-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 10 октября 2011 года

Об уплате М ДЭП платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц

По делу № 06-02-215/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
10 октября 2011 года
    резолютивная часть решения оглашена «05» октября 2011 года
    решение в полном объеме изготовлено «10» октября 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель комиссии:
    - руководитель Управления;
    Члены комиссии:
    – заместитель руководителя Управления;
    – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления
    в присутствии представителя заявителя по делу от Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее – М ДЭП) ФИО (паспорт: серия ХХХХ №ХХХХХ выдан 31.01.2003 ОВД г.Ханты-Мансийска и района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской обл.), действующего на основании доверенности №1306 от 27.09.2011, выданной директором М ДЭП Фадиной Т.Г.; - ФИО (паспорт: серия ХХХ №ХХХ выдан 29.07.2006 УВД города Тобольска и Тобольского района Тюменской обл.), действующей на основании доверенности №1307 от 27.09.2011, выданной директором М ДЭП Фадиной Т.Г.;
    в присутствии представителя ответчика по делу Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре (далее – Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре) ФИО (паспорт: серия ХХХ №ХХХХ выдан 29.02.2000 ОВД г.Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской обл.), действующего на основании доверенности №165 от 04.10.2011, выданной Руководителем Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре В.В. Антиповым;
    рассмотрев дело 06-02-215/2011 по признакам нарушения Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре (ул.Студенческая, 2, г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, 628012) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
    В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение М ДЭП (вх.№696-о от 18.05.2011) о правомерности требований Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре об уплате М ДЭП платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц.
    Заявитель указывает на то, что в соответствии с требованиями надзорных органов М ДЭП должен включать в расчет платы за негативное воздействие помимо собственных отходов еще и отходы, поступившие на захоронение от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые заключили договор с М ДЭП. Также поясняют, что отходы, поступившие на захоронение от хозяйствующих субъектов, М ДЭП в собственность не обращает.
    В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления, в соответствии с пунктом 3.24 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС от 25.12.2007 №447, статьей 25 Закона о защите конкуренции, у Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре запрошена необходимая информация (от 14.06.2011 №06-06/АФ-0139), об утвержденных тарифах, по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц; о перечне хозяйствующих субъектов осуществляющих по указанным тарифам плату; а также правовые основания требования платы с МДЭП за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц, по заключенным договорам на оказание услуг по захоронению ТБО между хозяйствующими субъектами с М ДЭП.
    По результатам рассмотрения представленных документов Ханты-Мансийским УФАС принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, что подтверждается Приказом №830 от 19.08.2011 года.
    Дело №06-02-215/2011 назначено к рассмотрению на 05.10.2011 года, у лиц участвующих в деле Определением запрошены объяснения по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх.№06-02/АФ-0363 от 19.08.2011).
    Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 05.10.2011 №1055 в состав Комиссии по рассмотрению дела внесены изменения.
    В ходе рассмотрения дела заслушаны устные пояснения заявителя по делу.
    Заявитель указывает на то, что М ДЭП не обращает отходы, полученные от хозяйствующих субъектов в собственность. Считает, что при внесение подобной платы (плата за негативное воздействие на окружающую среду от поступивших на захоронение отходов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам), полученные М ДЭП отходы автоматически перейдут в собственность М ДЭП, что по мнению заявителя повлечет прямое вмешательство в экономическую деятельность юридического лица.
    В ходе рассмотрения дела заслушаны устные пояснения ответчика по делу.
    Доводы ответчика заключаются в следующем.
    Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 №370», утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Положение). Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится собственником отходов. Правовых оснований для направления письма (исх.03-1/195 от 14.02.2011 года) Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре нет. Сотрудник, готовивший и направивший данное письмо юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории ХМАО-Югры, уволен. Указанное письмо до настоящего времени не отозвано.
    Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, устных пояснений представителя заявителя, представителя ответчика, сделаны следующие выводы.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
    Постановлением от 28.08.1992 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлен порядок взимания платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
    Статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Материалами дела установлено, согласно статье 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы. Вместе с тем, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении доходов.
    Из представленного типового договора следует, что М ДЭП не обращает полученные отходы от хозяйствующих субъектов в собственность. Плату за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующие субъекты уплачивают в Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре самостоятельно.
    Согласно пунктам Положения за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); утверждением нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, а также организации приема и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; дает юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы - данные полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
    Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации письмо (исх.03-1/195 от 14.02.2011 года) с требованием Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре об уплате М ДЭП платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц направленное Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре М ДЭП не имеет правовых оснований.
    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондом, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
    Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
    В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
    При принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем направления письма (исх.03-1/195 от 14.02.2011 года), препятствующего осуществлению хозяйственной деятельности М ДЭП, выразившимся в необоснованном установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду за отходы от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с М ДЭП, не являющегося собственником полученных отходов, а также не предусмотренной законодательством Российской Федерации.
    2.Выдать Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре обязательное для исполнения предписание.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Фугаевой А.В. для решения вопроса о возбуждении административного производство по делу в отношении должностного лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.