Государства-участники
Протокол от 13 декабря 2007 года № 1

Протокол N 1 о роли национальных парламентов в Европейском Союзе

Принят
Договаривающимися сторонами
13 декабря 2007 года

    --------------------------------
    <*> Перевод к.ю.н. Четверикова А.О.
    <**> Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором взамен одноименного протокола 1997 г. - Прим. перев.


    Высокие Договаривающиеся Стороны,
    напоминая о том, что способ осуществления национальными парламентами контроля за своими правительствами по вопросам, связанным с деятельностью Европейского Союза, определяется в рамках собственной конституционной организации и практики каждого государства-члена;
    желая содействовать более активному участию национальных парламентов в деятельности Европейского Союза и усилить их способность к выражению своей точки зрения в отношении проектов законодательных актов Европейского Союза, а также в отношении других вопросов, которые могут представлять для них особый интерес,
    согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском Союзе, Договору о функционировании Европейского Союза и Договору об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии:
  1. Раздел I.Информация, предназначаемая для национальных парламентов

  2. Консультационные документы Комиссии (зеленые книги, белые книги и сообщения) при их опубликовании непосредственно передаются Комиссией национальным парламентам. Комиссия также передает национальным парламентам ежегодную законодательную программу и любой иной документ, относящийся к программированию законодательной деятельности или к политической стратегии, - одновременно с передачей Комиссией этих документов Европейскому парламенту и Совету.
    Проекты законодательных актов, адресуемые Европейскому парламенту и Совету, передаются национальным парламентам.
    В целях настоящего Протокола термин "проект законодательного акта" обозначает предложения Комиссии, инициативы группы государств-членов, инициативы Европейского парламента, запросы Суда, рекомендации Европейского центрального банка и запросы Европейского инвестиционного банка, направленные на принятие законодательного акта.
    Проекты законодательных актов, исходящие от Комиссии, непосредственно передаются Комиссией национальным парламентам - одновременно с их передачей Европейскому парламенту и Совету.
    Проекты законодательных актов, исходящие от Европейского парламента, непосредственно передаются Европейским парламентом национальным парламентам.
    Проекты законодательных актов, исходящие от группы государств-членов, от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, передаются национальным парламентам Советом.
    Согласно процедуре, предусмотренной Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности, национальные парламенты могут направлять в адрес председателей Европейского парламента, Совета и Комиссии мотивированное заключение по поводу соответствия проекта законодательного акта принципу субсидиарности.
    Если проект законодательного акта исходит от группы государств-членов, то Председатель Совета передает мотивированное заключение (мотивированные заключения) правительствам этих государств-членов.
    Если проект законодательного акта исходит от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, то Председатель Совета передает мотивированное заключение (мотивированные заключения) соответствующему институту или органу.
    Срок в восемь недель выдерживается между тем моментом, когда проект законодательного акта представляется в распоряжение национальных парламентов на официальных языках Союза, и днем, когда данный проект включается в предварительную повестку дня Совета с целью его принятия или принятия по нему позиции в рамках законодательной процедуры <*> . Возможны исключения в экстренных случаях, мотивы которых излагаются в акте или в позиции Совета. Иначе как в экстренных случаях, надлежащим образом обоснованных, никакое соглашение по проекту законодательного акта не может констатироваться на протяжении этих восьми недель. Иначе как в экстренных случаях, надлежащим образом обоснованных, срок в десять дней выдерживается между включением проекта законодательного акта в предварительную повестку дня Совета и принятием по нему позиции.

    --------------------------------
    <*> См. статью 294 Договора о функционировании Европейского Союза. - Прим. перев

    .
    Повестки дня и результаты сессий Совета, в том числе протоколы сессий, на которых Совет обсуждает проекты законодательных актов, непосредственно передаются национальным парламентам - одновременно с их передачей правительствам государств-членов.
    Когда Европейский совет намеревается применить первый или второй абзацы параграфа 7 статьи 48 Договора о Европейском Союзе, национальные парламенты информируются об инициативе Европейского совета, как минимум, за шесть месяцев до принятия решения.
    Счетная палата в порядке информирования передает своей ежегодный доклад национальным парламентам - одновременно с его передачей Европейскому парламенту и Совету.
    Когда национальная парламентская система не является однопалатной, статьи 1 - 7 применяются к составляющим ее палатам <*>.

    --------------------------------
    <*> См. "Декларацию Королевства Бельгия о национальных парламентах" - Декларацию N 51 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.


  3. Раздел II.Межпарламентское сотрудничество

  4. Европейский парламент и национальные парламенты совместно решают вопросы организации и развития эффективного и регулярного межпарламентского сотрудничества в рамках Союза.
    Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Союза <*> , может представлять вниманию Европейского парламента, Совета и Комиссии любые вклады <**> , которые она сочтет уместными. Кроме того, данная Конференция содействует обмену информацией и передовой практикой между национальными парламентами и Европейским парламентом, в том числе между их специализированными комиссиями. Конференция также может организовывать межпарламентские конференции по специальным темам, в частности, для обсуждения вопросов общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны. Вклады Конференции не имеют обязательной силы для национальных парламентов и не предрешают их позиции.

