, строений, сооружений, финансирование которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;
3) для предупреждения чрезвычайных ситуаций муниципального, межмуниципального или регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Статья 3 ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ устанавливает, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов РФ). Под нуждами бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Представленные контракты на поставку дров (древесины) населению муниципальных образований, на поставку леса круглого для изготовления осужденными мебели не связаны с использованием заготовленной древесины в целях, указанных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз и, следовательно, не могут являться основанием для участия в аукционах по продаже права купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Довод ответчика о том, что принимая в качестве документов, предоставляемых к аукциону, контракты муниципальных образований, заключенных с целью поставки древесины для населения, ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству, руководствуется статьёй 14 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая определяет вопросы местного значения поселения, и в частности, организацию снабжения населения твёрдым топливом, является необоснованным.
Довод ответчика о том, что нормативными актами не установлена обязанность (а также правомочность) территориальных управлений проводить юридическую экспертизу предоставляемых муниципальных контрактов, также является необоснованным, поскольку ответчик указывает конкретную норму ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ошибочно отнесенную им к исключительным основаниям для заключения договоров купли – продажи лесных насаждений для обеспечения муниципальных (государственных) нужд. Кроме того, из предмета муниципальных (государственных) контрактов, представленных ответчиком в качестве оснований для допуска хозяйствующих субъектов к участию в аукционе четко следует, что они не связаны с использованием заготовленной древесины в целях, указанных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что ТУ Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству к участию в аукционе по лотам № 1-23 по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд допущены хозяйствующие субъекты: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», с которыми в соответствии с лесным законодательством не могут быть заключены договоры купли-продажи лесных насаждений, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз.
В отношении правомерности допуска хозяйствующих субъектов к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по лотам № 24-30 в целях осуществления заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства на основании соглашений между Министерством сельского хозяйства Иркутской области Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 2 закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» к исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений относится заготовка древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением.
Документы о регистрации в качестве главы крестьянско-фермерских хозяйств и юридического лица, представленные ИП глава КФХ Ченских И.И., ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Мошан Н.В., ИП глава КФХ Петров А.В., ОАО «Барки», не являются документами, подтверждающими необходимость заготовки древесины в целях обеспечения государственных нужд, указанных в ч. 2 ст. 2 закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области».
Представленные ответчиком соглашения между Министерством сельского хозяйства Иркутской области и ИП глава КФХ Ченских И.И., ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Мошан Н.В., ИП глава КФХ Петров А.В. заключены в соответствии с областной государственной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009 – 2012 годы», утвержденной постановлением ЗС Иркутской области от 22.11.2008 N 3/65-ЗС (в редакции от 17.02.2010 г.).
В соответствии с указанной Целевой программой государственную поддержку путем предоставления права заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений предполагается предоставлять посредством включения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Реестр заявок на заготовку древесины для строительства, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отопления (далее - Реестр), который утверждается министерством сельского хозяйства Иркутской области, и последующего заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с уполномоченным Правительством Иркутской области исполнительным органом государственной власти Иркутской области в соответствии со статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации.
Порядок формирования Реестра определяется министерством сельского хозяйства Иркутской области.
Между министерством сельского хозяйства Иркутской области и сельскохозяйственными товаропроизводителями Иркутской области, включенными в Реестр, заключается соглашение об организационном взаимодействии по реализации права заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Соглашения в указанном порядке заключаются с 2010 г.
Вместе с тем, часть 1 ст. 3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ устанавливает, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов РФ). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Из Областной государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009 – 2012 г.», представленных ответчиком соглашений об организационном взаимодействии по реализации права заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений следует, что необходимость строительства, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения с использованием строительных материалов из дерева, а также их отопление, возникающие у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не связаны с обеспечиваемыми за счет средств бюджета потребностями субъекта РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъекта РФ, государственных заказчиков, в том числе, для реализации региональных целевых программ.
Строительство, ремонт зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отопление в данном случае осуществляется не за счет средств бюджета, а за счет товаропроизводителей, которым предоставляется право заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений
Из выше изложенного следует, что мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства, путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям права заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в связи со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, направлены на отчуждение заготовительной древесины в собственность хозяйствующих субъектов для удовлетворения потребностей, не финансируемых из средств регионального (федерального) бюджета, что выходит за рамки государственных или муниципальных нужд, исходя из смысла положений ФЗ № 94, а значит, не относится к государственным нуждам.
Подпунктом 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственника лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Часть 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ предусматривает полномочия представительных органов государственной власти субъектов РФ по определению исключительных случаев заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Общие случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, а именно: для обеспечения государственных или муниципальных нужд, установлены лесным федеральным законодательством, которое не допускает расширения указанного перечня.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что ТУ Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству к участию в аукционе по лотам № 24-30 по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд также допущены хозяйствующие субъекты, с которыми в соответствии с лесным законодательством не могут быть заключены договоры купли-продажи лесных насаждений, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Указанный аукцион признан несостоявшимся по всем лотам в связи с тем, что в аукционе участвовали менее чем два участника, вместе с тем, ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки», не представившие документы о необходимости заготовки древесины в целях выполнения государственных (муниципальных) контрактов на поставку древесины, выполнение работ, оказание услуг, связанных с использованием заготовленной древесины в целях, указанных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз как исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, признанные единственными участниками аукциона, получили возможность заключить договоры купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины сроком на 1 год.
