Государства-участники
Положение от 21 ноября 1947 года

О Комиссии международного права

Принято
Договаривающимися сторонами
21 ноября 1947 года
    1.Комиссия международного права имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
    2.Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но она может рассматривать и вопросы международного частного права.
  1. Глава I.Организация комиссии международного права

  2. 1.Комиссия состоит из тридцати четырех членов, являющихся лицами с признанным авторитетом в области международного права.

    --------------------------------
    <1> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 36/39 Генеральной Ассамблеи от 18 ноября 1981 г.


    2.В составе Комиссии не должно быть двух граждан одного и того же государства.
    3.В случае двойного гражданства кандидат считается гражданином того государства, в котором он обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.
    Члены Комиссии избираются Генеральной Ассамблеей из числа лиц, внесенных в список по предложению правительств государств-членов Организации Объединенных Наций.
    Каждое государство-член Организации может выставить не более четырех кандидатов, из которых два могут быть гражданами выставляющего их государства и два - гражданами других государств.
    Имена кандидатов представляются правительствами Генеральному секретарю в письменной форме до первого июня того года, в который состоятся выборы, при условии, что в исключительных случаях правительство может заменить кандидата, которого оно предложило до первого июня, другим кандидатом, которого она объявляет не позднее чем за тридцать дней до открытия сессии Генеральной Ассамблеи.
    Генеральный секретарь в кратчайший срок сообщает правительствам государств-членов Организации имена представленных кандидатов, а также такие сведения об их деловых качествах, которые могут быть представлены предлагающими этих кандидатов правительствами.
    Генеральный секретарь составляет список, о котором говорится в статье 3 и который содержит расположенные в алфавитном порядке имена всех должным образом предложенных кандидатов, и представляет этот список Генеральной Ассамблее для проведения выборов.
    При избрании избиратели должны иметь в виду, что каждое избранное в Комиссию лицо в отдельности должно удовлетворять всем предъявленным требованиям и что весь состав Комиссии в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.
    1.Избранными считаются, в максимальных пределах, установленных для каждой региональной группы, кандидаты, получившие наибольшее число голосов и, по меньшей мере, большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Организации.

    --------------------------------
    <2> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 36/39 Генеральной Ассамблеи от 18 ноября 1981 г.


    2.В случае если большинство голосов было подано более чем за одного гражданина того же государства, избранным считается тот, за которого было подано наибольшее число голосов, а если голоса делятся поровну, избранным считается старший по возрасту кандидат.
    Члены Комиссии избираются на пять лет. Они могут быть переизбраны.

    --------------------------------
    <3> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 985 (X) от 3 декабря 1955 г.


    Если оказывается случайная вакансия, Комиссия сама заполняет эту вакансию с должным учетом положений, содержащихся в статьях 2 и 8 настоящего Положения.
    Комиссия заседает в Европейском отделении Организации Объединенных Наций в Женеве. Комиссия, однако, имеет право после консультации с Генеральным секретарем проводить заседания в других местах.

    --------------------------------
    <4> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 984 (X) от 3 декабря 1955 г.


    Членам Комиссии оплачиваются путевые расходы; кроме того, они получают особое вознаграждение, размер которого определяется Генеральной Ассамблеей.

    --------------------------------
    <5> Текст изменен в соответствии с Резолюцией 485 (V) от 12 декабря 1950 г.


    Генеральный секретарь в меру своих возможностей представляет в распоряжение Комиссии персонал и все средства обслуживания, необходимые Комиссии для выполнения ею своей задачи.
  3. Глава II.Функции комиссии международного права

