-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 12 декабря 2011 года

По признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

По делу № 06-02-377/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
12 декабря 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 12.12.2011 года
    Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    председателя Комиссии:
    – руководителя Управления;
    членов Комиссии:
    – заместителя руководителя Управления;
    – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
    в присутствии заявителя ОАО «ЮТЭК – Региональные сети»– Зенченко Н. В. (паспорт серии … №…., выдан …) действующей на основании доверенности № 63 от 16.05.2011 выданной директором ОАО «ЮТЭК – Региональные сети» Чумаком О.И.,
    в присутствии представителя ответчика - Администрации г. Когалыма – Соломко В.В., (паспорт серии … №…, выдан …), действующего на основании доверенности №04-63 от 18.08.2011, выданной главой Администрации города Когалыма С.Ф. Кокоткиным,
    рассмотрев дело № 06-02-377/2011, возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Администрацией г. Когалым,
    В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение ОАО «ЮТЭК – Региональные сети» (далее - «ЮТЭК-РС»), (вх. №1178-О от 22.08.2011) на действия администрации города Когалыма при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты электроснабжения, находящиеся в муниципальной собственности города Когалыма.
    Дело возбуждено на основании решения по делу №06-02-279/2011, рассмотренного 26.10.2011 Ханты-Мансийским УФАС России, по обращению ОАО «ЮТЭК-Региональные сети» (далее - «ЮТЭК – РС») на действия администрации г.Когалыма при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты электроснабжения, находящиеся в муниципальной собственности города Когалыма по признакам нарушения части 1 статьи 15, пункт 2 части 1 статьи 17, части 5 статьи 17.1.
    По результатам предварительного анализа обращения и представленных документов «ЮТЭК – РС» антимонопольным органом, в порядке пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Администрация г.Когалыма, что подтверждается Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 08.11.2011 №1096 ( в ред. Приказа от 29.11.2011 №1228).
    Определением от 08.11.2011 дело назначено на 29.11.2011.
    Результативная часть настоящего решения оглашена 29.11.2011.
    В ходе рассмотрения дела 29.11.2011 ответчиком заявлено ходатайство о приобщению к материалам дела решение Арбитражного суда ХМАО-Югры по делу от 03.10.2011 № А75-4649/2011.
    Комиссией при рассмотрении ходатайства единогласно было принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства.
    В рамках исполнения государственной функции по возбуждению дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществляемой в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007 №447, территориальным управлением, на основании части 1 статьи 25 Закон о защите конкуренции направлено определение в адрес Администрации г.Когалыма (исх. №06-02/НВ-5453 от 09.11.2011) с требованием о предоставлении необходимых для для рассмотрения дела документов и мотивированных пояснений в срок до 23.11.2011 года.
    Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Администрацией г.Когалыма в полном объеме в установленный срок.
    Доводы ответчика заключаются в следующем.
    В соответствии со статьей статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлены условия заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, а именно: только по результатам проведения конкурсов или аукцинов, за исключением случаев, установленных законом.
    Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, уквзанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
    Письмо Главы города Когалыма от 23.12.2010 №03-2995 в адрес ОАО «ЮТЭК-РС» не является актом и (или) осуществлением действия (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Полная позиция ответчика изложена в письменных пояснениях (вх. 02-8499 от 23.11.2011).
    Из материалов дела установлено, что Постановлением №2192 от 10.11.2010 исполняющего обязанности главы г.Когалыма «О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты электроснабжения, находящиеся в муниципальной собственности города Когалыма» (далее- Постановление №2192 от 10.11.2010 ) объявлено о проведении открытого конкурса.
    Пунктом 2 Постановления №2192 от 10.11.2010 установлено, что полномочия концедента при заключении и исполнении контракта осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма.
    Информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса «Система электроснабжения города Когалыма» 12.11.2010 размещено на официальном сайте администрации г. Когалыма (www.admkogalym.ru) в сети Интернет и газете «Когалымский Вестник» №45 от 12.11.2010.
    Как следует из протокола от 30.12.2010 по проведению предварительного отбора участников конкурса «ЮТЭК – РС» отказано в допуске к участию в конкурсе ввиду отсутствия в представленной заявке акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки на учет юридического лица, председателем конкурсной комиссии в адрес «ЮТЭК – РС» направлено соответствующее уведомление.
    По результатам рассмотрения заявок между Администрацией г.Когалыма (концедент) в лице председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Когалыма и ОАО «ЮТЭК – Когалым» (концессионер) подписано концессионное соглашение № 181 от 14.04.2011.
    23.12.2010 Глава города Когалыма Какоткин С.Ф. адресовал в адрес участника конкурса - «ЮТЭК – РС» письмо с просьбой не принимать участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса «Система энергоснабжения города Когалыма» и аукциона по продаже доли муниципального образования г.Когалым в уставном капитале ОАО «ЮТЭК-Когалым» (исх. №03-2995 от 23.12.2010).
    Оценив, в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, полученные и исследованные в порядке статьи 25, части 2 статьи 39, части 2 статьи 44, частей 4,5 статьи 45 Закона о защите конкуренции представленные документы, являющиеся доказательствами по делу, а также письменные и устные пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
    Целью Закона о защите конкуренции является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
    Согласно пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
    Закон о защите конкуренции принят в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования имуществом, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
    Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что
    гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
    Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
    Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, нарушаются конкурентные принципы предоставления во владение и (или) пользование государственной и муниципальной собственности.
    Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих
    намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях, позволяет обеспечить равный доступ всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
    В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются полномочиями, принадлежащими только им, свободны в осуществлении этих полномочий и несут за это ответственность.
    Из содержания статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
    В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    Статьей 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлен общий порядок организации и проведения торгов.
    В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
    Проведение аукционов на право заключения договоров аренды осуществляется в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
    В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в частности
    государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.
    Соответствующий порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или)пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС №67).
    Вышеуказанный Приказ ФАС №67 вступил в силу 07.03. 2010.
    23.12.2010 Глава города Когалыма Какоткин С.Ф. адресовал в адрес участника конкурса - «ЮТЭК – РС» письмо с просьбой не принимать участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса «Система энергоснабжения города Когалыма» и аукциона по продаже доли муниципального образования г.Когалым в уставном капитале ОАО «ЮТЭК-Когалым» (исх. №03-2995 от 23.12.2010).
    Таким образом, на основании вышеизложенного, в действиях главы города Когалыма, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства:
    - пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий, путем направления письма участнику открытого конкурса ОАО «ЮТЭК-Региональные сети» с просьбой не принимать участие в открытом конкурсе (исх. №03-2995 от 23.12.2010), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
    Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
    В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией г.Когалыма, выразившегося в осуществлении действий, путем направления письма участнику открытого конкурса ОАО «ЮТЭК-Региональные сети» с просьбой не принимать участие в открытом конкурсе и аукционе по продаже доли муниципального образования г.Когалым в уставном капитале ОАО «ЮТЭК-Когалым» (исх.№03-2995 от 23.12.2010), что создает участникам торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом данное действие, такие действия является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством, способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    2.Выдать Администрации г.Когалыма обязательное для исполнения предписание.
    3.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России Науменко В.И.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.