С ООО «СиблесСтрой» заключено 14 договоров купли-продажи лесных насаждений от 14.12.2010 г. № 216, 218, 219, 220, 221, 226, 227, 228,229, 230, 231, 232, 233, 234 на заготовку древесины объемом 16338 м3.
С СПК «ИдаАгро» заключено 3 договора купли-продажи лесных насаждений от 14.12.2010 г. №№ 217, 222, 223 на заготовку древесины общим объемом 1899 м3.
С ООО «Лесхоз Иркутский» заключено 4 договора купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2010 г. №№ 237, 239, 240, 241 на заготовку древесины общим объемом 2669 м3.
С ООО «Альянс делового сотрудничества» заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 14.12.2010 г. № 224 на заготовку древесины общим объемом 821 м3.
С ИП глава КФХ Мошан Н.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 14.12.2010 г. № 214 на заготовку древесины общим объемом 382 м3.
С ИП глава КФХ Неудачиной Т.М. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 14.12.2010 г. № 215 на заготовку древесины общим объемом 456 м3.
С ИП глава КФХ Петровым В.П. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 24.12.2010 г. № 244 на заготовку древесины общим объемом 542 м3.
С ОАО «Барки» заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 22.12.2010 г. № 243 на заготовку древесины общим объемом 2049 м3.
С ИП глава КФХ Ченских И.И. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 21.12.2010 г. № 242 на заготовку древесины общим объемом 344 м3.
С ИП глава КФХ Елизовым С.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 17.12.2010 г. № 238 на заготовку древесины общим объемом 580 м3.
Допуск к участию в аукционах лиц, которым в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки, свидетельствует о создании отдельному участнику торгов преимущественных условий участия в торгах в связи с несоблюдением установленного законодательством порядка проведения аукционов на право заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
Статья 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ устанавливает, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, Комиссия считает, что действия ТУ Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству по допуску хозяйствующих субъектов: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки» к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в целях осуществления заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, которым в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки для заготовки древесины, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз, приведшие к заключению таких договоров, в нарушение ч.ч. 8, 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ, создает отдельным участникам торгов преимущественные условия участия в торгах и приводит и (или) может привести к изменению общих условий функционирования рынка заготовки древесины, что нарушает пп. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ.
Часть 4 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ устанавливает, что нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии с пп. «б», п. 6 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ антимонопольный орган полномочен обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
Поскольку аукцион от 14.12.2010 г. признан несостоявшимся, основания для обращения в суд с иском о признании указанного аукциона недействительным у антимонопольного органа отсутствуют.
Сроки действия договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с хозяйствующими субъектами, как с единственными участниками аукциона от 14.12.2010 г. по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением на момент принятия решения, истекли.
Кроме того, Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой по результатам плановой прокурорской проверки исполнения, в том числе, закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» ответчику внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства или совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в связи с принятием мер прокурорского реагирования, направленных на устранение нарушений действующего законодательства, приведших, в том числе, к нарушению антимонопольного законодательства и для обращения в суд о признании недействительными договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с единственными участниками аукциона от 14.12.2010 г., в связи с истечением срока действия договоров.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч. 1-4 ст.41, ст. 41.1, ч.1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ Комиссия
1.Признать Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству (Братская ул., д. 9, г. Иркутск, 664019), нарушившим пп. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, в связи с допуском хозяйствующих субъектов: ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки», которым в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки для заготовки древесины, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 1, 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.10.2009 г. № 67/33-оз, к участию в аукционе от 14.12.2010 г. по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в целях осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в целях осуществления заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий поддержки сельского производства и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, приведшим к заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в нарушение частей 8, 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ, что создает отдельным участникам торгов преимущественные условия участия в торгах и приводит и (или) может привести к изменению общих условий функционирования рынка заготовки древесины.
2.В суд о признании договоров купли-продажи лесных насаждений недействительными не обращаться; ответчику предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства или совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции не выдавать в связи с принятием мер прокурорского реагирования и истечением сроков действия договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с хозяйствующими субъектами.
3.Копию решения направить в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела: Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, ООО «Лесхоз Иркутский», ООО «СиблесСтрой», СПК «ИдаАгро», ООО «Альянс делового сотрудничества», ИП глава КФХ Мошан Н.В. , ИП глава КФХ Неудачина Т.М., ИП глава КФХ Елизов С.А., ИП глава КФХ Петров А.В., ИП глава КФХ Ченских И.И., ОАО «Барки».
Председатель Комиссии
Члены Комиссии