Ханты-Мансийский автономный округ
Постановление от 25 ноября 2009 года № 175

Об утверждении муниципальной программы «Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском районе на 2011 — 2013 годы»

Принято
Главой Администрации Ханты-Мансийского района
25 ноября 2009 года
    1.Утвердить муниципальную программу "Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском районе на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) (прилагается).
    2.Настоящее постановление вступает после его официального опубликования (обнародования), но не ранее 1 января 2010 года.
    3.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы района Григорьева С.Я.
    Глава
    Ханты-Мансийского района
    Ю.Т.МАНЧЕВСКИЙ
    ПРОГРАММА
    "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
    НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
    г. Ханты-Мансийск
    2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. 1.  Паспорт Программы                                                    4
    2.  Технико-экономическое обоснование проекта Программы                  9
    3.  Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации            9
    4.  Основные цели и задачи Программы                                     12
    5.  Сроки и этапы реализации Программы                                   13
    6.  Перечень мероприятий Программы                                       13
    7.  Механизм реализации Программы                                        14
    8.  Оценка ожидаемой эффективности Программы                             14
    9.  Механизм контроля за исполнением Программы                           15
    10. Приложения к Программе                                               16
  2. 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
  3. Наименование Программы комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском районе на 2011 - 2013 годы
    Правовое обоснование для разработки Программы Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 октября 2007 года N 131-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008 - 2011 годы"
    Муниципальный заказчик администрация Ханты-Мансийского района
    Основной разработчик и координатор Программы межмуниципальный отдел внутренних дел "Ханты-Мансийский"
    Разработчики и исполнители Программы межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при администрации Ханты-Мансийского района (далее - Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений); комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет по образованию); комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет по здравоохранению); комитет по культуре, молодежной политике, физкультуре и спорту администрации Ханты-Мансийского района (далее комитет по культуре, молодежной политике); Управление социальной защиты населения по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району (далее управление социальной защиты населения) (по согласованию); управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Ханты-Мансийского района (далее - управление жилищно-коммунального хозяйства); бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийский центр занятости населения" (далее - Центр занятости населения); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ханты-Мансийского района (далее комиссия по делам несовершеннолетних); антинаркотическая комиссия Ханты-Мансийского района (далее - антинаркотическая комиссия); отдел гражданской защиты администрации Ханты-Мансийского района (далее - отдел гражданской защиты); отдел опеки и попечительства администрации Ханты-Мансийского района (далее - отдел опеки); межмуниципальный отдел внутренних дел "Ханты-Мансийский" (далее - отдел внутренних дел) (по согласованию); межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 4 федеральной службы исполнения наказания по г. Ханты-Мансийску и району (далее - Уголовно-исполнительная инспекция) (по согласованию)
    Цели и задачи Программы целями Программы являются: повышение уровня общественной безопасности и снижение напряженности криминальной ситуации; профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика преступности среди лиц, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, осужденных к условной мере наказания; повышение доверия населения к работе органов исполнительной власти района и правоохранительных органов, формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах профилактики правонарушений; совершенствование материально-технического обеспечения деятельности субъектов профилактической деятельности, создание условий труда, отвечающих предъявляемым требованиям; задачи Программы: усиление борьбы с преступлениями, представляющими наибольшую общественную опасность (тяжкими и особо тяжкими, против личности, экономической и террористической направленности, коррупцией); защита прав и свобод граждан и юридических лиц от преступных посягательств; укрепление правопорядка в общественных местах и на улицах путем внедрения современных технических средств, привлечения общественности; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных органов; поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений, контроля