-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 19 апреля 2011 года

По признакам нарушения Администрацией сельского поселения Малый Атлым части 1 статьи 15, части 1 статьи 17

По делу № 06-02-050/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
19 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 19.04.2011 года
    Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    председателя Комиссии:
    (...) – заместителя руководителя Управления;
    Членов Комиссии:
    (…) – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    (…) – заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
    (...) - специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления.
    в присутствии представителя заявителя – ООО «Северавтотранс»:
    (…), действующего на основании доверенности №123/Ю от 20.10.2010, выданной генеральным директором ООО «Северавтотранс» Скворковского Л.В.;
    в присутствии представителей ответчиков по делу — Администрации сельского поселения Малый Атлым:
    глава администрации сельского поселения Малый Атлым - (...), действующий на основании Устава, полномочия подтверждены Постановлением №142 от 15.10.2010 «О вступлении в должность»;
    (...), действующий на основании доверенности от 30.03.2011, выданной главой сельского поселения Малый Атлым Дейнеко С.В.
    (...),
    в отсутствие заинтересованного лица — индивидуального предпринимателя — (...), своевременно уведомленной о месте и времени рассмотрения дела посредством почтовой связи (почтовый идентификатор 62800235948111, вручено 22.03.2011), представившей отзыв по существу дела (вх.№02-1739 от 07.004.2011),
    рассмотрев дело №06-02-050/2011 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Малый Атлым ( 628120, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Октябрьский район, с.Малый Атлым, ул.Центральная, 2) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
    В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило заявление ООО «Северавтотранс» (вх.№17-О от 14.01.2011), содержащее указание на признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении отбора организаций на осуществление перевозок автомобильным транспортом в сельском поселении Малый Атлым.
    Заявитель считает, что Администрация при заключении договора на оказание услуг по перевозке пассажиров по сельскому поселению Малый Атлым в январе 2011 года без соблюдения процедуры торгов совершила действия, которые ограничивают конкуренцию, нарушают права других лиц, в частности ООО «Северавтотранс» как лица, осуществлявшего такие перевозки в 2010 году в данном муниципальном образовании.
    По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления и поступивших документов, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации сельского поселения Малый Атлым (далее по тексту - Администрация), так как, в соответствии с конкурсной документацией (пункт 1.2.1) Администрация является уполномоченным органом на проведение конкурса, что подтверждается Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС от 09.03.2011 №161. Определением (исх№06-02/СШ-1044 от 10.03.2011) рассмотрение дела назначено на 11.04.2011 года.
    В порядке части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и материалы (Определение №06-02/СШ-1044 от 10.03.2011). Мотивированное требование антимонопольного органа исполнено Администрацией в полном объеме в установленный срок.
    В ходе рассмотрения дела позиция заявителя не изменилась.
    Ответчик не согласен с фактами, изложенными в заявлении ООО «Северавтотранс», о нарушении антимонопольного законодательства при проведении конкурса по отбору организаций для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования, считает, что проведенный конкурс и заключенный муниципальный контракт с ИП Мумиковой И.В. не нарушает прав и интересов заявителя, так как он не участвовал в данном конкурсе и заявок (уведомлений) о намерении заключить муниципальный контракт в адрес Администрации не представлял; конкурс по отбору организаций для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования проводился в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон №94-ФЗ).
    Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителя заявителя, представителей ответчиков сделаны следующие выводы.
    29.11.2010 Администрацией объявлен открытый конкурс по отбору организации для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования сельское поселение Малый Атлым.
    Администрацией утверждена конкурсная документация, в которой определен предмет конкурса; установлены требования к участникам открытого конкурса; приведены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и иные условия. Постановлением Администрации от 13.11.2010 №158 «О внесении изменений» утвержден новый состав комиссии по отбору перевозчиков при администрации сельского поселения Малый Атлым.
    Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом №94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона №94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона №94-ФЗ).
    В силу части 1 статьи 10 Закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
    1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
    2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
    В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона №94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона №94-ФЗ.
    Согласно части 4 статьи 10 Закона №94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
    Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №236-р от 27.02.2008, среди услуг, размещение заказов на оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, содержит услуги сухопутного транспорта 6000000 (кроме кодов 6010000, 6033000, 6050000).
    В силу части 1 статьи 1 Закона №94-ФЗ, данным законом регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
