Государства-участники
Соглашение от 09 декабря 2010 года

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции

Принято
Правительствами государств-участников Соглашения
09 декабря 2010 года
    Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами,
    основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года,
    подтверждая намерение развивать экономическое сотрудничество и расширять торгово-экономические связи Сторон,
    принимая во внимание необходимость поддержки конкуренции для обеспечения эффективного развития экономики, стимулирования инновационных процессов и производства качественной продукции,
    считая проведение единой конкурентной политики необходимым условием формирования и эффективного функционирования Единого экономического пространства Сторон,
    учитывая необходимость обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства Сторон, в том числе недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов Сторон к товарным рынкам Сторон,
    согласились о нижеследующем:
  1. Раздел I.Общие положения

  2. Цели и предмет Соглашения
    1.Целью настоящего Соглашения является формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза, гармонизации законодательства Сторон в области конкурентной политики и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю Сторон.
    2.Предметом настоящего Соглашения является установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории Сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон.
    3.Настоящее Соглашение распространяется на отношения, связанные с реализацией конкурентной политики на территории Сторон, и на отношения с участием хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) Сторон, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. Критерии отнесения рынка к трансграничному в целях определения компетенции Комиссии Таможенного союза устанавливаются решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Соглашения.
    4.Стороны вправе устанавливать в своем законодательстве дополнительные требования и ограничения в отношении запретов, предусмотренных разделами II и III настоящего Соглашения.
    5.Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как препятствие для любой Стороны предпринимать любые меры, которые она считает необходимыми для защиты важнейших интересов обороны страны или безопасности государства.
    6.Настоящее Соглашение применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных в соглашениях Сторон, касающихся естественных монополий.
    Определение терминов, используемых в Соглашении
    Для целей настоящего Соглашения следующие термины означают:
    1) "вертикальное соглашение" - соглашение между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом;
    2) "взаимозаменяемые товары" - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
    3) "государственное ценовое регулирование" - установление органами государственной власти и органами местного самоуправления Сторон цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), максимальных или минимальных цен (тарифов), максимальных или минимальных надбавок к ценам (тарифам) в порядке, установленном законодательством Сторон;
    4) "государственные или муниципальные преференции" - предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Сторон, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;
    5) "группа лиц" - совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:
    хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
    хозяйствующий субъект (субъект рынка) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка);
    хозяйствующий субъект (субъект рынка) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или заключенного с этим хозяйствующим субъектом договора (соглашения) вправе давать этому хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения указания;
    хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), в которых более чем 50 процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
    физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры;
    лица, каждое из которых по какому-либо указанному в абзацах втором - шестом настоящего пункта основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо указанному в абзацах втором - шестом настоящего пункта основанию;
    хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в абзацах втором - седьмом настоящего пункта признаков входят в одну группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
    Группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект (субъект рынка). Положения настоящего Соглашения, относящиеся к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), распространяются на группу лиц.
    В законодательстве Сторон в целях реализации конкурентной политики на территории Стороны определение "группы лиц" может быть конкретизировано, в том числе в части значений размеров распоряжения (участия) акциями (долями) одного лица в уставном (складочном) капитале другого лица, при которых такое распоряжение (участие) признается группой лиц;
    6) "дискриминационные условия" - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (субъект рынка) или несколько хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) или другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) с учетом условий, ограничений и особенностей, предусмотренных отдельными соглашениями Сторон;
    7) "доминирующее положение" - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) либо нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) либо таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка);
    8) "конкуренция" - состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
    9) "конфиденциальная информация" - все виды информации (включая информацию, составляющую служебную, коммерческую, банковскую, профессиональную, личную тайну), защищаемые нормативными правовыми актами Сторон;
    10) "координация экономической деятельности" - согласование действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и не осуществляющим деятельность на том товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка);
    11) "косвенный контроль" - возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через юридическое лицо или несколько юридических лиц, между которыми существует прямой контроль;
    12) "модельный закон о конкуренции" - законодательный акт рекомендательного характера, утвержденный Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества (высшим органом Таможенного союза), направленный на сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики Сторон;
    13) "монопольно высокая цена" - цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок) при наличии такого рынка на единой таможенной территории в рамках Таможенного союза или за ее пределами, или цену, установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена сформировалась в условиях конкуренции. Не может быть признана монопольно высокой цена, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Сторон;
    14) "монопольно низкая цена" - цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, а также ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на единой таможенной территории в рамках Таможенного союза или за ее пределами;
    15) "недобросовестная конкуренция" - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), которые противоречат законодательству Сторон, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
    16) "признаки ограничения конкуренции" - сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;
    17) "прямой контроль" - возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:
    осуществление функций его исполнительного органа;
    получение права определять условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица;
    распоряжение более 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
    18) "соглашение" - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;
    19) "товар" - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного возмездного введения в оборот;
    20) "товарный рынок" - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
    21) "хозяйствующий субъект (субъект рынка)" - коммерческая организация или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, чья профессиональная приносящая доход деятельность в соответствии с законодательством Сторон подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
    22) "экономическая концентрация" - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций (слияние или присоединение), сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.