миграционных процессов; совершенствование действующей системы профилактики правонарушений и преступлений; привлечение общественности к осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений; социальная реабилитация несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений исполнения наказаний, находящихся в социально опасном положении; воспитание подрастающего поколения; формирование социально-ответственной личности; повышение эффективности системы воспитания по профилактике антиобщественного поведения несовершеннолетних; создание условий для службы и быта сотрудников правоохранительных органов, членов их семей, повышение социального статуса, престижности работы; обеспечение общественной и личной безопасности, создание обстановки спокойствия в общественных местах; привлечение органов власти Ханты-Мансийского района и органов местного самоуправления к работе по профилактике и предупреждению преступности, обеспечению правопорядка, более полное использование имеющихся ресурсов и возможностей
    Сроки и этапы реализации Программы 2011 - 2013 годы: I этап - 2011 год, II этап - 2012 год, III этап - 2013 год
    Объемы и источники финансирования Программы объем ассигнований для финансирования Программы составляет 9 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 3000 млн. рублей, 2012 год - 3000 млн. рублей, 2013 год - 3000 млн. рублей; ежегодные объемы финансирования Программы за счет средств бюджета района определяются в соответствии с утвержденным бюджетом района на соответствующий финансовый год
    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 1) повышение доверия и уважения населения к органам власти и управления, правоохранительным ведомствам, максимальное обеспечение прав и законных интересов граждан; 2) укрепление межведомственного сотрудничества правоохранительных органов и субъектов профилактики, органов власти и управления; 3) стабилизация криминальной ситуации в районе, ежегодный прирост преступности может составить не более 1,5 процента. При этом существенного снижения уровня преступности в условиях сокращения латентной части преступлений не ожидается; 4) сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений, увеличение их раскрываемости; 5) ослабление позиций организованной преступности; 6) снижение уровня криминализации экономики; 7) оздоровление обстановки в общественных местах, обеспечение своевременного реагирования на совершаемые правонарушения, в том числе: уменьшение числа совершенных грабежей, уменьшение числа фактов причинения вреда здоровью, уменьшение числа угонов автотранспорта (в среднем на 5 - 10 процентов); 8) снижение уровня рецидивной преступности путем совершенствования системы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к условной мере наказания, в том числе: увеличение числа рабочих мест для лиц данной категории; увеличение количества трудоустроенных лиц данной категории; 9) сокращение темпов прироста преступности несовершеннолетних, в том числе: уменьшение количества учащихся образовательных учреждений, совершивших преступления, уменьшение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними; 10) уменьшение количества краж чужого имущества; 11) стабилизация дорожно-транспортной обстановки в районе, в том числе: уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими; 12) укрепление профессионального ядра правоохранительных органов, их материально-технической оснащенности; 13) повышение эффективности использования бюджетных средств
  4. 2.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
    Принятие программы "Комплексные мероприятия по профилактике правонарушений в Ханты-Мансийском районе на 2011 - 2013 годы" потребует финансирования Программы за счет средств бюджета района в размере 9000 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 3000 тыс. рублей, в 2012 году - 3000 тыс. рублей, в 2013 году - 3000 тыс. рублей.
    В то же время основная часть мероприятий Программы не потребует выделения дополнительных денежных средств из бюджета Ханты-Мансийского района и будет реализована за счет средств текущего бюджетного финансирования соисполнителей Программы.
    3.ОПИСАНИЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ
    Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 25 сентября 2005 года N Пр-1564 и от 29 июля 2007 года N ПР-1293ГС, изложенных в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации по совершенствованию единой системы профилактики правонарушений, требований Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе П.М.Латышева, постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2005 - 2006 годах в Ханты-Мансийском районе развернута работа по созданию государственной системы профилактики правонарушений.
    Реализация комплексных программ Ханты-Мансийского района "Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Ханты-Мансийском районе" на 2005 - 2006 и на 2008 - 2010 годы позволила снизить темпы прироста преступности с 23,6 процента по итогам 2005 года до 5 процентов в 2006 году и сократить количество зарегистрированных преступлений в 2007 году на 3,4 процента, а в 2008 году на 29,5 процента.