  4. В последующих статьях выражение "прогрессивное развитие международного права" для удобства употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Равным образом, выражение "кодификация международного права" для удобства употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.
    A.Прогрессивное развитие международного права
    Когда Генеральная Ассамблея передает Комиссии предложение, касающееся прогрессивного развития международного права, Комиссия в общем придерживается следующей процедуры:
    a) она назначает одного из своих членов докладчиком;
    b) она составляет план работы;
    c) она рассылает правительствам вопросник и просит их представить ей в определенный срок информацию и данные, относящиеся к вопросам, включенным в план работы;
    d) она может назначить некоторых из своих членов для работы вместе с докладчиком по подготовке проектов до получения ответов на этот вопросник;
    e) она может консультироваться с научными учреждениями и отдельными экспертами; при этом не требуется, чтобы эти эксперты непременно были гражданами государств-членов Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь в случае необходимости и в рамках бюджета оплачивает расходы по таким консультациям экспертов;
    f) она рассматривает проекты, представляемые докладчиком;
    g) когда Комиссия признает какой-либо проект удовлетворительным, она просит Генерального секретаря избрать его в качестве документа Комиссии. Этому документу Секретариат обеспечивает необходимое распространение вместе с такими пояснительными и вспомогательными материалами, какие Комиссия считает нужными. Публикация включает всю информацию, представленную Комиссии в ответ на вопросник, о котором упоминается выше, в пункте "c";
    h) Комиссия просит правительства представить в разумные сроки свои замечания по данному документу;
    i) докладчик и назначенные для этого члены Комиссии вновь рассматривают проект с учетом этих замечаний и подготавливают окончательный проект и пояснительный доклад, которые они представляют Комиссии для рассмотрения и утверждения;
    j) Комиссия представляет утвержденный ею проект и свои рекомендации Генеральной Ассамблее через Генерального секретаря.
    1.Комиссия рассматривает также передаваемые ей с этой целью Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций, представляемые государствами-членами Организации Объединенных Наций, главными органами Организации Объединенных Наций, кроме Генеральной Ассамблеи, специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
    2.Если в таких случаях Комиссия считает целесообразным приступить к изучению таких предложений или проектов, то она в основном придерживается следующей процедуры:
    a) Комиссия составляет план работы, изучает такие предложения и проекты и сравнивает их с другими предложениями и проектами по тем же вопросам;
    b) Комиссия рассылает вопросник всем членам Организации Объединенных Наций, а также тем из вышеупомянутых органов, специализированных учреждений и официальных органов, которых это касается, и просит их представить в разумные сроки свои замечания;
    c) Комиссия представляет доклад и свои рекомендации Генеральной Ассамблее. До этого она может также, если сочтет целесообразным, представить предварительный доклад тому органу или учреждению, от которого исходит предложение или проект;
    d) если Генеральная Ассамблея предложит Комиссии продолжать работу в соответствии с предложенным планом, то применяется процедура, указанная в статье 16. Однако может не быть необходимости в вопроснике, упомянутом в пункте "c" этой же статьи.
    B.Кодификация международного права
    1.Комиссия делает обзор всей области международного права с целью выбора тем для кодификации, имея при этом в виду уже существующие проекты, будь то правительственные или нет.
    2.Когда Комиссия признает кодификацию по данному вопросу необходимой и желательной, она представляет свои рекомендации Генеральной Ассамблее.
    3.Просьбы Генеральной Ассамблеи рассмотреть тот или иной вопрос выполняются Комиссией в первую очередь.
    1.Комиссия принимает план работы, соответствующий каждому отдельному случаю.
    2.Комиссия обращается через Генерального секретаря к правительствам с обстоятельной просьбой направить ей тексты законов, декретов, судебных решений, договоров, дипломатической переписки и иного рода документов, имеющих отношение к изучаемому ею вопросу и представляющихся ей необходимыми.
    Комиссия готовит свои проекты в форме статей и представляет их Генеральной Ассамблее с комментариями, содержащими:
    a) соответствующее изложение прецедентов и других относящихся к делу данных, включая договоры, судебные решения и доктрину;
    b) выводы относительно:
    i) степени согласия по каждому моменту в практике государств и доктрине;
    ii) существующих расхождений и разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения.
    1.Когда Комиссия признает какой-либо проект удовлетворительным, она просит Генерального секретаря издать его в качестве документа Комиссии. Этому документу Секретариат обеспечивает необходимое распространение вместе с такими объяснениями и вспомогательными материалами, какие Комиссия может счесть необходимыми. Публикация включает всю информацию, представленную Комиссии правительствами в соответствии со статьей 19. Комиссия решает, следует ли включать в публикацию мнения того или иного научного учреждения или отдельных экспертов, запрошенные Комиссией.
    2.Комиссия просит правительства представить в разумные сроки замечания по данному документу.
    С учетом таких замечаний Комиссия подготавливает окончательный проект и пояснительный доклад, которые она через Генерального секретаря представляет вместе со своими рекомендациями Генеральной Ассамблее.
    1.Комиссия может рекомендовать Генеральной Ассамблее:
    a) не принимать никакого решения, поскольку доклад уже опубликован;
    b) принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции;
    c) рекомендовать проект государствам-членам Организации с целью заключения конвенции;
    d) созвать конференцию для заключения конвенции.
    2.Во всех случаях, когда Генеральная Ассамблея сочтет целесообразным, она может вернуть Комиссии проекты для пересмотра или новой редакции.
    Комиссия рассматривает способы и средства, делающие более доступными свидетельства из области обычного международного права, такие как сбор и публикация документов, касающихся практики государств, и судебных решений национальных и международных судов по вопросам международного права, и представляет Генеральной Ассамблее доклад по этому вопросу.
  5. Глава III.Сотрудничество с другими органами

  6. 1.Комиссия может консультироваться, если она сочтет необходимым, с любым органом Организации Объединенных Наций по любому вопросу, который входит в компетенцию этого органа.
    2.Все документы Комиссии, рассылаемые правительствам Генеральным секретарем, рассылаются также заинтересованным органам Организации Объединенных Наций. Эти органы могут направлять в Комиссию любую информацию или делать ей любые предложения.
    1.Комиссия может консультироваться с любой международной или национальной организацией, официальной или неофициальной, по любому порученному ей вопросу, если она сочтет, что такая процедура может помочь ей в осуществлении ее функций.
    2.Для распространения документов Комиссии Генеральный секретарь после консультации с Комиссией составляет список национальных международных организаций, занимающихся вопросами международного права. Генеральный секретарь исходит из необходимости включить в этот список хотя бы одну национальную организацию каждого из членов Организации Объединенных Наций.
    3.При применении положений настоящей статьи Комиссия и Генеральный секретарь руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи и других главных органов Организации Объединенных Наций, касающимися отношений с франкистской Испанией, и исключают как из консультаций, так и из списка организации, сотрудничавшие с нацистами и фашистами.
    4.Признается целесообразность консультаций между Комиссией и межправительственными организациями, задачей которых является кодификация международного права, такими как организации, входящие в Панамериканский союз.