    --------------------------------
    <*> Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Сообщества и Европейского Союза, образована в 1989 г. Ее официальное сокращенное наименование - COSAC (аббревиатура от франц.: Conference des organes specialises dans les affaires communautaires).


    В состав COSAC входят представители комиссий или других специализированных органов национальных парламентов государств-членов, которые занимаются "европейской" проблематикой (делегации Национального Собрания и Сената Франции по делам Европейского Союза; специальные комитеты Палаты Общин и Палаты Лордов британского парламента по европейскому законодательству и Европейским Сообществам и т.п.).
    Наряду с представителями национальных парламентов (не более 6 депутатов из каждого государства-члена) в работе COSAC участвуют представители Европейского парламента (6 членов). - Прим. перев.
    <**> Имеются в виду предложения, поправки, рекомендации, меморандумы по тем или иным вопросам. - Прим. перев.
    PROTOCOL (No 1)
    ON THE ROLE OF NATIONAL PARLIAMENTS IN THE EUROPEAN UNION
    (Lisbon, 13.XII.2007)
    The High Contracting Parties,
    recalling that the way in which national Parliaments scrutinise their governments in relation to the activities of the Union is a matter for the particular constitutional organisation and practice of each Member State,
    desiring to encourage greater involvement of national Parliaments in the activities of the European Union and to enhance their ability to express their views on draft legislative acts of the Union as well as on other matters which may be of particular interest to them,
    have agreed upon the following provisions, which shall be annexed to the Treaty on European Union, to the Treaty on the Functioning of the European Union and to the Treaty establishing the European Atomic Energy Community:
    Title I. INFORMATION FOR NATIONAL PARLIAMENTS
    Commission consultation documents (green and white papers and communications) shall be forwarded directly by the Commission to national Parliaments upon publication. The Commission shall also forward the annual legislative programme as well as any other instrument of legislative planning or policy to national Parliaments, at the same time as to the European Parliament and the Council.
    Draft legislative acts sent to the European Parliament and to the Council shall be forwarded to national Parliaments.
    For the purposes of this Protocol, "draft legislative acts" shall mean proposals from the Commission, initiatives from a group of Member States, initiatives from the European Parliament, requests from the Court of Justice, recommendations from the European Central Bank and requests from the European Investment Bank for the adoption of a legislative act.
    Draft legislative acts originating from the Commission shall be forwarded to national Parliaments directly by the Commission, at the same time as to the European Parliament and the Council.
    Draft legislative acts originating from the European Parliament shall be forwarded to national Parliaments directly by the European Parliament.
    Draft legislative acts originating from a group of Member States, the Court of Justice, the European Central Bank or the European Investment Bank shall be forwarded to national Parliaments by the Council.
    National Parliaments may send to the Presidents of the European Parliament, the Council and the Commission a reasoned opinion on whether a draft legislative act complies with the principle of subsidiarity, in accordance with the procedure laid down in the Protocol on the application of the principles of subsidiarity and proportionality.
    If the draft legislative act originates from a group of Member States, the President of the Council shall forward the reasoned opinion or opinions to the governments of those Member States.
    If the draft legislative act originates from the Court of Justice, the European Central Bank or the European Investment Bank, the President of the Council shall forward the reasoned opinion or opinions to the institution or body concerned.
    An eight-week period shall elapse between a draft legislative act being made available to national Parliaments in the official languages of the Union and the date when it is placed on a provisional agenda for the Council for its adoption or for adoption of a position under a legislative procedure. Exceptions shall be possible in cases of urgency, the reasons for which shall be stated in the act or position of the Council. Save in urgent cases for which due reasons have been given, no agreement may be reached on a draft legislative act during those eight weeks. Save in urgent cases for which due reasons have been given, a ten-day period shall elapse between the placing of a draft legislative act on the provisional agenda for the Council and the adoption of a position.
    The agendas for and the outcome of meetings of the Council, including the minutes of meetings where the Council is deliberating on draft legislative acts, shall be forwarded directly to national Parliaments, at the same time as to Member States' governments.
    When the European Council intends to make use of the first or second subparagraphs of Article 48(7) of the Treaty on European Union, national Parliaments shall be informed of the initiative of the European Council at least six months before any decision is adopted.
    The Court of Auditors shall forward its annual report to national Parliaments, for information, at the same time as to the European Parliament and to the Council.
    Where the national Parliamentary system is not unicameral, Articles 1 to 7 shall apply to the component chambers.
    Title II. INTERPARLIAMENTARY COOPERATION
    The European Parliament and national Parliaments shall together determine the organisation and promotion of effective and regular interparliamentary cooperation within the Union.
    A conference of Parliamentary Committees for Union Affairs may submit any contribution it deems appropriate for the attention of the European Parliament, the Council and the Commission. That conference shall in addition promote the exchange of information and best practice between national Parliaments and the European Parliament, including their special committees. It may also organise interparliamentary conferences on specific topics, in particular to debate matters of common foreign and security policy, including common security and defence policy. Contributions from the conference shall not bind national Parliaments and shall not prejudge their positions.