  3. Раздел II.Единые принципы конкуренции

  4. Принцип равенства в применении норм конкурентного законодательства Применение Сторонами норм своего конкурентного (антимонопольного) законодательства к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) Сторон осуществляется одинаковым образом и в равной мере независимо от организационно-правовой формы и места регистрации таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на равных условиях.
    Принцип недопустимости антиконкурентных действий органов власти
    1.Стороны устанавливают в своем законодательстве запрет, в том числе на:
    1) соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных соглашениями Сторон;
    2) предоставление государственных или муниципальных преференций, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах Сторон с учетом особенностей, предусмотренных соглашениями Сторон.
    2.Стороны принимают эффективные меры по предупреждению, выявлению и пресечению действий (бездействия), предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
    Принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией Стороны в соответствии со своим законодательством обеспечивают эффективный контроль за экономической концентрацией в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции на территории соответствующей Стороны.
    Принцип эффективного администрирования
    Каждая Сторона обеспечивает наличие национального органа государственной власти, в компетенцию которого входит реализация антимонопольной (конкурентной) политики, что подразумевает, помимо прочего, наделение такого органа полномочиями по контролю за соблюдением запрета на антиконкурентные действия и запрета на недобросовестную конкуренцию, за экономической концентрацией, а также полномочиями по предупреждению, выявлению нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства, принятию мер по прекращению указанных нарушений и привлечению к ответственности за такие нарушения (далее - уполномоченный орган Стороны).
    Стороны информируют друг друга о полном наименовании своих уполномоченных органов в течение 30 дней после вступления в силу настоящего Соглашения.
    Принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий Стороны устанавливают в своем законодательстве эффективные санкции за совершение антиконкурентных действий в отношении хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и должностных лиц органов власти, исходя из принципов соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности, и обеспечивают контроль за их применением. При этом Стороны признают, что:
    санкции должны иметь прямое действие и применяться непосредственно за совершение антиконкурентных действий;
    в случае применения штрафных санкций наиболее высокие штрафные санкции должны устанавливаться за нарушения, представляющие наибольшую угрозу для конкуренции (ограничивающие конкуренцию соглашения, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами или субъектами рынка), при этом предпочтительны штрафные санкции, исчисляемые исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.
    Принцип информационной открытости
    Стороны обеспечивают информационную открытость проводимой ими конкурентной политики, в том числе посредством размещения сведений о деятельности уполномоченных органов Сторон в средствах массовой информации и сети Интернет с учетом положений законодательства Сторон.
    Принцип эффективного сотрудничества
    Уполномоченные органы Сторон с учетом норм своего законодательства осуществляют взаимодействие путем направления уведомлений, запросов о предоставлении информации, проведения консультаций, информирования о расследованиях (рассмотрении дел), затрагивающих интересы другой Стороны, проведения расследований (рассмотрении дел) по запросу уполномоченного органа одной из Сторон и информирования о его результатах.
  5. Раздел III.Единые правила конкуренции

  6. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (субъектов рынка)
    1.Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) - конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к:
    установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
    повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
    разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
    сокращению или прекращению производства товаров;
    отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).
    2.Запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) (за исключением вертикальных соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Соглашения), если:
    такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
    таким соглашением предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), который является конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
    3.Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением вертикальных соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Соглашения, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
    4.Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществление координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), если такая координация приводит или может привести к последствиям, перечисленным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
    5.Положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в отношении другого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) установлен прямой или косвенный контроль, а также если такие хозяйствующие субъекты (субъекты рынка) находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.
    6.Требования настоящей статьи не распространяются на соглашения об осуществлении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
    Соглашения, которые могут быть признаны допустимыми
    1.Соглашения, предусмотренные статьей 10 настоящего Соглашения, за исключением пункта 2 статьи 10, могут быть признаны допустимыми, если они не накладывают на хозяйствующие субъекты (субъекты рынка) ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения целей этих соглашений, и не создают возможность для устранения конкуренции на соответствующем товарном рынке и если хозяйствующие субъекты (субъекты рынка) докажут, что такие соглашения имеют или могут иметь своим результатом:
    содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров производства Сторон на мировом товарном рынке;
    получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), которые приобретаются соответствующими лицами от совершения таких действий.
