Государства-участники
Соглашение от 09 июля 1976 года

О создании Международного научно-исследовательского института проблем управления

Принято
Правительствами государств-участников Соглашения
09 июля 1976 года
    Правительство Народной Республики Болгарии, Правительство Венгерской Народной Республики, Правительство Германской Демократической Республики, Правительство Республики Куба, Правительство Монгольской Народной Республики, Правительство Польской Народной Республики, Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Чехословацкой Социалистической Республики,
    руководствуясь принципами равноправия, взаимного уважения, независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние дела, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи,
    исходя из положений Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ,
    принимая во внимание, что вопросы совершенствования управления в условиях дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции приобретают особо важное значение,
    желая обеспечить условия для всемерного ускорения научно - технического прогресса и повышения эффективности научно - исследовательских работ,
    придавая большое значение совместной разработке проблем теории и практики организации и управления социалистическим общественным производством,
    решили заключить настоящее Соглашение.
    Статья I
    Договаривающиеся Стороны учреждают Международный научно - исследовательский институт проблем управления, в дальнейшем именуемый "Институт".
    Местопребывание Института - г. Москва, СССР.
    Статья II
    1.Институт является международной научно-исследовательской организацией. Институт имеет целью осуществление комплексных исследований и разработок в области теории и практики организации и управления социалистическим общественным производством, его отраслям и звеньям, изучения и обобщения практики и передового опыта управления в социалистических странах, а также изучения мирового опыта в области управления в интересах использования отдельных элементов практики управления других стран.
    2.Деятельность Института осуществляется в соответствии с настоящим Соглашением, а также с учетом рекомендаций органов СЭВ по вопросам, относящимся к работе Института.
    Институт координирует свою деятельность с работой органов СЭВ, Межправительственной комиссии по сотрудничеству социалистических стран в области вычислительной техники, Совещания представителей академий наук социалистических стран, а также других международных научно-технических и экономических организаций социалистических стран.
    3.Порядок взаимоотношений Совета Экономической Взаимопомощи с Международным научно-исследовательским институтом проблем управления определяется протоколом, заключаемым между ними.
    Институт представляет ежегодные информации о результатах проведенных исследований Комитету СЭВ по научно-техническому сотрудничеству.
    Статья III
    Основными задачами Института являются:
    проведение научных исследований и разработок для стран - Договаривающихся Сторон в области теории и практики организации и управления социалистическим общественным производством;
    координация научно-исследовательской деятельности организаций стран - Договаривающихся Сторон в области проблем управления, представляющих взаимный интерес;
    осуществление консультативной деятельности для организаций стран - Договаривающихся Сторон и передача передового опыта в области управления;
    оказание помощи странам - Договаривающимся Сторонам в области внедрения прогрессивных форм и методов организации и управления социалистическим общественным производством;
    разработка проектов и методических положений по организации управления отдельными системами для организаций стран - Договаривающихся Сторон и национальных организаций третьих стран по заказам (на договорной основе);
    редакционно-издательская и информационная деятельность.
    Статья IV
    Институт выполняет возложенные на него задачи:
    а) собственными силами в соответствии с утвержденным планом работы;
    б) в сотрудничестве с заинтересованными организациями стран - Договаривающихся Сторон, а также с организациями других стран на договорной основе;
    в) при участии специалистов, привлекаемых из стран - Договаривающихся Сторон по контрактам или в виде исключения по совместительству;
    г) посредством установления контактов с неправительственными международными и национальными организациями третьих стран;
    д) путем организации и проведения международных научных конференций, симпозиумов и совещаний.
    Статья V
    Договаривающиеся Стороны будут содействовать:
    активному участию организаций своих стран в осуществлении программ сотрудничества по координируемым Институтом исследованиям в области управления, в использовании полученных результатов, а также их внедрении в практическую деятельность;
    предоставлению Институту через соответствующие организации стран информации, необходимой для выполнения работ, связанных с деятельностью Института, в соответствии с порядком, установленным в странах;
    проведению совместных работ научно-исследовательских организаций своих стран с Институтом, выделяя в этих целях головные научно-исследовательские организации;
    направлению для работы в Институт высококвалифицированных специалистов.
    Статья VI
    Институт является юридическим лицом страны местопребывания.
