-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 06 мая 2011 года
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
06 мая 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 25.04.2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 06.05.2011 года
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии:
(...) – заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
(...) – начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
(...) — заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
(...) — специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя ответчика по делу — Думы города Когалыма:
(...), действующей на основании доверенности №6 от 11.03.2011 года, выданной председателем Думы города Когалыма Говорищевой А.Ю.,
рассмотрев дело №06-02-069/2011 по признакам нарушения Думой города Когалыма (ИНН 8608041020, ул. Мира, 22, г.Когалым, ХМАО-Югра, Тюменская обл., 628486) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции),
В рамках полномочий территориального органа, в соответствии с выполняемыми функциями по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, Ханты-Мансийским УФАС России в ходе мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления, выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в Решении Думы города Когалыма №452-ГД от 28.12.2009 «О внесении дополнений в Решение Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД», а именно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России возбуждено дело №06-02-069/2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом №266 от 06.04.2011 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Думе города Когалыма предлагалось в срок до 18.04.2011 года предоставить документы, необходимые для подготовки дела к рассмотрению (исх.№06-02/СШ-1629 от 07.04.2011), которые представлены в полном объеме в установленный срок (вх.№02-1980 от 14.04.2011).
В ходе рассмотрения дела представитель Думы города Когалыма сообщил, что в соответствии со статьей 35 Устава города Когалыма проекты муниципальных правовых актов могут вносить депутаты Думы города, глава города, глава Администрации города Когалыма, прокуратура города, органы территориального общественного самоуправления, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом в порядке правотворческой инициативы. Проект решения Думы города Когалыма от 28.12.2009 №452-ГД «О внесении дополнений в решение Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД» был внесен главой города Когалыма в порядке законодательной инициативы, разработан Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма. В настоящее время подготовлен новый проект нормативного правового акта, регламентирующего порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования, который будет рассмотрен депутатами нового созыва в ближайшее время. Дума города Когалыма не согласна с выявленным нарушением антимонопольного законодательства, считает, что Решение Думы города Когалыма №452-ГД от 28.12.2009 «О внесении дополнений в Решение Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД» не нарушает требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, следовательно, не может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции при заключении договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства без проведения торгов, так как имущественная поддержка предусмотрена в рамках целевой программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Решением Думы города Когалыма №37-ГД от 22.09.2006 года.
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных и устных пояснений представителя ответчика сделаны следующие выводы.
Решением Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД утверждено «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в городе Когалыме» (далее по тексту – Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью), которым устанавливаются основные цели и принципы управления муниципальным имуществом, определяются полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и др.
Решением Думы города Когалыма от 28.12.2009 №452-ГД «О внесении дополнений в Решение Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД», статья 20 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью дополнена частью 18 следующего содержания:
«18. Заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется без проведения торгов на право заключения договоров в случаях:
- передачи имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления приоритетных, социально значимых видов деятельности, определенных целевой программой «Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Когалыме», утвержденной решением Думы города Когалыма от 22.09.2006 N 37-ГД;
- передачи имущества в аренду государственным некоммерческим организациям как формы оказания им муниципальной преференции в виде предоставления имущества на льготных условиях;
- передачи имущества в аренду государственным учреждениям, при которой имущество не вовлекается в хозяйственный оборот и не оказывает влияние на состояние конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Данная статья введена в действие Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и вступила в силу с момента официального опубликования — 01.07.2008 года.
Пунктами 1-13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень случаев, исключающих необходимость проведения торгов при передаче прав в отношении государственного и муниципального имущества.
Передача прав по договорам аренды муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства не входит в указанный перечень.
Следовательно, передача муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства без проведения конкурсов и аукционов на право заключения таких договоров нарушает требования антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Передача муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства без проведения конкурсов или аукционов создает для таких субъектов преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о развитии предпринимательства) предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства, условия и порядок оказания такой поддержки устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на основании федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.
В понимании Закона о защите конкуренции такая поддержка вышеуказанными органами (организациями) субъектов малого и среднего предпринимательства - является преференцией.
Следовательно, передача муниципального имущества по договорам аренды субъектам малого и среднего предпринимательства без проведения торгов, является преференцией и должна осуществляться в соответствии с требованиями главы 5 Закона о защите конкуренции.
Статьей 19 Закона о защите конкуренции закрепляется требование о предоставлении государственной или муниципальной преференции с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции).
Исходя из вышеизложенного, передача муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам аренды без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, возможна, в рамках антимонопольного законодательства, только в качестве муниципальной преференции в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Части 2 - 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливают право на заключение договоров аренды без проведения торгов с государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации; государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями; некоммерческими организациями (созданными в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям) первичным профсоюзным организациям, объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям) при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развития гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон о некоммерческих организациях).
В силу статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными и муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В понимании Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом являются - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание, что действующее законодательство не содержит дефиницию «государственные некоммерческие организации», а в частях 2 - 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определены субъекты, с которыми, при передаче прав в отношении государственного и муниципального имущества, не требуется процедура торгов, закрепление права «передачи имущества в аренду государственным некоммерческим организациям как формы оказания им муниципальной преференции в виде предоставления имущества на льготных условиях» нарушает требования антимонопольного законодательства, так как государственные организации, некоммерческие организации в случае осуществления ими деятельности, приносящей доход являются хозяйствующими субъектами в понимании Закона о защите конкуренции, а значит при предоставлении им преференций необходимо руководствоваться требованиями главы 5 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Решение Думы города Когалыма от 28.12.2009 №452-ГД «О внесении дополнений в Решение Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД» нарушает требования антимонопольного законодательства при передаче прав в отношении муниципального имущества, а именно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и способно привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.
В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.
По своему выбору антимонопольный орган:
в силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе выдать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания, в том числе, об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
в силу пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе обратиться в арбитражный суд с иском, заявлением о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия, согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 3 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
1.Признать факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Думой города Когалыма при принятии Решения №452-ГД от 28.12.2009 «О внесении дополнений в Решение Думы города Когалыма от 09.04.2007 №107-ГД».
2.Выдать Думе города Когалыма обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем отмены или изменения акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
3.Установить срок исполнения предписания до 10.06.2011 года.
4.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Ханты-Мансийского УФАС России (...)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.