-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 18 ноября 2011 года

По признакам нарушения Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

По делу № 06-02-304/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
18 ноября 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 18.11.2011 года
    Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель Комиссии:
    – руководитель Управления;
    Члены Комиссии:
    - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    - специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
    при участии:
    - представителя ответчика по делу - от Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, Рошко Константина Степановича, действующего на основании доверенности от 08.11.2011 № 68,
    рассмотрев в рамках главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № 06-02-304/2011, возбужденное по признакам нарушения:
    -Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска (далее - Департамент) (….), выразившегося в осуществлении действий по заключению договора уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08 между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом, по передаче подвального помещения, расположенного по адресу: (….), общей площадью 140,7 кв.м, без проведения торгов, что создает преимущественные условия для осуществления деятельности ИП Фаткину Р.А., данное действие является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством, способным привести к ограничению, устранению конкуренции.
    Дело возбуждено по результатам проверки, проведенной на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре «О проведении контрольного мероприятия» от 07.02.2011 № 81, удостоверения от 07.02.2011 №3 на право проведения проверки проведено плановое контрольное мероприятие в отношении Администрации г.Ханты-Мансийска, расположенной по адресу: (….) (далее - Проверка).
    Предметом проводимой Проверки являлось соблюдение Администрацией г. Ханты-Мансийска требований Закона о защите конкуренции,
    По результатам предварительного анализа Проверки, принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отношении Департамента, что подтверждается Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 11.10.2011 №1087 (в редакции Приказа от 10.11.2011 №1116).
    Определением от 11.10.2011 дело назначено на 10.11.2011, когда и была оглашена результативная часть настоящего решения.
    В порядке части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и материалы (определение исх. №06- 02/СШ-5101 от 11.10.2011) в срок до 08.11.2011 года.
    Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Департаментом в полном объеме в установленный срок.
    Доводы ответчика заключаются в следующем.
    Департамент заключил договор аренды нежилого помещения №558-9/08 от 28.03.2008 с ИП Саркисян П.Г.
    Согласно пункта 1 данного договора, Департамент предоставляет ИП Саркисян П.Г. во временное владение и пользование подвальное помещение, расположенное в жилом доме по адресу: (….), общей площадью 140,7 кв.м.
    Срок действия настоящего договора составляет 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи.
    Данное помещение передано ИП Саркисяну П.Г. по акту приема-передачи 28.03.2008.
    03.09.2008 заключается договор уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 б/н между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом.
    Согласно пункта 1 данного договора, ИП Саркисян П.Г. уступает ИП Фаткину Р.А. в полном объеме и на тех же условиях права и обязанности по договору аренды нежилого помещения №558-9/08 от 28.03.2008 года.
    Решением Арбитражного суда ХМАО-Югры от 15.09.2011 удовлетворены исковые требования Департамента к ИП Фаткину Р.А. о расторжении договора уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08 между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом. Решение вступило в силу 18.10.2011.
    Полная позиция ответчика изложена в письменных пояснениях (вх. №02-8198 от 03.11.2011).
    Из материалов дела установлено, что Департамент заключил договор аренды нежилого помещения №558-9/08 от 28.03.2008 с ИП Саркисян П.Г.
    Согласно пункта 1 данного договора, Департамент предоставляет ИП Саркисян П.Г. во временное владение и пользование подвальное помещение, расположенное в жилом доме по адресу: (….).
    Срок действия настоящего договора составляет 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи.
    Данное помещение передано ИП Саркисяну П.Г. по акту приема-передачи 28.03.2008 года.
    03.09.2008 заключается договор уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 б/н между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом.
    Согласно пункта 1 данного договора ИП Саркисян П.Г. уступает ИП Фаткину Р.А. в полном объеме и на тех же условиях права и обязанности по договору аренды нежилого помещения №558-9/08 от 28.03.2008.
    В соответствии с частью 1 статьи 17.1 (вступила в силу 02.07.2008) Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
    Согласно пункту 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
    В результате уступки требования происходит передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества от арендатора к другому лицу.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
    В результате вышеизложенного, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Следовательно, в действиях Департамента усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче муниципального имущества, подвального помещения, расположенного в жилом доме по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина 130, общей площадью 140,7 кв.м, по договору уступки права требования 03.09.2008 №97-08 без проведения торгов, что повлекло создание преимущественных условий для осуществления деятельности ИП Фаткину Р.А.
