-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 30 июня 2011 года

По признакам нарушения Администрацией г.Ханты-Мансийска пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По делу № 06-02-130/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
30 июня 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель комиссии:
    (ФИО) — руководитель Управления;
    Члены комиссии:
    (ФИО) – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    (ФИО) – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    (ФИО) - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления
    в присутствии представителя ответчика по делу от Администрации муниципального образования города Ханты-Мансийска (далее - Администрация г.Ханты-Мансийска) (ФИО) (паспорт: ХХХХ № ХХХХХХ выдан Отделом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в гор. Ханты-Мансийске ХХХХХХ), действующая на основании доверенности от 27.06.2011 исх.№1732, выданной Главой Администрации города М.П. Ряшиным;
    рассмотрев дело 06-02-130/2011 по признакам нарушения Администрацией г.Ханты-Мансийска (Дзержинского ул., 6, г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, 628012) пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
    Инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России на основании приказа «О проведении плановой выездной проверки» от 07.02.2011г. №81, удостоверения от 07 февраля 2011г. №3 проводилась проверка Администрации г.Ханты-Мансийска) на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, а именно ст.ст.15-21 Закона о защите конкуренции.
    По результатам проведения проверки Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается Приказом №468 от 08.06.2011 года.
    Дело №06-02-130/2011 назначено к рассмотрению на 24.06.2011 года, Определением запрошены документы, и объяснения по признакам нарушения, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№06-02/АФ-2731 от 08.06.2011).
    Требование по представлению объяснений Администрацией г.Ханты-Мансийска исполнено 16.06.2011 вх.02-4207 в установленный срок.
    Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 24.06.2011 №556 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
    В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что для принятия мотивированного решения по делу необходимо получение дополнительных доказательств, а именно размера предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в течение календарного года.
    Определением об отложении рассмотрения дела №06-02-130/2011 (исх.№06-02/АФ-3035 от 27.06.2011) рассмотрение дела назначено на 28 июня 2011 года.
    28.06.2011 Комиссия продолжила рассмотрения вышеуказанного дела.
    В ходе рассмотрения дела заслушаны устные и письменные пояснения ответчика по делу.
    Доводы ответчика заключаются в следующем.
    По мнению представителя ответчика Администрации г.Ханты-Мансийска субсидии являются поддержкой на возмещение затрат и недополученных доходов субъектов малого и среднего предпринимательства, т.е. не являются преференциями и не требуют предварительного согласия антимонопольного органа.
    В письменных объяснениях представитель ответчика Администрации г.Ханты-Мансийска, поясняет, что часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции содержит исключение: «Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев если такая преференция предоставляется: 1) на сновании федерального закона, закона субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;..».
    Таким образом, не требуется предварительное согласие антимонопольного органа в случае, если такая преференция предоставляется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
    Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» ссылается на обязательное соблюдение общих условий Закона о защите конкуренции, в котором отсутствуют обязанности предварительного получения согласия антимонопольного органа на право предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, если такие выплаты предусмотрены нормативным правовым актом о бюджете муниципального образования.
    Полная позиция по делу изложена в письменных объяснениях вх.02-4207 от 16.06.2011.
    Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителя ответчика, сделаны следующие выводы.
    В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектом преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
    При этом, государственные или муниципальные преференции предоставляются исключительно в целях, определенных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций.
    Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон о развитии предпринимательства предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
    В силу части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства, условия и порядок оказания такой поддержки устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на основании федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции. В понимании Закона о защите конкуренции такая поддержка вышеуказанными органами (организациями) субъектов малого и среднего предпринимательства – является преференцией.
    Решением Думы города Ханты-Мансийска №563 от 20.06.2008 утверждена «Программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска на 2008-2011 годы», в соответствии с которой органами местного самоуправления муниципального образования города Ханты-Мансийска оказывается поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
    В соответствии с данной программой субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается финансовая, имущественная, консультационная и др. виды поддержки.
    Согласно части 2 статьи 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
    Согласно статье 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
    Учитывая, что в качестве преференции может выступать имущество, а деньги в соответствии с ГК РФ признаются движимым имуществом, то субсидии, являются преференциями.
    Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (то есть без получения предварительного согласия антимонопольного органа).
    Исключением является предоставление преференции на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя; а также в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (пункт 1, пункт 3 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).
    Следовательно, орган местного самоуправления вправе предоставить муниципальную преференцию без получения предварительного согласия антимонопольного органа лишь в случае, если нормативный правовой акт органа местного самоуправления о бюджете содержит или устанавливает порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя, а также если предоставляется один раз в год одному лицу и предельный размер предоставляемой преференции не превышает 100 тысяч рублей установленный Указанием от 20.07.2007 №1843-У Центрального банка Российской Федерации «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».
    Постановлением №654 от 04.08.2008 «О порядке предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки» утвержден порядок предоставления субсидий.
    В ходе анализа вышеуказанного постановления установлено, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки, установлен распределительный характер предоставления субсидий (а не по принципу – каждому обратившемуся), в соответствии с которым происходит предоставление преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
    При предоставлении субсидий, согласно постановлениям №511 от 08.07.2009, №1293 от 15.10.2011, №726 от 21.06.2010, Администрация города Ханты-Мансийска не обращалась за получением предварительного согласия антимонопольного органа.
    Администрацией города Ханты-Мансийска, Постановлением №107 от 04.02.2011 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г.Ханты-Мансийск, в соответствии с которым не предусматривается обращение в антимонопольный орган за получением согласия на предоставление соответствующей поддержки (преференции).
    Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
    В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
    При принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать Администрацию г.Ханты-Мансийска нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру, выразившееся в предоставлении преференций в качестве субсидий свыше 100 000 рублей без предварительного согласия антимонопольного органа.
    2.Выдать Администрации г.Ханты-Мансийска обязательное для исполнения предписание.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Председатель Комиссии
    (ФИО)
    Члены Комиссии
    (ФИО)
    (ФИО)
    (ФИО)