    2.Отдельным соглашением Сторон могут быть определены случаи допустимости соглашений, соответствующих условиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи (общие исключения).
    3.Допускаются вертикальные соглашения, если:
    такие соглашения являются договорами коммерческой концессии;
    доля каждого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося участником такого соглашения, на любом товарном рынке не превышает 20 процентов.
    Запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением
    1.Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
    1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
    2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
    3) навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
    4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено соглашением Сторон;
    5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара с учетом особенностей, предусмотренных иными соглашениями Сторон;
    6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий с учетом особенностей, предусмотренных иными соглашениями Сторон;
    7) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
    2.Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается в соответствии с методикой оценки состояния конкуренции, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза, исходя из анализа следующих обстоятельств:
    1) доля хозяйствующего субъекта и ее соотношение с долями конкурентов и покупателей;
    2) возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
    3) наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;
    4) период существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
    Запрет на недобросовестную конкуренцию
    1.Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
    1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации;
    2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
    3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка).
    Штрафные санкции за нарушение правил конкуренции
    1.Недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 12000 до 20000 российских рублей; на юридических лиц - от 100000 до 500000 российских рублей.
    2.Заключение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) соглашения, недопустимого в соответствии с разделом III настоящего Соглашения, а равно участие в нем влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 российских рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100000 российских рублей, а в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100000 российских рублей.
    3.Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с разделом III настоящего Соглашения, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 российских рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100000 российских рублей, а в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 7 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100000 российских рублей.
    4.Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с разделом III настоящего Соглашения, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 российских рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100000 российских рублей, а в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100000 российских рублей.
    5.Непредставление в Комиссию Таможенного союза или уполномоченный орган Стороны сведений (информации), предусмотренных настоящим Соглашением, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 российских рублей; на должностных лиц - от 10000 до 15000 российских рублей; на юридических лиц - от 300000 до 500000 российских рублей.
    6.Штраф подлежит перечислению в бюджет той Стороны, на территории которой зарегистрирован хозяйствующий субъект (субъект рынка) - нарушитель.
    7.Штрафы, предусмотренные пунктами 1 - 4 настоящей статьи, выплачиваются хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) в национальной валюте той Стороны, на территории которой зарегистрирован хозяйствующий субъект (субъект рынка), нарушивший единые правила конкуренции, предусмотренные разделом III настоящего Соглашения, по курсу, установленному центральным (национальным) банком указанной Стороны на день принятия Комиссией Таможенного союза решения о наложении штрафа.
    8.Лицо, добровольно заявившее в Комиссию Таможенного союза и (или) уполномоченный орган Стороны о заключении им соглашения, недопустимого в соответствии с разделом III настоящего Соглашения, освобождается от ответственности за правонарушения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:
    на момент обращения лица с заявлением Комиссия Таможенного союза не располагала сведениями и документами о совершенном правонарушении;
    лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении, недопустимом в соответствии с разделом III настоящего Соглашения;
    представленные сведения и документы являются достаточными для установления события правонарушения.
    Освобождению от ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим пунктом.
    Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших соглашение, недопустимое в соответствии с разделом III настоящего Соглашения.
    9.Решение о наложении штрафа в соответствии с настоящей статьей является исполнительным документом и подлежит исполнению национальными органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц Стороны, на территории которой зарегистрирован хозяйствующий субъект (субъект рынка) - нарушитель.
  7. Раздел IV.Контроль за соблюдением единых правил конкуренции

  8. Уполномоченный орган в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства
    1.Уполномоченным органом в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции единого экономического пространства является Комиссия Таможенного союза.
    2.Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон запретов, установленных в статьях 10 - 12 настоящего Соглашения, осуществляется Комиссией Таможенного союза, если такие нарушения оказывают негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон.
    3.Комиссия Таможенного союза:
    рассматривает заявления (материалы), в том числе проводит необходимые расследования, о наличии признаков нарушения правил конкуренции, установленных в разделе III настоящего Соглашения, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон;
    возбуждает и рассматривает дела о нарушении правил конкуренции, установленных в разделе III настоящего Соглашения, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон, на основании обращений уполномоченных органов Сторон, хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) Сторон, органов власти Сторон, физических лиц или по собственной инициативе;
    выносит определения, принимает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решения, в том числе о применении санкций к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением;
    запрашивает и получает информацию, в том числе конфиденциальную информацию, необходимую для принятия ею решений;
    обращается в Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд ЕврАзЭС) с заявлением о нарушении положений настоящего Соглашения и принимает участие в рассмотрении дел этим Судом;
    осуществляет иные полномочия, необходимые для реализации положений настоящего Соглашения.
    4.Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции, порядок проведения расследований, а также рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции утверждается решением Комиссии Таможенного союза.
