Ханты-Мансийский автономный округ
Постановление от 30 ноября 2009 года № 177

О долгосрочной целевой муниципальной программе «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Ханты-Мансийского района на 2011 — 2013 годы»

Принято
Главой Администрации Ханты-Мансийского района
30 ноября 2009 года
    В редакции
  • от 20.09.2010 № 142.
    1.Утвердить долгосрочную целевую муниципальную программу "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) (прилагается).
    2.Настоящее постановление вступает в силу после опубликования (обнародования) в газете "Наш район", но не ранее 1 января 2010 года.
    3.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы района Андронова А.Г.
    Глава
    Ханты-Мансийского района
    Ю.Т.МАНЧЕВСКИЙ
    ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
    "ОХРАНА ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
    ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
    НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
    2009 год
    Оглавление Программы
  1. 1. Паспорт Программы                                                  4 - 5
    2. Технико-экономическое обоснование Программы                            6
    3. Описание имеющейся проблемы и оценка существующей ситуации             6
    4. Основная цель и задачи Программы                                       8
    5. Сроки и этапы реализации Программы                                     9
    6. Перечень мероприятий Программы                                         9
    7. Механизм реализации Программы                                          9
    8. Оценка ожидаемой экономической эффективности                          10
    9. Механизм контроля за исполнением Программы                            10
  2. 1.Паспорт программы
  3. Наименование
    Программы
    
    
    долгосрочная целевая  муниципальная  программа  "Охрана
    природы и рациональное  использование  природных  ресурсов
    Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы"
    
    Правовое
    обоснование
    для
    разработки
    Программы
    
    
    
    
    
    
    
    
    Федеральный закон от 6 октября 2003 года  N 131-ФЗ  "Об
    общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
    Российской Федерации" (с изменениями на 7 мая 2008 года);
    Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25
    ноября  2004  года   N 63-оз   "О   статусе   и   границах
    муниципальных  образований  Ханты-Мансийского  автономного
    округа - Югры" (с изменениями на 2 марта 2009 года);
    Устав Ханты-Мансийского района  (с  изменениями  на  14
    октября 2009 года);
    постановление администрации Ханты-Мансийского района от
    14  сентября  2009  года  N 120  "О  долгосрочных  целевых
    программах Ханты-Мансийского района"
    
    Заказчик
    Программы
    
    администрация Ханты-Мансийского района
    
    
    Разработчик и
    исполнитель
    Программы
    
    департамент  имущественных,   земельных   отношений   и
    природопользования администрации Ханты-Мансийского района
    
    
    Цель Программы
    
    
    обеспечение благоприятной экологической  обстановки  на
    территории Ханты-Мансийского района
    
    Основные
    задачи
    Программы
    
    
    
    
    
    обеспечение населения чистой питьевой водой;
    предотвращение вредного воздействия на окружающую среду
    отходов производства промышленных  предприятий  и  бытовых
    отходов населения;
    внедрение   экологически    чистых    и    малоотходных
    технологий;
    информирование населения о состоянии окружающей среды
    
    Сроки и этапы
    реализации
    Программы
    
    
    срок реализации Программы - 3 года:
    I - этап - 2011 год,
    II - этап - 2012 год,
    III - этап - 2013 год
    
    Объемы и
    источники
    финансирования
    Программы
    
    
    
    
    
    
    общая сумма финансирования на 3  года  за  счет средств
    бюджета Ханты-Мансийского района -  45000  тыс. рублей,  в
    т.ч.:
    2011 год - 15000 тыс. рублей;
    2012 год - 15000 тыс. рублей;
    2013 год - 15000 тыс. рублей;
    Программа  финансируется   из  средств,  поступающих  в
    бюджет Ханты-Мансийского  района за негативное воздействие
    на окружающую среду
    
    Ожидаемые
    конечные
    результаты
    реализации
    Программы
    
    улучшение  состояния  окружающей  среды  на  территории
    Ханты-Мансийского района
    
    
    