    Согласно части 2 статьи 3 Закона №94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
    Комиссия, принимая во внимание имеющуюся судебную практику о том, что перевозки пассажиров и багажа не отвечают всем критериям, приведенным в части 2 статьи 3 Закона №94-ФЗ, и не полностью подпадают под понятие «муниципальные нужды», считает, что основной целью организации пассажирских перевозок является создание условий для безопасного и бесперебойного транспортного обслуживания граждан; привлечение на конкурсной основе перевозчиков к организации регулярных перевозок не направлено на удовлетворение потребностей муниципального образования.
    В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №131-ФЗ), под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
    В соответствии с Законом №131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
    Закон №131-ФЗ не содержит положений, обязывающих в данном случае органы местного самоуправления, муниципальные районы выбирать конкретную форму осуществления своих полномочий по названному вопросу местного значения.
    Решением Думы Октябрьского района от 24.09.2008 №440 утвержден «Порядок отбора организаций для осуществления пассажирских перевозок автомобильным, воздушным и водным транспортом на территории муниципального образования Октябрьский район», согласно которому определен единый порядок отбора организаций для осуществления в том числе и автомобильных перевозок, порядок предоставления субсидий.
    Решением Совета депутатов сельского поселения Малый Атлым от 07.04.2008 №14 утверждено «Положение об организации транспортного обслуживания населения в границах сельского поселения Малый Атлым», согласно которому порядок отбора перевозчиков осуществляется на конкурсной основе.
    Постановлением администрации сельского поселения Малый Атлым от 25.02.2010 №22 утвержден «Порядок отбора организаций для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования сельское поселение Малый Атлым», в соответствии с которым определяется победитель между перевозчиками, предложившими лучшие условия исполнения услуг.
    Исходя из названных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о том, что Администрация, объявив о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования сельское поселение Малый Атлым на 2011 год, не нарушила нормы действующего законодательства в части выбора формы реализации своих полномочий.
    В ходе проверки соблюдения процедуры открытого конкурса путем анализа конкурсной документации, конкурсных заявок, протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела не выявлено нарушений антимонопольного законодательства, в следствие чего признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации при проведении открытого конкурса по отбору организации для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования сельское поселение Малый Атлым не нашли подтверждения в ходе рассмотрения данного дела.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Материалами дела подтверждено, что между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Мумиковой И.В., 31.12.2010 года, заключен договор №2 на оказание услуг по перевозке пассажиров по с.Малый Атлым. Предметом данного договора является оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в сельском поселении Малый Атлым с 01.01.2011 по 31.01.2011 года. Цена договора составляет 99 000 (девяносто девять тысяч ) рублей.
    Нормативными правовыми актами Думы Октябрьского района от 24.09.2008 №440 «Порядок отбора организаций для осуществления пассажирских перевозок автомобильным, воздушным и водным транспортом на территории муниципального образования Октябрьский район», Совета депутатов сельского поселения Малый Атлым от 07.04.2008 №14 «Положение об организации транспортного обслуживания населения в границах сельского поселения Малый Атлым», Постановлением администрации сельского поселения Малый Атлым от 25.02.2010 №22 «Порядок отбора организаций для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования сельское поселение Малый Атлым» определяется конкурсный порядок отбора перевозчиков вне зависимости от срока заключения договоров на оказание соответствующих услуг. Следовательно, действия Администрации по заключению вышеуказанного договора без процедуры торгов являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, так как могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на данном товарном рынке.
    Довод Администрации о том, что цена договора составляет менее ста тысяч рублей, и, как следствие, заключение данного договора возможно в рамках Закона №94-ФЗ без проведения торгов, Комиссия считает несостоятельным, так как нормативные правовые акты органов местного самоуправления не предусматривают возможности отбора перевозчиков без проведения открытого конкурса.
    Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
    В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
    При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрацией сельского поселения Малый Атлым при заключении договора №2 от 31.12.2010 года на оказание услуг по перевозке пассажиров по сельскому поселению Малый Атлым с индивидуальным предпринимателем (...) без проведения открытого конкурса по отбору организации на право заключения договора на осуществление перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования сельское поселение Малый Атлым, предусмотренного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    2.Выдать Администрации сельского поселения Малый Атлым обязательное для исполнения предписание.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для разрешения вопроса о возбуждении административного производства по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
    4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России (...)

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.