    Обжалование решений, принятых Комиссией Таможенного союза и уполномоченными органами Сторон
    1.Акты, действия (бездействие) Комиссии Таможенного союза в сфере конкуренции оспариваются в Суде ЕврАзЭС в порядке, предусмотренном Статутом Суда ЕврАзЭС и Соглашением об обращении в Суд ЕврАзЭС по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним.
    2.Акты, действия (бездействие) уполномоченных органов Сторон оспариваются в судебных органах Сторон в соответствии с действующим процессуальным законодательством Сторон.
    3.Дела по заявлениям об оспаривании решений уполномоченных органов Сторон по основанию нарушения подведомственности Комиссии Таможенного союза подлежат рассмотрению в Суде ЕврАзЭС.
    4.В случае если при рассмотрении дела, указанного в части 3 настоящей статьи, Суд ЕврАзЭС обнаружит нарушение уполномоченным органом Стороны подведомственности Комиссии Таможенного союза, Суд ЕврАзЭС проверяет оспариваемое решение в полном объеме, независимо от указанных в заявлении доводов.
    5.В том случае, если в суд Стороны поступило заявление об оспаривании акта уполномоченного органа Стороны и при его рассмотрении выяснится, что отношения, по которым принят такой акт, относятся к компетенции Комиссии Таможенного союза, суд Стороны приостанавливает производство по делу и направляет участников производства по делу в Суд ЕврАзЭС.
    6.В случае направления заявления об обжаловании действий (бездействия), предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи одновременно в судебный орган Стороны и Суд ЕврАзЭС, суд Стороны оставляет поступившее заявление без рассмотрения.
  9. Раздел V.Введение государственного регулирования цен на товары и услуги на территории сторон

  10. Порядок введения ценового регулирования
    1.Введение Сторонами государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях, к которым относятся, в том числе, чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, соображения национальной безопасности, при условии, что возникшие проблемы невозможно решить способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
    2.В качестве временной меры Стороны могут вводить государственное ценовое регулирование на отдельные виды социально значимых товаров на отдельных территориях на определенный срок в порядке, предусмотренном законодательством Сторон. Общий срок применения предусмотренного настоящим пунктом государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара на отдельной территории не может превышать 90 дней в течение одного года. Продление этого срока может осуществляться по согласованию с Комиссией Таможенного союза.
    3.О введении государственного ценового регулирования, предусмотренного пунктами 1 и 2 настоящей статьи, Сторона в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня принятия соответствующего решения, уведомляет Комиссию Таможенного союза и Стороны.
    4.Решение о введении государственного ценового регулирования может быть отменено Комиссией Таможенного союза в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Соглашения.
    5.Положения настоящей статьи не применяются к государственному ценовому регулированию на услуги, включая услуги субъектов естественных монополий, а также к сфере государственных закупочных и товарных интервенций.
    6.Положения настоящей статьи не применяются к случаям государственного ценового регулирования на товары, указанные в Приложении к настоящему Соглашению.
    Оспаривание действий Сторон по введению государственного ценового регулирования
    1.Решение о введении Стороной государственного ценового регулирования, предусмотренного пунктами 1 и 2 статьи 17 настоящего Соглашения, может быть отменено решением Комиссии Таможенного союза по жалобе одной из Сторон.
    Решение о введении государственного ценового регулирования может быть отменено Комиссией Таможенного союза, если данное регулирование может привести к ограничению конкуренции, в том числе к:
    к созданию барьеров входа на рынок;
    к сокращению на таком рынке числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц.
    При этом Стороной, которая оспаривает решение о введении государственного ценового регулирования, должно быть доказано, что цели введения государственного ценового регулирования возможно достичь иным способом, имеющим меньшие негативные последствия для состояния конкуренции.
    3.Комиссия Таможенного союза принимает решение по факту введения государственного ценового регулирования в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в Комиссию Таможенного союза обращения Стороны.
    4.Комиссия Таможенного союза вправе определить порядок подачи и рассмотрения обращений Сторон по фактам введения государственного ценового регулирования.
    5.Если Сторона не согласна с решением Комиссии Таможенного союза, вопрос выносится на рассмотрение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза). В этом случае решение Комиссии Таможенного союза, принятое по факту введения государственного ценового регулирования, не подлежит исполнению до его рассмотрения Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (высшим органом Таможенного союза).
  11. Раздел VI.Взаимодействие уполномоченных органов сторон

  12. Взаимодействие уполномоченных органов Сторон
    Взаимодействие уполномоченных органов Сторон в рамках реализации настоящего Соглашения осуществляется при осуществлении правоприменительной деятельности уполномоченными органами Сторон путем направления уведомлений, запросов о предоставлении информации, запросов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий, обмена информацией, координации правоприменительной деятельности Сторон, а также осуществления правоприменительной деятельности по запросу одной из Сторон.