    В 2008 году удалось не только удержать темпы прироста преступности в общественном месте, но и сократить число таких деяний на 34,8 процента (15, в 2007 году - 23). Такая же тенденция сокращения наблюдается по отдельным направлениям структуры преступности: число тяжких и особо тяжких преступлений уменьшилось на 29,5 процента, в том числе фактов причинения тяжкого вреда здоровью на 10 процентов (9, в 2007 году - 10), грабежей на 62,5 процента (3, аналогичный период прошлого года - 8). Впервые за последние 5 лет отмечается снижение числа краж чужого имущества на 22,2 процента (105, 2007 году - 135). На 72,7 процента сократилось число случаев неправомерного завладения автотранспортом (3 против 11 в 2007 году).
    В значительной степени сократилась подростковая преступность, число преступных деяний, совершенных подростками, уменьшилось в 6 раз (с 19 до 3 в 2008 году). На 65,5 процента снизилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими (20, в 2007 году - 58), на 37,7 процента - в состоянии опьянения. В то же время нельзя снимать с учета предполагаемый рост рецидивной преступности на волне кризисных ситуаций в экономике. Проблемы в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, недостаточная работа органов исполнительной власти, местного самоуправления по трудоустройству лиц данной категории, получению ими рабочих специальностей и жилья, в определенной мере могут повлиять на ее рост.
    Нельзя не отметить значительное улучшение обстановки на автодорогах Ханты-Мансийского района. По итогам 2008 года зарегистрировано 68 дорожно-транспортных происшествий (-42,4 процента к 2007 году - 118 ДТП), в которых погибло 11 человек (-50 процентов к 2007 году - 22) и ранено 87 человек (-37 процентов к 2007 году - 138).
    Однако с учетом введения в эксплуатацию автодороги Ханты-Мансийск - Горноправдинск можно прогнозировать осложнение ситуации, связанной с безопасностью дорожного движения. В связи с чем необходимы дополнительные финансовые вложения для обеспечения безопасности дорожного движения в районе.
    Особое внимание уделялось проведению антитеррористических и антиэкстремистских мероприятий, что позволило не допустить совершения на территории района террористических актов и преступлений экстремистского характера.
    В то же время негативные изменения в состоянии преступности, происходящие в 2009 году, существенное изменение ее структуры требуют дальнейшего совершенствования системы профилактики, комплексного подхода к противодействию преступности.
    По-прежнему высока вероятность совершения террористических акций и экстремистских проявлений на территории автономного округа. Требуется целенаправленная работа в Ханты-Мансийском районе по укреплению антитеррористической защищенности объектов образовательной сферы, мест массового скопления людей.
    Отдел внутренних дел на территории района осуществляет профилактическую работу в отношении 52 осужденных к условной мере наказания, 23 несовершеннолетних и 4 родителей.
    В районе принимались практические меры по их социальной реабилитации. Трудоустроено 22 осужденных к условной мере наказания, 1 лицо, освободившееся из мест лишения свободы.
    Однако принимаемых мер явно недостаточно. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест, вопросы трудоустройства этой категории лиц в полном объеме не решаются.
    Остро стоит проблема предупреждения пьянства и алкоголизма, которые оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасность граждан. Практически каждое четвертое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.
    На учете в отделе внутренних дел состоит 144 лица подучетного элемента, проживающего в районе, в том числе 52 осужденных условно с испытательным сроком, 48 хронических алкоголиков, 10 семейных дебоширов, 1 наркоман. Однако реального механизма воздействия на эти категории лиц у правоохранительных органов нет.
    Меры по раннему выявлению и лечению лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, не отвечают предъявляемым требованиям.
    Одно из решений этой проблемы - принятие на окружном уровне нормативно-правовых актов по упорядочению оборота спиртных напитков, усилению контроля за их качеством.
    На предприятиях и в организациях требуется создание советов профилактики и секций трудовых коллективов по борьбе с пьянством и наркоманией.