    Оценив, в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, полученные и исследованные в порядке статьи 25, части 2 статьи 39, части 2 статьи 44, частей 4,5 статьи 45 Закона о защите конкуренции представленные документы, являющиеся доказательствами по делу, а также письменные и устные пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
    Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
    Согласно пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
    Закон о защите конкуренции принят в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования имуществом, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
    Действия по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
    Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что
    гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
    Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, нарушаются конкурентные принципы предоставления во владение и (или) пользование государственной и муниципальной собственности.
    Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих
    намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях, позволяет обеспечить равный доступ всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
    В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.
    Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
    В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в частности
    государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.
    Соответствующий порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или)пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС №67).
    Вышеуказанный Приказ ФАС №67 вступил в силу 07.03. 2010.
    Полномочия Департамента определены в положении «О Департаменте муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска», утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска от 03.03.2006 №197 (в редакции решений Думы города Ханты-Мансийска от 01.06.2007 №274, от 31.10.2008 №626, от19.12.2008 №688, от 30.10.2009 №864, от 05.02.2010 №921, от 25.06.2010 №994, от 26.11.2010 №1060) (далее — Положение).
    В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1. раздела 2 Положения Департамент осуществляет в порядке и в пределах, определенных, муниципальными правовыми актами г.Ханты-Мансийска полномочия собственника в отношении имущества муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего казну, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) муниципального имущества.
    В соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно:
    - по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров, в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;
    - без проведения торгов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 17.1, главой 5 Закона о защите конкуренции.
    На основании вышеизложенного следует, что Департамент, наделенный полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом, заключает договор уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08 между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом, по передаче подвального помещения, расположенного по адресу: (…), общей площадью 140,7 кв.м, без проведения торгов, что создает преимущественные условия для осуществления деятельности ИП Саркисяну П.Г., ИП Фаткину Р.А.,
    данное действие является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством, способным привести к ограничению, устранению конкуренции.
    Доводы ответчика о том, что при заключении вышеуказанного договора, Департамент руководствовался Федеральным законом от 08.11.2008 №195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - 195-ФЗ от 08.11.2008), Федеральным законом от 17.07.2009 №173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - 173-ФЗ от 17.07.2009), разъяснительными письмами ФАС России от 09.09.2010 №АЦ/30241, от 06.02.2009 №АЦ/3109 и поэтому Департамент не нарушал антимонопольное законодательство при заключении вышеназванного договора.
    Комиссия отклоняет доводы представителя ответчика по следующим основаниям:
    1.В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
    В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
    Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
    195-ФЗ от 08.11.2008 вступил в силу 11.11.2008 (опубликован в «Российской газете» №232, 11.11.2008), 173-ФЗ от 17.07.2009 вступил в силу 23.07.2009 (опубликован в «Российской газете» №134, 23.07.2009).
    В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
    Как следует из материалов дела, договор уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08 между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом, по передаче подвального помещения, расположенного по адресу: (….), общей площадью 140,7 кв.м, заключен в период, когда не действовали положения 195-ФЗ от 08.11.2008 и 173-ФЗ от 17.07.2009, поэтому они не могут быть применимы к вышеуказанному договору.
    2.В разъяснениях ФАС России от 09.09.2010 №АЦ/30241, от 06.02.2009 №АЦ/3109 даны разъяснения по применению антимонопольного законодательства в соответствии с изменениями, внесенные 195-ФЗ от 08.11.2008 и 173-ФЗ от 17.07.2009 в Закон о защите конкуренции, следовательно не могут быть применимы к вышеуказанному договору.
    Комиссией установлено, что Департаментом направлен иск в Арбитражный суд ХМАО-Югры о расторжении договора уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08 между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. Решением Арбитражного суда ХМАО-Югры от 15.09.2011 удовлетворены исковые требования Департамента к ИП Фаткину Р.А. о расторжении договора уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08. Решение вступило в силу 18.10.2011.
    При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
    Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
    На основании изложенного, руководствуясь руководствуясь статьей 23, пунктом 5 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать факт нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, выразившегося в осуществлении действий по заключению договора уступки права требования (цессии) и перевода долга от 03.09.2008 №97-08 между ИП Саркисяном П.Г., ИП Фаткиным Р.А. и Департаментом, по передаче подвального помещения, расположенного по адресу:, общей площадью 140,7 кв.м, без проведения торгов, что создает преимущественные условия для осуществления деятельности ИП Фаткину Р.А, данное действие является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством, способным привести к ограничению, устранению конкуренции.
    2.Выдать Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, совершить действия направленные на обеспечение конкуренции: руководствоваться Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», при проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.