    Взаимодействие уполномоченных органов Сторон осуществляется центральными аппаратами уполномоченных органов Сторон.
    Уведомление
    1.Каждый из уполномоченных органов Сторон уведомляет уполномоченный орган другой Стороны в случае, если им станет известно, что его правоприменительная деятельность может затронуть интересы другой Стороны в сфере защиты конкуренции.
    2.Под правоприменительной деятельностью, которая может затронуть интересы другой Стороны в сфере защиты конкуренции, Стороны понимают деятельность уполномоченных органов Сторон:
    имеющую отношение к правоприменительной деятельности другой Стороны;
    касающуюся антиконкурентных действий (за исключением сделок по слиянию или приобретению и совершения иных действий), осуществляемых в том числе на территории другой Стороны;
    касающуюся сделок (иных действий), в которых одна из сторон сделки или лицо, контролирующее одну или более сторон сделки или иным образом определяющее условия ведения ими хозяйственной деятельности, является лицом, зарегистрированным или учрежденным в соответствии с законодательством другой Стороны;
    связанную с применением мер принудительного воздействия, которые требуют осуществления или запрещают какие-либо действия на территории другой Стороны в рамках обеспечения соблюдения конкурентного законодательства.
    3.Уведомления о сделках (иных действиях) направляются:
    не позднее даты принятия уполномоченным органом уведомляющей Стороны решения о продлении срока рассмотрения сделки;
    в тех случаях, когда решение по сделке принимается без продления срока ее рассмотрения, - не позднее даты принятия решения по сделке в разумный срок, позволяющий уведомляемой Стороне выразить свое мнение по сделке.
    4.С целью обеспечения возможности принятия во внимание мнения другой Стороны уведомления по вопросам, указанным в абзацах втором, третьем и пятом пункта 2 настоящей статьи, направляются этой Стороне на стадии рассмотрения дела при обнаружении обстоятельств, о которых необходимо уведомлять другую Сторону, с соблюдением разумных сроков, дающих возможность уведомляемой Стороне высказать свое мнение, но в любом случае до принятия решения по делу или заключения мирового соглашения.
    5.Уведомление направляется в письменной форме и должно содержать информацию, достаточную для того, чтобы дать возможность уведомляемой Стороне провести предварительный анализ последствий правоприменительной деятельности уведомляющей Стороны, затрагивающей интересы уведомляемой Стороны.
    Направление запросов о предоставлении информации и документов, поручений о проведении отдельных процессуальных действий
    1.Уполномоченные органы Сторон вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, а также поручения о проведении отдельных процессуальных действий.
    2.Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий оформляются в письменной форме на бланке уполномоченного органа Стороны и должны содержать:
    1) номер соответствующего дела (при наличии), по которому запрашивается информация, подробное описание правонарушения и иных относящихся к нему фактов, юридическую квалификацию деяния в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны с приложением текста применяемого закона;
    2) имена, отчества и фамилии лиц, в отношении которых рассматриваются соответствующие дела, свидетелей, их местожительство или местопребывание, гражданство, занятие, место и дату рождения, для юридических лиц - их наименование и место нахождения (если о перечисленных сведениях имеется информация);
    3) в поручении о вручении документа - точный адрес получателя и наименование вручаемого документа;
    4) перечень сведений и действий, подлежащих представлению либо исполнению (для производства опроса необходимо указать, какие обстоятельства должны быть выяснены и уточнены, а также указать последовательность и формулировку вопросов, которые должны быть поставлены опрашиваемому).
    3.Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий могут также содержать:
    1) указание срока исполнения требуемых мероприятий;
    2) ходатайство о проведении указанных в запросе мероприятий в определенном порядке;
    3) ходатайство о предоставлении возможности представителям уполномоченных органов запрашивающей Стороны присутствовать при выполнении указанных в запросе мероприятий, а также, если это не противоречит законодательству каждой из Сторон, участвовать в их выполнении;
    4) иные ходатайства, связанные с выполнением запроса, поручения.
    4.Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельных процессуальных действий подписываются руководителем запрашивающего уполномоченного органа Стороны или его заместителем. К запросу или поручению должны быть приложены имеющиеся копии документов, на которые имеются ссылки в тексте запроса или поручения, а также иные документы, необходимые для их надлежащего исполнения.
    5.Поручения о производстве экспертиз и других процессуальных действий, исполнение которых требует дополнительных расходов для исполняющей Стороны, направляются по предварительному согласованию между уполномоченными органами Сторон.
    6.Уполномоченные органы Сторон могут отправлять процессуальные документы по почте непосредственно участникам соответствующих дел, находящимся на территории другой Стороны.