    На территориях стран - Договаривающихся Сторон Институт пользуется правоспособностью, необходимой для осуществления возложенных на него функций. По вопросам, не урегулированным настоящим Соглашением, правоспособность Института и его деятельность определяются законодательством страны местопребывания Института.
    Институт для выполнения возложенных на него задач имеет право:
    заключать договоры;
    приобретать, арендовать и отчуждать имущество;
    выступать в качестве истца и ответчика в суде и в арбитраже.
    Статья VII
    1.Высшим органом руководства деятельностью Института является Совет, который состоит из постоянных представителей, назначаемых компетентными органами стран - Договаривающихся Сторон.
    В состав Совета от каждой страны - Договаривающейся Стороны входит по одному члену. Директор Института входит в состав Совета с правом совещательного голоса.
    2.Совет:
    утверждает Устав Института, изменения и дополнения к Уставу;
    утверждает Положение об условиях труда сотрудников Института и вносит в него изменения и дополнения;
    принимает Положение о порядке работы Совета, а также вносит в него дополнения и изменения;
    утверждает основные направления и перспективные планы развития деятельности Института, а также темы научно-исследовательских работ после предварительного согласования их с органами СЭВ;
    утверждает по представлению директора Института планы работы Института и его бюджет после предварительного согласования их с органами СЭВ;
    утверждает общую схему должностей сотрудников Института, общую численность основного научного персонала Института и квоты по странам;
    утверждает по уполномочию Договаривающихся Сторон предложения об изменении шкалы долевого участия стран в финансировании деятельности Института;
    назначает и освобождает директора Института;
    назначает и освобождает по представлению директора Института заместителей директора. Заместители директора назначаются из числа кандидатов, рекомендуемых членами Совета;
    рассматривает и утверждает ежегодные отчеты директора Института о деятельности Института;
    устанавливает сроки уплаты взносов на содержание Института;
    осуществляет организацию и координацию научных исследований в области проблем управления общественным производством, представляющих взаимный интерес для стран - Договаривающихся Сторон в рамках "Плана сотрудничества стран - членов СЭВ при проведении научных и технических исследований...";
    утверждает по представлению директора Института состав Ученого совета Института;
    назначает членов Ревизионной комиссии и определяет порядок ее деятельности;
    рассматривает вопросы, связанные с приемом новых членов Института;
    рассматривает другие вопросы, вытекающие из настоящего Соглашения.
    3.По вопросам, входящим в его компетенцию, Совет принимает решения. Решения Совета вступают в силу со дня подписания протокола заседания, кроме случаев, когда по заявлению члена Совета, внесенному в протокол, решение нуждается в утверждении компетентных органов его страны.
    4.Решения, касающиеся утверждения, изменения и дополнения Устава Института, Положения о порядке работы Совета Института, Положения об условиях труда сотрудников Института, общей суммы ежегодного бюджета, утверждение общей численности основного научного персонала и распределения квот по странам, а также предложений об изменении шкалы долевого участия, требуют единогласия в Совете.
    По другим вопросам решения принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов Совета.
    Решения Совета по вопросам организации и координации научных исследований в области проблем управления, представляющих взаимный интерес для стран - Договаривающихся Сторон в рамках "Плана сотрудничества стран - членов СЭВ при проведении научных и технических исследований...", распространяются на те страны - Договаривающиеся Стороны, представители которых голосовали за принятие указанных решений.
    Статья VIII
    1.Институт возглавляет директор.
    В своей работе директор Института и его заместители руководствуются настоящим Соглашением, Уставом Института и решениями Совета. Директор подотчетен в своей деятельности Совету.
    2.Директор Института несет ответственность за деятельность Института.
