-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Хабаровский край
Письмо от 21 мая 1998 года

О порядке применения Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 22.01.1998 N 30

Принято
Хабаровской таможней Дальневосточного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации
21 мая 1998 года
    Вопрос. 
    В связи с производством по делам о нарушении таможенных правил, заведенным в отношении предприятий Министерства обороны РФ по признакам нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 281 Таможенного кодекса РФ, прошу Вас разъяснить порядок применения Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 22.01.98 N 30 по следующим вопросам:
    1.Подлежат ли получатели товаров, указанные в указании 01-14/1056, в случае выявления фактов нецелевого использования последних, привлечению к ответственности по ст. 281 Таможенного кодекса РФ, в том числе, если нецелевое использование произошло до вступления в силу Указа Президента РФ от 06.07.97 N 688, когда данные товары выпускались не с освобождением от уплаты НДС, а с отсрочкой уплаты?
    2.Является ли передача вышеуказанных товаров подрядным организациям в погашение кредиторской задолженности за выполненные ими работы по капитальному строительству, капитальному и текущему ремонту объектов Министерства обороны РФ, а также обмен данными материалами со сторонними организациями на иные материалы, необходимые для капитального строительства, капитального и текущего ремонта объектов Министерства обороны РФ нецелевым использованием этих товаров? Указанием ГТК РФ от 06.08.97 N 01-14/1056 установлено, что товары, поступающие в адрес войсковых частей по контракту с ЕЭС Украины, должны быть использованы в целях капитального строительства и капитального ремонта объектов Министерства обороны РФ. Содержание данного указания не раскрывает понятие "использовано". Иными нормативными актами данное понятие также не раскрывается, таким образом, принимая во внимание изложенное, прошу Вас разъяснить как необходимо трактовать данное понятие:
    - исключительное применение в целях капитального строительства и ремонта (расходование на объекты Министерства обороны РФ)?
    - применение в целях капитального строительства и ремонта (помимо непосредственного расходования материалов на объекты Министерства обороны, также передача данных материалов подрядным организациям, выполняющим капитальный ремонт и капитальное строительство объектов Министерства обороны, в счет частичной оплаты выполненных работ по капитальному строительству и капитальному ремонту)?
    - какое-либо иное трактование данного понятия?
    3.Является ли нецелевым использованием вышеуказанных товаров их обмен на другие строительные материалы, осуществленный с третьими лицами?
    4.Какое лицо обязано уплатить НДС и какое лицо подлежит привлечению к ответственности по ст. 281 Таможенного кодекса РФ в том случае, если нецелевое использование вышеуказанных товаров совершено не их получателем, а другой вышестоящей организацией системы Министерства обороны РФ.
    5.Подлежит ли взысканию в бесспорном порядке условно начисленный НДС, а получатель - привлечению к ответственности, если при продаже данного товара третьим лицам было произведено начисление и уплата НДС в общем порядке (в выставленном покупателю счете отдельной строкой выделен НДС, исчисленный по ставке 20%)?
    6.До июля 1997 года вышеуказанные товары декларировались и приходовались по ценам счетов - фактур отправителей, но в дальнейшем, по распоряжению Министерства обороны РФ, была проведена их переоценка по ценам, согласованным в спецификациях к вышеупомянутому контракту, что привело к значительному увеличению их стоимости. Какая стоимость (по ГТД или по спецификациям) должна приниматься в качестве базы при расчете подлежащего взысканию НДС и наложению взыскания в виде штрафа в случае привлечения по данным фактам к ответственности предприятий Министерства обороны РФ.
    Ответ. 
    1) На основании ст. ст. 289 - 295 ТК РФ вопрос о наличии в действиях лица состава таможенного правонарушения решается лицом, в производстве которого находится дело о НТП, при изучении всех фактических обстоятельств дела, исходя из норм действующих правовых актов. В компетенцию же юридического отдела решение данного вопроса не входит.
    Согласно норм таможенного законодательства, по ст. 281 ТК РФ следует квалифицировать деяния, выразившиеся в нарушении требований, установленных ст. 29 ТК РФ. В Таможенном кодексе п. 14 ст. 18 дается понятие, что условным выпуском является выпуск товаров, сопряженный с обязательством лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий. Поэтому, для привлечения лица к ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 281 ТК РФ необходимо, чтобы товары на момент перемещения имели статус условно выпущенных с предоставлением льгот и наличием обязательства лица, ввезшего товары, соблюдать определенные условия и ограничения.
    До вступления в силу Указа Президента РФ N 688 от 06.07.97 товары, перемещаемые для нужд Министерства обороны, не являлись выпущенными в льготном порядке, так как на тот момент отсутствовали правовые основания для предоставления льгот (порядок и условия ввоза). Товары, ввозимые по контракту от 25.07.96, перемещались с отсрочкой по уплате таможенных платежей с выпуском товаров в свободное обращение.
    Из вышеизложенного следует, что на момент ввоза, реализации отсутствовали какие-либо установленные нормативными актами ограничения в отношении товаров, соответственно получатели не могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 281 ТК РФ.
    Указ Президента РФ N 688, распространивший свое действие на товары, ввезенные с 1 сентября 1996 года, предусматривал предоставление льгот только для тех товаров, которые попадали под перечисленные в нем условия (в т.ч. о целевом использовании). Если же таковые не соблюдались, это должно повлечь довзыскание НДС на товар, в отношении которого была применена отсрочка.
    2) Согласно Указу Президента РФ N 688, а также Указанию ГТК РФ от 06.08.97 N 01-14/1056, основанием для непредоставления льгот товарам, ввезенным с 01.09.96, и, соответственно, взыскания платежей является несоблюдение получателем условия использования товара в целях капитального строительства и текущего содержания объектов Министерства обороны.
    Из буквальной трактовки норм данных документов усматривается, что в указанных целях должны использоваться непосредственно сами ввезенные / ввозимые товары, а не средства, полученные от их реализации. Данные выводы следуют и из содержания другого условия предоставления льгот, которое гласит, что ввезенные товары не будут реализованы третьим лицам или использованы в иных коммерческих целях.
    Указанная позиция была подтверждена письмом ГТК РФ от 09.12.97 N 01-15/23776 "О применении Указания ГТК России от 06.08.97 N 01-14/1056" (см. Приложение), где в качестве нецелевого использования ввезенных товаров перечислены различные случаи передачи товаров сторонним организациям за выполненные работы, услуги связи, продажа материалов предприятиям и частным лицам, независимо от их целей.
    Таким образом, по-моему мнению, законодатель исходит именно из целевого использования перемещенных через границу в льготном порядке товаров непосредственно самими получателями в работах по капитальному строительству, текущему ремонту и т.п. В случае несоблюдения данного требования, получатели обязаны уплатить условно начисленный НДС.
    3) Вопрос о том, какие конкретно лица должны нести ответственность за неуплату таможенных платежей, однозначно урегулирован ч. 7 ст. 124 Таможенного кодекса РФ.
    4) На пятый вопрос возможно дать ответ только после детального анализа бухгалтерской документации, проверив налогооблагаемую базу начисленного налога на добавленную стоимость при реализации товаров третьим лицам.
    5) Согласно п. 2 Указания ГТК РФ от 06.08.97 N 01-14/1056 при обнаружении использования товаров, ввезенных для нужд Минобороны, в иных целях требовать уплаты условно начисленного налога на добавленную стоимость.
    Таким образом, подлежит взысканию только условно начисленный в грузовых таможенных декларациях НДС.
    Ведущий инспектор
    юридического отдела
    Хабаровской таможни
    Н.А.Дороговцева