    7.Допускается направление повторного запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий при необходимости получения дополнительных сведений или уточнения информации, полученной в рамках исполнения предыдущего запроса или поручения.
    Исполнение поручений о проведении отдельных действий и запросов о предоставлении информации и документов
    1.Запрос о предоставлении информации и документов и поручение о проведении отдельных процессуальных действий исполняются в течение 1 месяца со дня их получения либо в иной срок, заранее согласованный уполномоченными органами Сторон.
    В случае необходимости обращения в иной государственный орган Стороны или к хозяйствующему субъекту запрашиваемой Стороны указанные сроки увеличиваются на время исполнения такого обращения.
    2.Запрашиваемый уполномоченный орган Стороны проводит указанные в запросе или поручении действия и отвечает на поставленные вопросы. Запрашиваемый уполномоченный орган Стороны вправе по своей инициативе провести не предусмотренные запросом или поручением действия, связанные с их исполнением.
    3.В случае невозможности исполнения запроса или поручения в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, запрашиваемый уполномоченный орган должен информировать запрашивающий уполномоченный орган Стороны о предполагаемых сроках исполнения запроса или поручения.
    4.Уполномоченные органы Сторон изучают практику исполнения запросов о предоставлении информации и документов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий, информируя друг друга о фактах ненадлежащего их исполнения.
    5.Документы, изготовленные или засвидетельствованные учреждением или специально на то уполномоченным должностным лицом в пределах их компетенции и скрепленные гербовой печатью на территории одной из Сторон, принимаются на территории других Сторон без какого-либо специального удостоверения.
    6.В оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях может быть отказано, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим интересам запрашиваемой Стороны либо противоречит ее законодательству.
    7.Каждая Сторона самостоятельно несет расходы, возникающие в связи с выполнением запросов и поручений.
    В отдельных случаях уполномоченные органы Сторон могут согласовать иной порядок осуществления расходов.
    Особенности исполнения поручений о проведении отдельных процессуальных действий
    1.Уполномоченные органы Сторон при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий производят:
    1) опрос лиц, в отношении которых ведется соответствующее дело, а также свидетелей;
    2) истребование документов, необходимых для производства по делу;
    3) осмотр;
    4) получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц;
    5) вручение документов или их копий участникам соответствующего дела;
    6) экспертизу и иные действия.
    2.Процессуальные и иные действия по соответствующим делам производятся в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.
    3.В том случае, если законодательство запрашиваемой Стороны требует для производства отдельных процессуальных действий вынесения специальных постановлений уполномоченных должностных лиц, то их вынесение производится по месту исполнения поручения.
    4.По согласованию уполномоченных органов Сторон процессуальные действия на территории запрашиваемой Стороны могут производиться в присутствии или с участием представителей уполномоченного органа запрашивающей Стороны в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.
    Обмен информацией
    1.Уполномоченные органы Сторон с учетом требований своего законодательства обмениваются информацией:
    1) о состоянии товарных рынков, подходах и практических результатах демонополизации в рамках структурной перестройки экономики, методах и опыте работы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и развитию конкуренции;
    2) о сведениях, содержащихся в национальных реестрах предприятий, занимающих доминирующее положение и осуществляющих поставку продукции на товарные рынки Сторон;
    3) о практике рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства каждой из сторон.
    2.Уполномоченные органы Сторон сотрудничают при разработке национальных законов и нормативных документов по антимонопольной политике путем предоставления информации и оказания методической помощи.
    3.Каждый из уполномоченных органов Сторон предоставляет в распоряжение уполномоченному органу другой Стороны любую информацию об антиконкурентных действиях, которой она располагает, если такая информация, по мнению уполномоченного органа направляющей Стороны, имеет отношение или может служить основанием для правоприменительной деятельности уполномоченного органа другой Стороны.
    4.Каждый из уполномоченных органов Сторон вправе направить уполномоченному органу другой Стороны запрос о предоставлении соответствующей информации с изложением обстоятельств дела, для рассмотрения которого требуется запрашиваемая информация.
    Уполномоченный орган Стороны, получивший запрос, предоставляет запрашивающему уполномоченному органу другой Стороны информацию, находящуюся в его распоряжении, если такая информация рассматривается им как имеющая отношение к правоприменительной деятельности запрашивающей Стороны.
    Запрашиваемая информация направляется в сроки, согласованные между уполномоченными органами Сторон, но не позднее 60 дней со дня получения запроса.
    Полученная информация используется только для целей соответствующего запроса или консультации и не подлежит разглашению или передаче третьим лицам без согласия уполномоченного органа Стороны, передавшего указанную информацию.