    
  4. 2.Технико-экономическое обоснование Программы
    Площадь Ханты-Мансийского района составляет 4631,5 тыс. га, или 8,7 процента от территории округа. Основную часть земель района составляют земли лесного фонда - 83,4 процента. На территории района расположено 3014 озер, протяженность рек составляет 16165 км. Земли населенных пунктов составляют 29,1 тыс. га - 0,6 процента.
    Район расположен в пределах одной природной зоны - зоне тайги. В ней различают три подзоны: северную, среднюю, южную. Южная зона, в которой господствуют хвойные и смешанные леса, лежит южнее 60° северной широты, т.е. в поясе умеренного климата.
    Все 33 сельских населенных пункта размещены на берегах Иртыша, Оби или протоках больших и малых рек.
    По состоянию на 1 января 2009 года на территории Ханты-Мансийского района постоянно зарегистрированного населения 17338 человек.
    Состояние окружающей среды на территории Ханты-Мансийского района по результатам проверок, проведенных природоохранными службами в 2008 - 2009 годах, признано удовлетворительным, но местами антропогенная нагрузка на окружающую среду по некоторым показателям превышает допустимые нормы в несколько раз.
    3.Описание имеющейся проблемы и оценка существующей ситуации
    Сегодня экологическая политика администрации Ханты-Мансийского района, как и в предыдущие годы, направлена на улучшение качества окружающей природной среды, предотвращение деградации природных комплексов и снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения района. Достижение данных целей органами местного самоуправления района возможно посредством решения задач по обеспечению населения чистой водой, решению вопросов по недопустимости загрязнения земельных ресурсов, а также развитию системы экологического образования.
    3.1.Обеспечение населения экологически чистой питьевой водой.
    Качество питьевой воды является одним из важнейших показателей экологической обстановки.
    В настоящее время население Ханты-Мансийского района не обеспечено экологически чистой питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил.
    В соответствии с ранее разработанной и утвержденной целевой программой "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Ханты-Мансийского района на 2008 - 2010 годы" в период за 2008 - 2009 годы на территории района построено и находится в стадии строительства 12 водозаборных и водоочистных сооружений (п. Луговской, д. Согом, с. Нялинское, с. Кышик, п. Бобровский, п. Кедровый, п. Сибирский, д. Белогорье, с. Елизарово, п. Горноправдинск, д. Шапша, с. Троица).
    Забор воды осуществляется из артезианских скважин, глубина залегания которых около 300 метров. Большинство скважин в настоящее время работают в половину своей проектной мощности ввиду заиливания и запескования.
    Заложенные в Программе мероприятия по очистке питьевой воды, совершенствованию технологического процесса подачи путем замены изношенных труб и разбуривания новых скважин, по строительству новых водоочистных сооружений (ВОС) будут способствовать улучшению ее качества, что позволит к концу 2013 года обеспечить экологически чистой питьевой водой около 90 процентов населения района.
    3.2.Загрязнение и захламление земельных ресурсов.
    Ханты-Мансийский район сегодня - это территория активного нефтяного освоения, которая составляет всего - 0,2 процента от площади района. Но даже эти незначительные промышленные освоенные площади, на которых расположен топливно-энергетический комплекс, являются главным фактором, негативно воздействующим на природную среду.
    На территории района ведут работы 8 крупных нефтегазодобывающих компаний. С ними ежегодно заключаются социально-экономические соглашения, согласно которым компании устраняют экологический ущерб, нанесенный окружающей среде, и перечисляют денежные средства в размере 40 процентов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет Ханты-Мансийского района.
    Проблема организации работ по строительству полигонов и утилизации бытовых отходов, а также их эксплуатация является важным направлением в работе администрации района. Проблема в том, что в районе 33 населенных пункта и в каждом из них не реально построить полигон, стоимость которого составляет от 10 до 15 млн. рублей. Кроме того, стоит проблема по грамотной эксплуатации в дальнейшем данного объекта. Необходима специальная техника для работы на полигонах твердых бытовых отходов, организация сбора мусора в населенных пунктах. Объем твердых бытовых отходов, размещаемых на полигонах и временных свалках, составляет 6,5 тыс. куб. м в год.
    В настоящее время в районе построено 4 полигона твердых бытовых отходов. Кроме того, в ряде населенных пунктов района имеется 13 санкционированных свалок. В остальных - утилизация бытовых отходов пока является проблемой.
    В процессе утилизации и хранения образующихся отходов на санкционированных свалках, ввиду отсутствия изолирующей пленки происходит вторичное загрязнение окружающей среды. Неорганизованное сжигание отходов приводит к выбросам в атмосферу значительного количества вредных веществ, которые образуют опасные токсичные соединения. Хранение отходов не на специально организованных полигонах приводит к загрязнению грунтовых вод, почвы. Одной из важнейших проблем является проблема утилизации медицинских отходов. Для решения этого вопроса в 2006 - 2008 годах из бюджета Ханты-Мансийского района выделено 7219 тыс. рублей на приобретение 3-х установок "Стерифлэш" для сжигания опасных медицинских отходов. Установки смонтированы в п. Горноправдинск, Луговской, Сибирский.
    В 2006 - 2009 годах для рекультивации несанкционированных свалок и очистки береговых полос из бюджета района было выделено 17 млн. 320 тыс. рублей.
    3.3.Развитие системы экологического образования.