    Статья IX
    Директор Института:
    осуществляет общее руководство деятельностью Института;
    руководит подготовкой основных направлений и перспективных планов научных исследований и разработок;
    подготавливает предложения по проекту ежегодного бюджета Института;
    утверждает годовые планы научных исследований и разработок;
    заключает договоры и контракты;
    утверждает структуру и штаты Института в пределах бюджета, фонда заработной платы и схемы должностных окладов;
    назначает и освобождает работников Института в соответствии с Положением об условиях труда сотрудников Института;
    принимает специалистов стран - Договаривающихся Сторон и третьих стран для выполнения отдельных работ, в которых заинтересован Институт;
    устанавливает и изменяет заработную плату сотрудникам всех категорий в пределах должностных окладов, утверждаемых Советом, а также устанавливает для отдельных работников персональные надбавки в размере до 50% к основному окладу в пределах сумм, утвержденных сметой на эти цели;
    премирует отдельных сотрудников или научные коллективы Института;
    представляет Институт в рамках своей компетенции и прав перед организациями, учреждениями и предприятиями стран - Договаривающихся Сторон и других стран, а также перед другими международными организациями;
    создает в случае необходимости из числа сотрудников Института и из привлеченных специалистов временные группы;
    утверждает правила, регулирующие внутреннюю деятельность Института;
    издает приказы и распоряжения в рамках своей компетенции;
    является распорядителем денежных средств Института.
    Статья X
    В качестве консультативного органа в Институте создается Ученый совет из числа ведущих ученых и специалистов стран - Договаривающихся Сторон в области науки и практики управления, как правило, из числа сотрудников Института.
    Статья XI
    Ученый совет Института:
    обсуждает направления научной деятельности Института;
    рассматривает вопросы совершенствования структуры и деятельности Института;
    рассматривает проекты планов научно-исследовательских работ, издания научных трудов, трудов научных совещаний и конференций;
    рассматривает отчеты о важнейших результатах научной деятельности Института;
    обсуждает отдельные научные проблемы и научные доклады;
    обсуждает вопросы координации деятельности и сотрудничества с другими научными учреждениями;
    заслушивает отчеты руководителей подразделений Института и отдельных ученых о проделанной работе;
    обсуждает другие вопросы научного характера, вносимые на его рассмотрение директором Института.
    В случае необходимости Ученый совет по предложению директора Института создает секции Совета по проблемам.
    Статья XII
    Общая численность основного научного персонала Института определяется Советом и распределяется между странами - Договаривающимися Сторонами по квотам на период до трех лет с последующим пересмотром. Общая численность и состав научно-технического и административного персонала определяется директором Института в пределах бюджета, фонда заработной платы и общей схемы должностных окладов, утверждаемых Советом. Вакантные квотные должности основного научного персонала в случае их незамещения в течение шести месяцев могут быть по решению директора Института временно замещены специалистами из других стран. Вакантные должности научно-технического и административного персонала замещаются решением директора Института по рекомендации соответствующих организаций стран - Договаривающихся Сторон.
    Статья XIII
    Институт издает журнал по проблемам теории и практики управления.
    Статья XIV
    1.Финансирование деятельности Института осуществляется в соответствии с бюджетом, составляемым на каждый календарный год.
    2.В бюджете учитываются взносы стран - Договаривающихся Сторон в соответствии с размером их долевого участия, доходы Института от оказания им любого вида услуг, предоставляемых за оплату на договорных началах, а также расходы, связанные с содержанием Института и выполнением им плана работы на соответствующий год.
    3.Бюджет Института составляется в валюте страны его местонахождения и включает в себя все расходы, связанные с его деятельностью. В бюджете могут предусматриваться суммы в переводных рублях и конвертируемой валюте для закупки необходимого оборудования и приборов и для других расходов в этих валютах.
    4.Размер долевого участия стран - Договаривающихся Сторон определяется Протоколом, который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
    5.Расходы по выполнению на договорной основе отдельных работ, в которых заинтересованы одна или несколько стран - Договаривающихся Сторон, оплачиваются заказчиками, а также заинтересованными странами на условиях, определяемых Советом.
    6.Расходы по содержанию участников совещаний и заседаний, связанных с выполнением задач Института, в том числе заседаний Совета, Ревизионной комиссии, несет страна, командирующая своих представителей и других участников на эти заседания и совещания.
    7.Расходы, связанные с предоставлением помещений, а также технических средств, необходимых для проведения заседаний и совещаний, несет страна, в которой проводятся эти заседания и совещания, за исключением тех случаев, когда такие заседания и совещания проводятся в помещениях Института. В этих случаях указанные расходы относятся за счет бюджета Института.
    Статья XV
    1.Контроль за финансовой деятельностью Института осуществляется Ревизионной комиссией, которая подчинена Совету и состоит из трех членов, назначаемых Советом сроком на 3 года. Члены Ревизионной комиссии избирают из своего состава председателя, разрабатывают порядок деятельности Комиссии и представляют его на утверждение Совета.