    Осуществление правоприменительной деятельности по запросу одной из Сторон
    1.В случае, если одна из Сторон полагает, что антиконкурентные действия, осуществляемые на территории другой Стороны, негативным образом затрагивают ее интересы, то она может уведомить об этом Сторону, на территории которой осуществляются антиконкурентные действия, а также может обратиться к этой Стороне с просьбой инициировать надлежащие правоприменительные действия, связанные с пресечением соответствующих антиконкурентных действий. Указанное взаимодействие осуществляется через уполномоченные органы Сторон.
    Уведомление должно содержать информацию о характере антиконкурентных действий и возможных последствиях для интересов уведомляющей Стороны, а также предложение о предоставлении дополнительной информации и об ином сотрудничестве, которое уведомляющая Сторона полномочна предложить.
    2.При получении уведомления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и после проведения переговоров между уполномоченными органами Сторон, если их проведение необходимо, уведомляемая Сторона решает вопрос о необходимости начала правоприменительных действий или расширении ранее начатых правоприменительных действий в отношении указанных в уведомлении антиконкурентных действий. Уведомляемая Сторона извещает уведомляющую Сторону о принятом решении. При осуществлении правоприменительных действий в отношении антиконкурентных действий, указанных в уведомлении, уведомляемая Сторона информирует уведомляющую Сторону о результатах соответствующих правоприменительных действий.
    При решении вопроса об инициировании правоприменительных действий уведомляемая Сторона руководствуется своим законодательством о защите конкуренции.
    Положения настоящей статьи не ограничивают права уведомляющей Стороны осуществлять правоприменительные действия, предусмотренные законодательством этой Стороны о защите конкуренции.
    Координация правоприменительной деятельности Сторон
    1.В случаях взаимной заинтересованности в осуществлении правоприменительных действий в отношении взаимосвязанных сделок (совершаемых действий) уполномоченные органы Сторон могут договориться о взаимодействии при осуществлении правоприменительных действий. При решении вопроса о взаимодействии при осуществлении правоприменительных действий уполномоченные органы Сторон принимают во внимание следующие факторы:
    1) возможность более эффективного использования направленных на правоприменительную деятельность материальных и информационных ресурсов и (или) снижения издержек, которые стороны несут в ходе осуществления правоприменительной деятельности;
    2) возможности Сторон в отношении получения информации, которая является необходимой для осуществления правоприменительной деятельности;
    3) предполагаемый результат подобного взаимодействия - увеличение возможностей взаимодействующих Сторон по достижению целей их правоприменительной деятельности.
    2.При надлежащем уведомлении другой Стороны любая из Сторон может ограничить или прекратить взаимодействие в рамках настоящего Соглашения и осуществлять правоприменительные действия независимо друг от друга в соответствии со своим законодательством.
    Конфиденциальность информации
    1.Информация и документы, предоставленные в рамках взаимодействия по вопросам, указанным в статьях 19 - 26 настоящего Соглашения, носят конфиденциальный характер и могут быть использованы исключительно в целях, предусмотренных настоящим Соглашением. Использование и передача третьим лицам информации для других целей возможны только по письменному согласию уполномоченного органа Стороны, который их предоставил.
    2.Каждая Сторона обеспечивает защиту информации, документов и других сведений, в том числе персональных данных, предоставляемых уполномоченным органом другой Стороны.
  13. Раздел VII.Реализация соглашения

  14. Этапы реализации Соглашения
    Реализация настоящего Соглашения происходит с соблюдением последовательности следующих этапов:
    создание необходимой нормативной базы для функционирования уполномоченного органа в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции в рамках Единого экономического пространства и для осуществления обжалования его решений в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Соглашения;
    гармонизация законодательства каждой из Сторон в порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего Соглашения;
    передача Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон единых правил конкуренции, нарушение которых оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон, в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Соглашения.
    Создание необходимой нормативной базы для осуществления контроля за соблюдением единых правил конкуренции
    1.В течение 12 месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения Комиссия Таможенного союза утверждает:
    1) методику оценки состояния конкуренции;
    2) методику определения монопольно высоких (низких) цен;
    3) методику расчета и порядок наложения штрафов, предусмотренных настоящим Соглашением;
    4) в случае необходимости особенности применения правил конкуренции в различных отраслях экономики;
    5) порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции;
    6) порядок проведения расследования нарушения правил конкуренции;
    7) порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции;
    8) порядок взаимодействия, в том числе информационного, Комиссии Таможенного союза и уполномоченных органов Сторон;
    9) функции и структуру подразделения Комиссии Таможенного союза, обеспечивающего проведение расследований и подготовку материалов дел о нарушении правил конкуренции, установленных разделом III настоящего Соглашения, численность и статус такого подразделения, требования к персоналу, регламент работы и порядок финансирования его деятельности;
    10) иные документы, необходимые для обеспечения реализации единых правил конкуренции.