    Основная нагрузка по профилактике правонарушений вышеперечисленных категорий лиц ложится на плечи участковых уполномоченных милиции, поэтому необходимо их дальнейшее развитие и повышение статуса, совершенствование материально-технической базы, создание нормальных условий труда, решение жилищных вопросов.
    Реализуемые меры по вовлечению общественности в предупреждение правонарушений дают положительные результаты. С сентября 2006 года в обеспечении общественного порядка принимают участие 5 общественных формирований правоохранительной направленности в н.п. Горноправдинск, Кедровый, Кышик, Селиярово и Шапша общей численностью 50 человек. Однако эта работа не ведется в других населенных пунктах района и стала сокращаться на фоне кризисных явлений. Необходимо создание условий по расширению деятельности общественных формирований правоохранительной направленности, предусмотреть меры по формированию их материальной базы и материальному стимулированию членов общественных формирований.
    Решение проблем социальной защищенности сотрудников по прошедшим программам позволило в 2008 году снизить некомплект личного состава отдела до 6,8 процента (34 ед.; аналогичный период прошлого года - 10,2 процента), в том числе по району до 4,1 процента.
    Требуется повышение профессионального уровня работников и сотрудников, субъектов профилактической деятельности, в части профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работе с лицами без определенного места жительства и занятий, освободившимися из мест лишения свободы.
    Остается проблема своевременного информирования граждан о состоянии правопорядка, деятельности правоохранительных органов и их возможности оказания квалифицированной помощи населению, формирования через средства массовой информации положительного образа сотрудника правоохранительных органов.
    Негативным тенденциям способствовали: неуверенность значительной части населения района в способности правоохранительных органов защитить их интересы; недостатки в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу отсутствия надлежащего взаимодействия, недостаточной опоры на население, недооценка профилактики преступлений, ее осуществление на низком уровне, размывание профессионального кадрового ядра правоохранительных органов, неполнота решения проблем их правового, материально-технического, финансового и иного обеспечения.
    Применение программно-целевого подхода в решении задач, направленных на достижение качественных результатов правоохранительной деятельности, обусловлено необходимостью объединения усилий окружных и местных органов власти и управления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан, комплексного подхода и координации совместных действий в профилактике правонарушений.
    4.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
    Целями Программы являются:
    укрепление общественной безопасности и снижение уровня напряженности криминальной ситуации;
    профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних;
    социальная реабилитация лиц, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, осужденных к условной мере наказания;
    повышение доверия населения к работе органов исполнительной власти автономного округа и правоохранительных органов, формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности и результатах профилактики правонарушений;
    создание условий для службы и быта сотрудников правоохранительных органов, членов их семей, повышение социального статуса, престижности работы.
    Задачи программы:
    совершенствование действующей системы профилактики правонарушений и преступлений;
    защита прав и свобод граждан и юридических лиц от преступных посягательств;
    укрепление правопорядка в общественных местах и на улицах путем привлечения общественности;
    совершенствование материально-технического обеспечения деятельности субъектов профилактической деятельности, создание условий для труда, отвечающих предъявляемым требованиям;
    совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных органов;
    поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений, контроля за миграционными процессами;
    привлечение общественности к осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений;
    усиление борьбы с преступлениями, представляющими наибольшую общественную опасность (тяжкими и особо тяжкими, против личности, экономической и террористической направленности), коррупцией;
    социальная реабилитация несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений исполнения наказаний;
    воспитание подрастающего поколения, формирование социально-ответственной личности;
    повышение эффективности системы воспитания по профилактике антиобщественного поведения несовершеннолетних;
    обеспечение общественной и личной безопасности, создание обстановки спокойствия в общественных местах;
    привлечение органов власти, местного самоуправления к работе по профилактике и предупреждению преступности, обеспечению правопорядка, более полное использование имеющихся ресурсов и возможностей.
