-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 18 июля 2011 года

По жалобе ОАО «Мегионжилстрой» от 07.07.2011г. № 995-ж на действия заказчика — Муниципальное учреждение «Капитальное строительство».

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
18 июля 2011 года
    Резолютивная часть объявлена 14.07.2011 г. г.Ханты-Мансийск
    Изготовлено в полном объеме 18.07.2011 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
    Председатель комиссии: - В.П. Иванов – заместитель руководителя Управления.
    Членов комиссии: - А.Г. Миронов - начальник отдела государственных заказов Управления;
    - В.Г. Буров - государственный инспектор отдела Управления
    От Заявителя – Кисель Александр Владимирович, по доверенности б/н от 12.07.2011 года.
    От Заказчика – Трубинов Анатолий Николаевич, на основании распоряжения № 790-к от 02.06.2011 года.
    От Уполномоченного органа – не явились, уведомлены надлежащим образом
    рассмотрев жалобу ОАО «Мегионжилстрой» от 07.07.2011г. № 995-ж на действия заказчика – Муниципальное учреждение «Капитальное строительство», уполномоченного органа – Администрация города Мегиона при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Спортивный комплекс «Олимп» (2 очередь). Игровой зал. г. Мегион. (Завершение работ)» (№ извещения 0187300004511000513)
    В УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба ОАО «Мегионжилстрой» (далее – Заявитель) от 07.07.2011г. № 995-ж на действия заказчика – Муниципальное учреждение «Капитальное строительство», уполномоченного органа – Администрация города Мегиона при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Спортивный комплекс «Олимп» (2 очередь). Игровой зал. г. Мегион. (Завершение работ)» (№ извещения 0187300004511000513).
    В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Уполномоченного органа и Заказчика, установлено следующее:
    Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).
    Заказчиком является - Муниципальное учреждение «Капитальное строительство».
    Уполномоченным органом является – Администрация города Мегиона.
    Предмет контракта - выполнение работ по объекту: «Спортивный комплекс «Олимп» (2 очередь). Игровой зал. г. Мегион. (Завершение работ)».
    Начальная (максимальная) цена контракта – 75 000 000,00 рублей.
    Заявитель ссылается на нарушение прав участника размещения заказа, в части на несоответствие аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов и требованиям части 3 статьи 17 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
    Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа
    Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части включения в аукционную документацию требований к работам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
    В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС от 14.11.2007г. № 379 «Об административном регламенте» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения муниципального заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
    В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующие:
    Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Спортивный комплекс «Олимп» (2 очередь). Игровой зал. г. Мегион. (Завершение работ)» (№ извещения 0187300004511000513) размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.06.2011 года.
    Аукционная документация утверждена и.о. директора департамента муниципального заказа администрации города Мегиона – В.И. Добриковым.
    Начальная (максимальная) цена контракта – 75 000 000,00 рублей.
    Процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме назначена на 13.07.2011.
    В соответствии с требованием УФАС по ХМАО - Югре № 04/АМ-3402 от 07.07.2011 года открытый аукцион в электронной форме приостановлен.
    В соответствии с пунктом 14 раздела I.3 Информационная карта аукциона (ИКА) заказчиком, уполномоченным органом установлены требования к участникам размещения заказа, в части наличия у участника размещения заказа свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ согласно Приказа № 624 от 30.12.2009 г. и установлены конкретные виды работ, согласно техническому заданию.
    Также заказчиком, уполномоченным органом в пункте 14 раздела I.3 Информационная карта аукциона установлены требования к участникам размещения заказа о наличии вида работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в случае отсутствия допуска на какой либо из перечисленных видов работ.
    В соответствии с письмом ФАС России от 23.05.2011 года № ИА/19714 «О требованиях к участникам размещения на выполнение работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства» установлено следующее:
    «Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
    При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
    В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
    Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов».
    На основании вышеизложенного, действия заказчика и уполномоченного органа нарушают положения части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в части установления дополнительных требований, не предусмотренных законодательством о размещении заказов.
    Между тем, на заседании Комиссии Управления представитель заказчика пояснил, что с данными нарушениями согласен. Данное требование заказчиком было установлено в связи с отсутствием письма ФАС России от 23.05.2011 года № ИА/19714 на момент подготовки и размещения настоящего аукциона.