    2.В течение 12 месяцев с даты вступления в силу настоящего Соглашения Стороны обеспечивают формирование в рамках Суда ЕврАзЭС состава по рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции.
    Гармонизация законодательства каждой из Сторон
    1.Стороны приводят свое законодательство в соответствие с принципами и правилами конкуренции, установленными разделами II и III настоящего Соглашения.
    2.В целях гармонизации законодательства каждой из Сторон в области конкурентной политики Комиссия Таможенного союза своим решением по представлению Сторон устанавливает, какие нормативные правовые акты Сторон в этой области подлежат изменению или принятию, а также определяет последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства каждой из Сторон в этой сфере, а также устанавливает срок (не более 18 месяцев с момента вступления в силу настоящего Соглашения), в течение которого Стороны приводят свое законодательство в соответствие с принципами и правилами конкуренции, установленными разделами II и III настоящего Соглашения.
    В этот же срок Стороны обеспечивают разработку и принятие модельного закона о конкуренции.
    Этапы передачи Комиссии Таможенного союза полномочий Сторон по контролю за соблюдением единых правил конкуренции
    1.Стороны осуществляют передачу Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон единых правил конкуренции в части соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию, которая оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон, не позднее чем через 20 месяцев со дня вступления в силу настоящего Соглашения при условии выполнения требований статей 29 и 30 настоящего Соглашения.
    Передача Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон единых правил конкуренции в части соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию в части, затрагивающей вопросы исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществляется только после разработки и принятия Сторонами соглашения о единых правилах регулирования в сфере защиты интеллектуальной собственности.
    2.Стороны осуществляют передачу Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон единых правил конкуренции в части соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон, не позднее чем через 22 месяца со дня вступления в силу настоящего Соглашения при условии выполнения требований статей 29 и 30 настоящего Соглашения.
    3.Стороны осуществляют передачу Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон единых правил конкуренции в части соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон, не позднее чем через два года со дня вступления в силу настоящего Соглашения при условии выполнения требований статей 29 и 30 настоящего Соглашения.
    4.До передачи Комиссии Таможенного союза в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи полномочий по рассмотрению дел о нарушении правил конкуренции, установленных разделом III настоящего Соглашения, обеспечение контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон указанных правил конкуренции осуществляется уполномоченными органами Сторон в соответствии с законодательством каждой из Сторон.
    Уполномоченные органы Сторон всемерно содействуют уполномоченному органу Стороны, рассматривающему дело о нарушении правил конкуренции, установленных разделом III настоящего Соглашения, в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего Соглашения.
    При осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон правил конкуренции уполномоченные органы Сторон руководствуются настоящим Соглашением и законодательством каждой из Сторон в части, не урегулированной настоящим Соглашением.
    5.До передачи Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Сторон правил конкуренции, установленных разделом III настоящего Соглашения, нарушение которых оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон, Комиссия наблюдает за обеспечением уполномоченными органами Сторон соблюдения единых правил конкуренции.
    6.Передача Комиссии Таможенного союза полномочий Сторон по контролю за соблюдением единых правил конкуренции оформляется решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза), в котором фиксируется факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 настоящего Соглашения, необходимых для передачи соответствующего полномочия.
    7.Передача Комиссии Таможенного союза полномочий, предусмотренных настоящей статьей, происходит при условии вступления в силу соглашения Сторон, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Комиссией Таможенного союза своих полномочий.
  15. Раздел VIII.Заключительные положения

  16. Конкурентная политика Сторон в отношении третьих стран
    Стороны проводят согласованную конкурентную политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках Сторон.
    Разрешение споров
    Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются Сторонами путем консультаций, а в случае отказа Стороны от проведения консультаций или недостижения в ходе их проведения взаимоприемлемого решения Сторона, чьи интересы нарушены, вправе обратиться в Суд ЕврАзЭС.
    Внесение изменений в Соглашение
    По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
    Порядок вступления в силу Соглашения, присоединения к Соглашению и выхода из него
    Настоящее Соглашение подлежит ратификации.
    Настоящее Соглашение, за исключением статьи 16 настоящего Соглашения, вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
    Статья 16 настоящего Соглашения вступает в силу только после соблюдения условий, предусмотренных статьями 29, 30, пунктами 1 - 3 и 7 статьи 31 настоящей настоящего Соглашения.
    Любая из Сторон настоящего Соглашения может выйти из него, направив депозитарию по дипломатическим каналам письменное уведомление о таком своем намерении не менее чем за 6 месяцев до даты выхода.
    Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, и с согласия всех Сторон.
    Совершено в городе Москве 9 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
    Подлинный экземпляр настоящего Протокола хранится у депозитария, функции которого осуществляет Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества.
    (Подписи)