    Решение проблем экологического воспитания является основополагающей в системе экологического образования. В рамках решения этой задачи на территории Ханты-Мансийского района проводятся мероприятия по развитию непрерывного экологического образования с учетом регионального компонента, охватывающие весь процесс дошкольного, школьного, дополнительного, вузовского и послевузовского образования, а также экологическое просвещение через средства массовой информации.
    В рамках реализации муниципального проекта в 2006 году было освоено 3068 тыс. рублей:
    За первый квартал 2007 года было израсходовано 680 тыс. рублей на укрепление материально-технической базы детских объединений, занимающихся экологическими исследованиями, а также на организацию и проведение районного проблемного семинара "Методология исследовательской деятельности педагогов и учащихся в области экологии" (в семинаре приняли участие 30 педагогов из 7 общеобразовательных учреждений района).
    В целях формирования экологической культуры учащихся и населения Ханты-Мансийского района, организации занятости несовершеннолетних в летний период, развития трудовой активности и коллективной ответственности в летний период 2009 года было сформировано 18 экологических трудовых отрядов, где были задействованы все образовательные учреждения района и центр детский подростковый п. Луговской. Всего было занято 875 человек в возрасте от 14 до 18 лет.
    4.Основная цель и задачи программы
    Цель Программы: Обеспечение благоприятной экологической обстановки на территории Ханты-Мансийского района.
    Задачи Программы:
    1.Обеспечение населения чистой питьевой водой.
    2.Предотвращение вредного воздействия на окружающую среду отходов производства, промышленных предприятий и бытовых отходов населения.
    3.Внедрение экологически чистых и малоотходных технологий.
    4.Информирование населения о состоянии окружающей среды.
    5.Сроки и этапы реализации Программы
    Срок реализации Программы 3 года и реализуется в 3 этапа:
    I этап - 2011 год, II этап - 2012 год, III этап - 2013 год.
    6.Перечень мероприятий Программы
    Достижение поставленной цели и решение задач Программы предполагается путем выполнения комплекса программных мероприятий (приложение к Программе), к которым относится:
    1.Улучшение экологической обстановки в районе.
    2.Уменьшение загрязнения и захламления земельных ресурсов.
    3.Развитие системы экологического образования.
    7.Механизмы реализации Программы
    Реализация Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров), заключенных муниципальным заказчиком.
    Координацию работы по реализации Программы осуществляет департамент имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района.
    Механизм реализации Программы включает использование комплекса организационных и экономических мер, предусматривающих:
    совершенствование материально-технического оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства для снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду Ханты-Мансийского района;
    мобилизацию внутренних ресурсов в сфере обращения с отходами, оптимизацию его экономических и управленческих механизмов;
    привлечение общественных ресурсов, осуществление широкого социального партнерства в сфере образования;
    конкурсный отбор инновационных проектов, претендующих на использование средств местного бюджета;
    системный мониторинг за ходом реализации программных мероприятий.
    Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов на основании заявок, поступающих от бюджетополучателей.
    8.Оценка ожидаемой эффективности
    В рамках решения задачи - "Обеспечение населения экологически чистой питьевой водой" будет построен водозабор в д. Согом.
    Направление "Уменьшение загрязнения и захламления земельных ресурсов" предполагает строительство полигона ТБО в с. Цингалы, п. Кирпичный, что позволит утилизировать в соответствии с действующим природоохранным законодательством 900 куб. м твердых бытовых отходов.
    В направление "Развитие системы экологического образования" включены мероприятия, которые направлены на развитие непрерывного экологического образования с учетом регионального компонента, охватывающие весь процесс дошкольного, школьного, дополнительного, вузовского и послевузовского образования, а также экологическое просвещение через средства массовой информации. Дополнительно к этим мероприятиям отдельной строкой прописано финансирование работы экологических отрядов в размере 4500 тыс. рублей, что позволит трудоустроить детей во время летних каникул и задействовать их на уборке территорий населенных пунктов.
    Достижение целей и решение задач Программы планируется осуществить путем реализации предусмотренных основными направлениями приоритетных мер:
    значительного снижения вреда, наносимого окружающей среде и населению ситуациями техногенного и природного характера, и их последствий;
    улучшения качества состояния окружающей среды, оздоровления и сохранения экологической обстановки в Ханты-Мансийском районе, улучшения качества жизни и здоровья населения, увеличения продолжительности жизни путем снижения опасного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей;
    разработки и применения экономических механизмов в целях снижения опасной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения, привлечения и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств для обеспечения экологической безопасности;
    повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
    Принятие Программы, как одного из документов стратегического планирования Ханты-Мансийского района, и реализация ее положений позволит достичь улучшения показателей состояния окружающей среды.
    9.Механизм контроля за исполнением Программы
    Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель главы района, директор департамента имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района.
    Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно представляется в комитет экономической политики администрации района.
    Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию природоохранных мероприятий.