    В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее:
    Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
    Частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
    Частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
    В соответствии с пунктом 14 раздела I.3 Информационная карта аукциона (ИКА) заказчиком, уполномоченным органом установлены требования к участникам размещения заказа, в части наличия у участника размещения заказа свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ согласно Приказа № 624 от 30.12.2009 г., а также о наличии у участника размещения заказа лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
    Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 года № ИА/19713 установлено следующее:
    «При рассмотрении вопроса правомерности объединения в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования необходимо учитывать следующее.
    В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
    Вместе с тем применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
    Таким образом, при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства».
    Кроме того, согласно техническому заданию заказчиком установлены требования к выполняемым работам и их объемам, в которые включены работы по монтажу и пуско-наладке пожарно-охранной сигнализации.
    Представитель заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что все виды работ, которые установлены в техническом задании объединяют процесс производственной последовательности, монтаж охранно-пожарной сигнализации ведется совместно с внутренней отделкой помещений, электромонтажными и вентиляционными работами. Все работы технологически и функционально связаны между собой и при эксплуатации, пожарная сигнализация эксплуатируется совместно с электроснабжением объекта и автоматикой вентиляционного оборудования.
    В Перечне федеральных органов исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", осуществляющих лицензирование и соответственно определяющих виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий, состав, форму и срок их действия, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесено к компетенции МЧС России.
    Своим письмом от 11 марта 2010 года № 19-1-15-1282 «О лицензирования деятельности на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» МЧС РФ разъяснил, что согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» работы и услуги не являются объектом технического регулирования. В связи с этим, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждено заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
    На основании изложенного, лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625.
    Кроме того, Письмом ФАС России от 01.10.2010 № АЦ/33171 «О разъяснений применения статьи 11 ФЗ от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов...» при размещении заказа на выполнение работ по монтажу систем пожарной безопасности зданий» - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов также разъяснено, что при рассмотрении вопроса о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, необходимо руководствоваться позицией по данному вопросу лицензирующего органа - МЧС России, изложенной в письме от 11 марта 2010 г. N19-1-15-1282 «О лицензирования деятельности на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Более того, на основании изложенного, ФАС России обращает внимание, что при осуществлении контроля за соблюдением норм законодательства о размещении заказов в части рассматриваемого вопроса, территориальным органам ФАС России необходимо придерживаться позиции, изложенной в данном письме.
    Данная позиция также подтверждается постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-285/2010, решениями УФАС по Ханты-Мансийскому автономного округу – Югре от 10.11.2010 № 04/НС-6107, от 27.01.2011 № 04/ИН-288 и Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2010 № ВП-42/2010.
    Таким образом, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
    На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
    Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Заявителя и Заказчика, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ", Комиссия Управления
    1.Признать жалобу ОАО «Мегионжилстрой» от 07.07.2011г. № 995-ж на действия заказчика – Муниципальное учреждение «Капитальное строительство», уполномоченного органа – Администрация города Мегиона при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по объекту: «Спортивный комплекс «Олимп» (2 очередь). Игровой зал. г. Мегион. (Завершение работ)» (№ извещения 0187300004511000513) необоснованной.
    2.Признать в действиях Заказчика – Муниципальное учреждение «Капитальное строительство» и Уполномоченного органа – Администрация города Мегиона нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в части установления дополнительных требований, не предусмотренных законодательством о размещении заказов.
    3.Выдать Заказчику – Муниципальное учреждение «Капитальное строительство» и Уполномоченному органу – Администрация города Мегиона обязательное для исполнения предписание.
    4.Контроль исполнения настоящего решения возложить на государственного инспектора отдела государственных заказов Бурова В.Г.

    Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.