    5.СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
    Программа рассчитана на 2011 - 2013 годы и будет реализовываться в три этапа:
    1 этап - 2011 год;
    2 этап - 2012 год;
    3 этап - 2013 год.
    6.ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
    Программа включает мероприятия (приложение к Программе) по следующим приоритетным направлениям профилактики правонарушений:
    6.1.Профилактика правонарушений в общественных местах и на улицах.
    6.2.Профилактика правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
    6.3.Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
    6.4.Предупреждение проявлений терроризма и экстремизма, профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
    6.5.Профилактика дорожно-транспортных происшествий.
    6.6.Профилактика нарушений законодательства о гражданстве, предупреждение и пресечение нелегальной миграции.
    6.7.Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений.
    6.8.Повышение доверия населения к работе органов внутренних дел, совершенствование информационно-пропагандистской работы.
    6.9.Профилактика правонарушений в рамках отдельных отраслей, сфер управления.
    7.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
    Программа реализуется посредством осуществления мероприятий, указанных в приложении к Программе.
    Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых исполнителями Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Ежегодные объемы финансирования Программы за счет средств бюджета Ханты-Мансийского района определяются в соответствии с утвержденным бюджетом Ханты-Мансийского района на соответствующий финансовый год.
    8.ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
    Ожидаемые результаты реализации Программы:
    1) повышение доверия и уважения населения к органам власти и управления, правоохранительным ведомствам, максимальное обеспечение прав и законных интересов граждан;
    2) укрепление межведомственного сотрудничества правоохранительных органов и субъектов профилактики, органов власти и управления;
    3) стабилизация криминальной ситуации в Ханты-Мансийском районе, ежегодный прирост преступности может составить не более 1,5 процента, при этом существенного снижения уровня преступности в условиях сокращения латентной части преступлений не ожидается;
    4) доля тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступных посягательств общеуголовной направленности будет снижаться в среднем ежегодно на 1 процент;
    5) снижение уровня криминализации экономики на 0,5 процента;
    6) оздоровление обстановки в общественных местах, обеспечение своевременного реагирования на совершаемые правонарушения, в том числе:
    уменьшение числа совершенных грабежей на 1 процент,
    уменьшение числа фактов причинения вреда здоровью на 10 - 15 процентов,
    уменьшение числа угонов автотранспорта в среднем на 5 - 10 процентов;
    7) снижение уровня рецидивной преступности путем совершенствования системы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к условной мере наказания, в том числе:
    увеличение числа рабочих мест для лиц данной категории на 2 - 3 процента,
    увеличение количества трудоустроенных лиц данной категории в 2 раза;
    8) сокращение темпов прироста преступности несовершеннолетних, в том числе:
    уменьшение количества учащихся образовательных учреждений, совершивших преступления, путем активизации работы советов общественности школ, на 30 процентов,
    уменьшение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 5 - 10 процентов;
    9) стабилизация дорожно-транспортной обстановки в Ханты-Мансийском районе, в том числе:
    уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий на 5 - 10 процентов,
    снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 5 - 10 процентов;
    10) укрепление профессионального ядра правоохранительных органов, их материально-технической оснащенности.
    9.МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
    1.Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель главы района по организации профилактики правонарушений.
    2.Исполнительные органы местного самоуправления и структурные органы администрации района, ответственные за выполнение мероприятий Программы, ежеквартально представляют информацию о ходе реализации Программы в отдел по организации профилактики правонарушений администрации района на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
    3.Ход реализации и результаты выполнения Программы ежеквартально рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при администрации Ханты-Мансийского района.
    4.По итогам реализации этапов Программы МОВД "Ханты-Мансийский" и Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при администрации Ханты-Мансийского района к 25 января года, следующего за отчетным, представляет обобщенную информацию в комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района.
    5.Итоги реализации этапов Программы и ее исполнение в целом рассматриваются на заседаниях при главе Ханты-Мансийского района в установленном порядке.