О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства
Иркутская область
Решение от 16 августа 2011 года № 656
О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
16 августа 2011 года
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2011 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступили материалы и заявление Иркутской таможни (вх. N 6277 от 05.07.2011) в отношении ООО "Э" (место нахождения: <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
ООО "Э" (место нахождения: <...>; ИНН <...>; ОГРН <...>) зарегистрировано в качестве юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации от 15 февраля 2001 г. за основным государственным регистрационным номером <...> (ИНН <...>).
28.10.2010 ООО "Э" на Иркутский таможенный пост Иркутской таможни согласно внешнеторговому контракту от 16.08.2010 N JM-66, заключенному с Харбинской торговой компанией "Ц" с ограниченной ответственностью (КНР), подана декларация на товары N 10607040/281010/0008782, по которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлен товар - игрушки детские в виде имитации автомобиля, имеющие встроенный двигатель, различных цветов, изготовитель - CENTURY YOUYI TOYS CO LTD, Китай.
В результате таможенного досмотра товаров и транспортных средств (акт N 10607040/091110/000905 от 08.11.2010) установлено, что в досмотренной партии присутствует товар - игрушка детская в виде имитации автомобиля - машина, артикул "618В", всего - 116 штук, с маркировкой на корпусе "Beijing 2008 Olympics", а также графическим изображением олимпийской символики в виде пяти совмещенных между собой колец различных цветов одинаковой формы.
Иркутской таможней было принято решение о приостановлении выпуска товаров, они были изъяты и помещены в камеру хранения вещественных доказательств.
Согласно заключению таможенного эксперта N 6-0-0640-10 в отношении товара установлены признаки контрафактности; согласно заключению эксперта от 24.03.2011 графическое изображение на товаре (в виде пяти совмещенных между собой колец различных цветов одинаковой формы) сходно до степени смешения с зарегистрированным международным товарным знаком N 788585; согласно заключению эксперта от 23.12.2010 графическое изображение на товаре ("OLYMPICS") сходно до степени смешения с зарегистрированным международным товарным знаком N 787298.
Правообладателем товарного знака, представляющего собой словесное обозначение "THE OLYMPICS", зарегистрированного Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в отношении товаров с 1 по 45 класс Международной классификации товаров и услуг (свидетельство о регистрации N 787298), внесенного в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (регистрационный номер 01370/00754-012/Т3-030308, письмо ФТС России от 13.03.2009 N 14-42/10529), является Comite International Olympique (Международный олимпийский комитет), адрес: Chateau de Vidy, CH-1007 Lausanne (CH).
Правообладателем товарного знака в виде пяти цветных переплетающихся колец, зарегистрированного Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в отношении товаров с 1 по 45 класс МКТУ товаров и услуг (свидетельство о регистрации N 788585), внесенного в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (регистрационный номер 01370/00754-012/Т3-01470/00838-001/Т3-270701470/00838-001/Т3-27070909, письмо ФТС России от 06.08.2009 N 14-42/36888), также является Сomite International Olympique (Международный олимпийский комитет).
Представителем правообладателя указанных товарных знаков на территории Российской Федерации является Автономная некоммерческая организация "О" (юридический адрес: <...>; ИНН <...>).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 310-ФЗ от 01.12.2007 (далее - Закон N 310-ФЗ) под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Olympics", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi - 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символы: огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. К олимпийской символике и параолимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) параолимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Параолимпийских игр.
Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Закона N 310-ФЗ использование олимпийской символики и (или) параолимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Параолимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным параолимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Использование олимпийской символики и (или) параолимпийской символики с нарушением требований части 2 статьи 7 Закона N 310-ФЗ признается незаконным.
По результатам проведенной проверки установлено, что документы, подтверждающие законное использование олимпийской символики (на основе соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным параолимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями), у ООО "Э" отсутствуют.
Как следует из объяснений ООО "Э" от 10 ноября 2010 г., представленных Иркутской таможне, на машинки инерционные с артикулом 618В в количестве 116 шт., имеющие обозначение олимпийской символики в виде пяти пересекающихся колец и надписи "Olympics", с представителем правообладателя Международного Олимпийского комитета лицензионное соглашение на использование данной символики отсутствует.
На основании изложенного приказом N 364 от 14.07.2011 в отношении ООО "Э" возбуждено дело по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, в части введения в оборот товаров с изображением олимпийской символики без заключения соответствующего договора с уполномоченными организациями.
В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал свои доводы, указал на неправомерность ввоза на территорию Российской Федерации товара с нанесенным обозначением, сходным до степени смешения с товарным знаком "OLYMPICS", и графическим изображением олимпийской символики в виде пяти совмещенных между собой колец различных цветов одинаковой формы.
В ходе рассмотрения дела ответчик подтвердил свои доводы, представленные в объяснениях. Также пояснил, что не признает факт нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося во введении в оборот товаров с изображением олимпийской символики без заключения соответствующего договора с уполномоченной организацией, так как товар, предназначавшийся для ООО "Э", не прошел процедуру таможенного оформления, был помещен в камеру хранения вещественных доказательств Иркутской таможни и фактического введения его в гражданский оборот не произошло.
Комиссия, оценив представленные доказательства, считает доводы ООО "Э" необоснованными по следующим основаниям.
Согласно требованиям действующего законодательства РФ запрещается использование в гражданском обороте исключительных прав на использование средства индивидуализации его продукции, работ, услуг без разрешения правообладателя.
Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. запрещает всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, и все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, промышленной или торговой деятельности конкурента ( ст. 10 bis).
