-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ханты-Мансийский автономный округ
Решение от 04 июля 2011 года
По жалобе ООО «ЮграСтройиндустрия» на действия Департамента государственного заказа ХМАО — Югры
По делу № 911-ж
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу
04 июля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- В.П. Иванов – заместитель руководителя Управления.
Членов комиссии:
- И.П. Назарова – заместитель начальника отдела Управления.
- В.Г. Буров – государственный инспектор отдела Управления.
От Заявителя – Стельмах Д.А. по доверенности б/н от 16.03.2011г.
От Заказчика – не явились, уведомлены надлежащим образом.
От Уполномоченного органа – Раевская В.К. по доверенности б/н от 17.06.2011г., Козырева И.В. по доверенности б/н от 08.12.2010г.
рассмотрев жалобу ООО «ЮграСтройиндустрия» (далее – Заявитель) от 27.06.2011г. № 911-ж на действия Департамента государственного заказа ХМАО – Югры (далее – Уполномоченный орган), при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания Солнечной специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида, расположенного по адресу Сургутский район, п. Солнечный, ул. Советская, 23/1 (извещение № 0187200001711000730),
В УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба ООО «ЮграСтройиндустрия» от 27.06.2011г. № 911-ж на действия Департамента государственного заказа ХМАО – Югры, при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания Солнечной специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида, расположенного по адресу Сургутский район, п. Солнечный, ул. Советская, 23/1 (извещение № 0187200001711000730).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Уполномоченного органа, установлено следующее:
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Закона о размещении заказов.
Заказчиком является - БУ ХМАО - Югры «Управление капитальное ремонта».
Уполномоченным органом является – Департамент государственного заказа ХМАО - Югры.
Заявитель ссылается на нарушение прав участника размещения заказа, в части включения в аукционную документацию требования о предоставлении участниками размещения заказа лицензию МЧС.
Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, в действиях Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа не предусмотренных действующим законодательством.
Частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Управление капитального ремонта» и уполномоченного органа – Департамента государственного заказа ХМАО-Югры усматриваются признаки нарушения части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации не всех обязательных требований к участникам размещения заказа, устанавливаемых в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ № 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС от 14.11.2007г. № 379 «Об административном регламенте» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения муниципального заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующие:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 10.06.2011г. размещено на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru на электронной площадке ОАО «Единая электронная торговая площадка».
Документация об аукционе в электронной форме утверждена директором департамента государственного заказа ХМАО – Югры А.А. Чепкасовым.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее:
В соответствии с пунктом 2.2. Положения о порядке взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.04.2006 года № 86-п «Об уполномоченных органах в сфере размещения заказов» государственные заказчики разрабатывают техническое задание, проект государственного контракта, определяют начальную (максимальную) цену (расчет, смета, экспертиза цены), предмет, способ и условия размещения.
На основании пункта 3 Положения о порядке взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.04.2006 года № 86-п «Об уполномоченных органах в сфере размещения заказов» Уполномоченный орган осуществляет размещение заказа, формирует требования к содержанию документации об аукционе, утверждает документацию об аукционе, по предложению или по согласованию с государственным заказчиком вносит изменения в документацию об аукционе в установленном законодательством порядке, направляет разъяснения положений документации об открытом аукционе в сроки, установленные действующим законодательством, осуществляет прием заявок и иных, определенных условиями размещения заказа документов от участников размещения заказа, осуществляет иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, связанные с размещением заказа для государственных нужд автономного округа.
Таким образом, Заказчик исходя из потребности (Объективная смета № 1) установил требования о наличии у участника размещения заказа лицензии МЧС РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам:
- Монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации (пункт 18.1 части I «СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ ОТКРЫТОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации об открытом аукционе в электронной форме).
В частности, аукционной документацией предусмотрено выполнение работ по монтажу установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации (Объективная смета № 1).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов обязательным требованием к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В Перечне федеральных органов исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", осуществляющих лицензирование и соответственно определяющих виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию, порядок выдачи лицензий, состав, форму и срок их действия, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесено к компетенции МЧС России.
Своим письмом от 11 марта 2010 года № 19-1-15-1282 «О лицензировании деятельности на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» МЧС РФ разъяснил, что согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» работы и услуги не являются объектом технического регулирования. В связи с этим, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждено заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
На основании изложенного, лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 г. N 625.
Кроме того, Письмом ФАС России от 01.10.2010 № АЦ/33171 «О разъяснений применения статьи 11 ФЗ от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов...» при размещении заказа на выполнение работ по монтажу систем пожарной безопасности зданий» - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов также разъяснено, что при рассмотрении вопроса о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, необходимо руководствоваться позицией по данному вопросу лицензирующего органа - МЧС России, изложенной в письме от 11 марта 2010 г. N19-1-15-1282 «О лицензирования деятельности на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Более того, на основании изложенного, ФАС России обращает внимание, что при осуществлении контроля за соблюдением норм законодательства о размещении заказов в части рассматриваемого вопроса, территориальным органам ФАС России необходимо придерживаться позиции, изложенной в данном письме.
Данная позиция также подтверждается постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа № А33-285/2010, решениями УФАС по Ханты-Мансийскому автономного округу – Югре от 10.11.2010 № 04/НС-6107, от 27.01.2011 № 04/ИН-288 и Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2010 № ВП-42/2010.
Таким образом, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Уполномоченного органа отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа не предусмотренных действующим законодательством.
Частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В пункте 1 части 18.1 документации об аукционе «Сведения о проводимом открытом аукционе в электронной форме» в перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона установлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензии МЧС РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам:
- Монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Согласно письма Департамента государственного заказа ХМАО – Югры «О разъяснении отдельных положений документации об аукционе» № 1206 от 22.06.2011г. пунктом 18.1 раздела I документации об аукционе предусмотрен перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.
Указанным пунктом предусмотрено наличие лицензии МЧС на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от саморегулируемой организации не требуется.
Согласно документации об аукционе в электронной форме предметом аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту здания Солнечной специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида, расположенного по адресу Сургутский район, п. Солнечный, ул. Советская, 23/1.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4) части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Согласно объективной смете № 1 по капитальному ремонту школы необходимо выполнить общестроительные работы, водопровод и канализацию, отопление и теплоснабжение, вентиляцию, электроосвещение, силовое электрооборудование, средства связи, автоматизация комплексная.
Данные виды работ не подпадают под действие СРО.
Таким образом, в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Управление капитального ремонта» и уполномоченного органа – Департамента государственного заказа ХМАО-Югры отсутствуют признаки нарушения части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации не всех обязательных требований к участникам размещения заказа, устанавливаемых в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ", Комиссия Управления,
1.Признать жалобу ООО «ЮграСтройиндустрия» от 27.06.2011г. № 911-ж на действия Департамента государственного заказа ХМАО – Югры, при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания Солнечной специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида, расположенного по адресу Сургутский район, п. Солнечный, ул. Советская, 23/1 (извещение № 0187200001711000730) необоснованной.