-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 27 апреля 2011 года
По жалобе ООО «Омега» от 20.04.2011г. № 559-ж на действия заказчика — Департамент социального развития ХМАО — Югры, уполномоченного органа — Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении открытых конкурсов
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
27 апреля 2011 года
Резолютивная часть объявлена 26.04.2011 г.
Изготовлено в полном объеме 27.04.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- И.А. Тарханов - заместитель руководителя Управления.
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела государственных заказов Управления;
- С.В. Шадрина - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
- А.В. Селёв – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
От Заявителя – направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
От Заказчика – Дубровин Александр Анатольевич, по доверенности № 157 от 25.04.2011 года,
От Уполномоченного органа – Вахричева Виктория Викторовна, по доверенности б/н от 08.12.2011 года,
рассмотрев жалобу ООО «Омега» от 20.04.2011г. № 559-ж на действия заказчика – Департамент социального развития ХМАО - Югры, уполномоченного органа – Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении открытых конкурсов № 195к/11, 196к/11, 198к/11, 213к/11, 214к/11 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по оздоровлению и санаторно-курортному лечению в 2011 году отдельных категорий граждан ХМАО - Югры
В УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба ООО «Омега» (далее – Заявитель) от 20.04.2011г. № 559-ж на действия заказчика – Департамент социального развития ХМАО - Югры, уполномоченного органа – Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении открытых конкурсов № 195к/11, 196к/11, 198к/11, 213к/11, 214к/11 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по оздоровлению и санаторно-курортному лечению в 2011 году отдельных категорий граждан ХМАО - Югры.
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Уполномоченного органа и Заказчика, установлено следующее:
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов).
Заказчиком является - Департамент социального развития ХМАО - Югры.
Уполномоченным органом является – Департамент государственного заказа ХМАО-Югры.
Заявитель ссылается на нарушение прав участника размещения заказа, в части несоответствия конкурсной документации требованиям статей 8, 11, 12 Закона о размещении заказов.
По мнению заявителя, Заказчиком и Уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности у участника размещения заказа. Таким образом, участником размещения заказа может быть только одно – санаторно-курортное учреждение. Следовательно, данное требование не позволяет участвовать в конкурсе лицам, которые имею возможность квалифицированно организовать и привлечь лицензируемого исполнителя на оказание услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (по путевкам) для отдельных категорий граждан.
Частью 1 статьи 8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Согласно статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчиком, уполномоченным органом устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают положения статей 8, 11, 12 Закона о размещении заказов.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ № 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС от 14.11.2007г. № 379 «Об административном регламенте» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения муниципального заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее:
Извещения о проведении открытых конкурсов № 195к/11, 196к/11, 198к/11, 213к/11, 214к/11 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по оздоровлению и санаторно-курортному лечению в 2011 году отдельных категорий граждан ХМАО - Югры и конкурсные документации размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Документации открытых конкурсов № 195к/11, 196к/11, 198к/11, 213к/11, 214к/11 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по оздоровлению и санаторно-курортному лечению в 2011 году отдельных категорий граждан ХМАО - Югры утверждены и.о. директора Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Процедура вскрытия конвертов на участие в открытых конкурсах № 195к/11, 196к/11, 198к/11, 213к/11, 214к/11 назначена на 29 апреля 2011 года.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее:
Статьей 22 Закона о размещении заказов определено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом
Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (часть 1 статьи 25 Закона о размещении заказов).
В соответствии со статьей 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов обязательным требованием к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в торгах, или копии таких документов: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Согласно пункту 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2011 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В пункте 11.1.12 части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям подпункта 1.6.5.1, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса, а именно:
наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2011 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ, для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо должно получить лицензию, которая представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Исходя из конкурсных документаций вид закупаемых услуг определен как оказание услуг по оздоровлению, то есть фактически оказание медицинских услуг. Пунктом 96 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», данная деятельность подлежит лицензированию. Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, не имея собственной лицензии на осуществление медицинской деятельности юридическое лицо не может являться участником объявленного конкурса.
Кроме того, судебной практикой (постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 27 января 2009 года по делу № Ф04-7739/2008 (20054-Ф75-32)) определено, что основания для истребования лицензии на оказание медицинских услуг у участника конкурса отсутствуют только при условии проведения торгов на оказание услуг по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 94-ФЗ.
Также Комиссия Управления отмечает, что согласно части 12 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2009г. № Д05 - 4029 предусмотрено, что согласно ч. 1 ст. 11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются требования, предъявляемые к участникам размещения заказа, а именно: соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Заказчик обязан установить требование о представлении участником размещения заказа копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона, например копии лицензии на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Перечень документов, которые представляются участниками размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе, установлен ч. 3 ст. 25 Закона. Требовать от участника размещения заказа иные документы или сведения, за исключением документов или сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 25 Закона, например лицензий субподрядчиков и договоров субподряда, не допускается (ч. 4 ст. 25 Закона).
Аналогичные требования предъявляются заказчиками при размещении заказа путем проведения аукциона.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно выставлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на оказание медицинских услуг в соответствии с требованиями статьи 11 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа не нарушают положения статей 8, 11, 12 Закона о размещении заказов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Заказчика и Уполномоченного органа, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ", Комиссия Управления
1.Признать жалобу ООО «Омега» от 20.04.2011г. № 559-ж на действия заказчика – Департамент социального развития ХМАО - Югры, уполномоченного органа – Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении открытых конкурсов № 195к/11, 196к/11, 198к/11, 213к/11, 214к/11 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по оздоровлению и санаторно-курортному лечению в 2011 году отдельных категорий граждан ХМАО - Югры необоснованной.