На товарный знак, то есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, согласно ст. 1477 Гражданского кодекса РФ признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Как средство индивидуализации продукции товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, которая охраняется законом в силу ч. 1 ст. 44 Конституции РФ.
Согласно ст. 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Ввоз на территорию Российской Федерации товаров без согласия с правообладателем является нарушением исключительного права в силу императивного указания закона.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии со ст. 1487 ГК РФ введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации товаров с использованием охраняемого товарного знака не правообладателем и без его согласия является незаконным.
В соответствии со ст. 1515 Гражданского кодекса РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с п. 35 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Под недобросовестной конкуренцией в силу ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Под введением в оборот товара следует понимать ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу.
Согласно разделу 2 "Методических рекомендаций по защите олимпийской и параолимпийской символики в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи" Российская Федерация приняла на себя дополнительные обязательства по защите исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Незаконное использование предпринимателями и юридическими лицами олимпийской символики негативным образом отражается на выполнении взятых Российской Федерацией обязательств перед мировым сообществом по подготовке и проведению Олимпийских игр. Также незаконное использование олимпийской символики наносит значительный материальный и репутационный ущерб РФ и может привести к санкциям.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 310-ФЗ продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) параолимпийская символика, признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент совершения правонарушения, под ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами до их выпуска таможенными органами.
Согласно статье 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенными органами при их перемещении через таможенную границу. С момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с письмом ФТС РФ от 29.06.2007 N 01-06/24387 "О направлении Методических рекомендаций" в качестве признаков, свидетельствующих о незаконном использовании товарного знака получателем товара, являются его действия, направленные на таможенное оформление ввезенного товара с размещенным на нем товарным знаком (например, декларированием товара таможенному органу) с целью выпуска в свободное обращение (введения в гражданский оборот).
Также ввоз товара, обозначенного охраняемым товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходными с ними обозначениями для однородных товаров не правообладателем, не по договору с правообладателем или без его согласия с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации рассматривается как противоправное деяние независимо от того, были ли нарушены права правообладателя при производстве товара за пределами Российской Федерации.
При этом в качестве действий, направленных на введение товаров с незаконно размещенными товарными знаками для введения их в гражданский оборот, можно рассматривать: подачу таможенной декларации на такие товары с заявлением их к таможенным режимам, предполагающим использование товаров в гражданском обороте на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В соответствии со ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.
ООО "Э" не воспользовалось предоставленным ему правом осмотреть подлежащие декларированию ввозимые товары, то есть не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для выполнения требований законодательства и предотвращения совершения правонарушения.
В соответствии с приказом от 4 сентября 2007 г. N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" (действовавшей на момент заполнения декларации) ООО "Э" была заполнена грузовая таможенная декларация, факт заполнения которой является подтверждением волеизъявления на ввоз товара на территорию Российской Федерации.
В ходе заседания комиссии представитель ООО "Э" пояснил, что игрушки - машинки инерционные с артикулом 618В в количестве 116 шт., имеющие обозначение олимпийской символики в виде пяти пересекающихся колец и надписи "Olympics", ввозились для реализации после надлежащего таможенного оформления.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ООО "Э" был введен в оборот товар, на котором незаконно размещены товарные обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком "OLYMPICS" и графическим изображением олимпийской символики в виде пяти совмещенных между собой колец различных цветов одинаковой формы.
Данные действия характеризуют стремление хозяйствующего субъекта за счет введения в оборот материальных носителей, в которых воплощены чужие результаты интеллектуальной деятельности либо средства индивидуализации, получить прибыль, не вкладывая средств в создание тех либо иных интеллектуальных продуктов, то есть действия направлены на получение необоснованных преимуществ при ведении предпринимательской деятельности.
Таким образом, введение в оборот данных товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности противоречит гражданскому законодательству.
Данные действия ООО "Э" могут причинить ущерб иным хозяйствующим субъектам, в том числе правообладателю АНО "О".
Таким образом, действия ООО "Э" <...> по реализации товаров с изображением олимпийской символики (продажа товара с изображением олимпийского символа, представляющего собой факел цвета российского флага и расположенные под ним пять олимпийских колец) без заключения соответствующего договора с правообладателем товарного знака нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006.
Руководствуясь ст.ст. 23, 41, 49 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Комиссия 1.Признать ООО "Э" (<...>) нарушившим требование п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ в связи с недобросовестной конкуренцией в части введения в оборот товаров с изображением олимпийской символики без заключения соответствующего договора с уполномоченной организацией. 2.ООО "Э" (<...>) выдать предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся во введении в оборот товаров, при котором незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг, в частности действий по ввозу, продаже товаров с нанесенным на них обозначением олимпийской символики без заключения соответствующего договора с правообладателем товарного знака. 3.Передать материалы по делу уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 статьи 14.33 КоАП РФ.
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДПИСАНИЕ от 16 августа 2011 г. N 200
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 656 от 16.08.2011 по делу N 364 о нарушении ООО "Э" п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, 1.ООО "Э" (<...>) принять меры, направленные на недопущение впредь нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем информирования Управления о введении в оборот (ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа) товаров с использованием товарных обозначений, сходных или тождественных товарному знаку "OLYMPICS" и графическому изображению олимпийской символики в виде пяти совмещенных между собой колец различных цветов одинаковой формы на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, в течение пяти дней с момента их ввоза на территорию Российской Федерации или приобретения, с представлением подтверждающих документов. 2.О выполнении п. 1 настоящего предписания сообщить в Иркутское УФАС России в срок до 20.12.2011.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.