    2.Ревизионная комиссия определяет правильность расходования денежных средств и обращения с имуществом и оборудованием, ведения бухгалтерского учета и кассовых дел, а также бухгалтерской отчетности.
    3.Члены Ревизионной комиссии не могут занимать каких-либо должностей в Институте.
    4.Директор Института обязан создавать Ревизионной комиссии необходимые условия для работы и предоставлять в ее распоряжение нужные материалы и документы.
    Статья XVI
    Страны - Договаривающиеся Стороны имеют право на безвозмездное использование в пределах своей территории полученных в Институте результатов. Условия передачи результатов в третьи страны определяются Советом.
    Условия использования результатов работ, выполняемых Институтом на договорной основе, определяются по договорам (контрактам) с заказчиками.
    Права на использование результатов, выполненных на уровне изобретений, определяются соглашениями, действующими по этому вопросу между странами - Договаривающимися Сторонами.
    Статья XVII
    Имущество Института не подлежит изъятию в административном порядке.
    Институт освобождается от прямых налогов и сборов, как общегосударственных, так и местных, за исключением платежей за коммунальные и другие подобные услуги.
    Институт освобождается от таможенных сборов и ограничений при вывозе и ввозе предметов, предназначенных для служебного пользования.
    Статья XVIII
    1.Условия труда сотрудников Института определяются законодательством страны его местопребывания, настоящим Соглашением, а также Положением об условиях труда сотрудников Института.
    2.Привилегии и иммунитеты представителей Договаривающихся Сторон в Совете и сотрудников Института будут установлены дополнительным соглашением.
    Статья XIX
    Сотрудники Института, не являющиеся гражданами страны его местопребывания, а также члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями, коммунальными услугами и медицинской помощью на условиях, применяемых для граждан страны местопребывания Института.
    Статья XX
    С согласия всех Договаривающихся Сторон к настоящему Соглашению могут присоединиться и другие страны. Присоединение считается состоявшимся со дня получения депозитарием настоящего Соглашения согласия на это всех Договаривающихся Сторон.
    Организации стран, не являющихся участницами Соглашения, могут сотрудничать с Институтом на основе заключенных с ним договоров о сотрудничестве. Такие договоры требуют единогласного утверждения Советом.
    Статья XXI
    Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из их членства в других международных организациях и из заключенных ими других международных соглашений.
    Статья XXII
    Настоящее Соглашение подлежит утверждению компетентными органами каждой из Договаривающихся Сторон и вступает в силу по истечении 30 дней со дня передачи депозитарию последнего документа об утверждении настоящего Соглашения, о чем депозитарий уведомит все Договаривающиеся Стороны.
    Настоящее Соглашение будет временно введено в действие по истечении 60 дней с момента подписания, если оно на эту дату не вступит в силу согласно первому абзацу настоящей статьи.
    Статья XXIII
    Настоящее Соглашение заключено на неограниченный срок.
    Оно может быть изменено с согласия всех Договаривающихся Сторон. Изменения вступают в силу в соответствии со статьей XXII настоящего Соглашения.
    Каждая Договаривающаяся Сторона может отказаться от участия в настоящем Соглашении, сообщив об этом депозитарию настоящего Соглашения до конца февраля каждого года. Отказ от участия в настоящем Соглашении вступает в силу для этой страны с 1 января следующего года.
    Отказ от участия в Соглашении не освобождает Договаривающуюся Сторону и ее организации от выполнения обязательств, принятых ими ранее на основе Соглашения.
    Статья XXIV
    Институт может быть ликвидирован по единогласному решению всех Договаривающихся Сторон, которые определяют порядок и сроки его ликвидации.
    Статья XXV
    Официальными языками Института являются языки стран - Договаривающихся Сторон.
    Рабочим языком является русский язык.
    Статья XXVI
    Настоящее Соглашение будет сдано на хранение Правительству Союза Советских Социалистических Республик, которое будет выполнять функции депозитария.
    Настоящее Соглашение подписано 9 июля 1976 г. в Берлине.
    Соглашение составлено в одном экземпляре на русском языке, и заверенные копии Соглашения будут разосланы депозитарием всем Договаривающимся Сторонам.
    В удостоверение чего уполномоченные представители Договаривающихся Сторон подписали настоящее Соглашение.
    (Подписи)