Государства-участники
Договор от 30 октября 1997 года

О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области

Принят
Договаривающимися сторонами
30 октября 1997 года
    Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области;
    учитывая специфические географические, природные, социально-экономические и национально-культурные особенности Кировской области;
    в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Кировской области,
    гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации,
    обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны;
    руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Кировской области,
    заключен настоящий Договор о нижеследующем:
    Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области.
    Исходя из природных, географических, экономических, социальных и иных особенностей Кировской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кировской области относятся:
    а) структурная перестройка экономики Кировской области;
    б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Кировской области;
    в) вопросы воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы в Кировской области;
    г) вопросы обеспечения эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории Кировской области, конверсия этих предприятий, участие в реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники;
    д) вопросы развития агропромышленного комплекса Кировской области;
    е) вопросы рационального размещения, а также ликвидации последствий хранения и использования химических, ядерно- и радиационно опасных веществ, производств и технологий на территории Кировской области в соответствии с федеральным законодательством;
    ж) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация мобилизационной подготовки народного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством;
    з) оценка состояния окружающей природной среды на территории Кировской области и осуществление мер по ее восстановлению, охране и обеспечению экологической безопасности;
    и) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором.
    К предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кировской области могут быть отнесены также иные вопросы, при этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
    Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Кировской области по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу.
    Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и Губернатором Кировской области.
    В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации:
    а) разрабатывают с участием органов государственной власти Кировской области проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению;
    б) обеспечивают приведение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
    в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Кировской области;
    г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ на территории Кировской области в объемах, установленных федеральным бюджетом.
    Финансирование федеральных расходов на территории Кировской области может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства по Кировской области в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет;
    д) обеспечивают экономические условия содержания мобилизационных мощностей оборонных предприятий Кировской области, в том числе компенсацию затрат предприятий на поддержание мобилизационных мощностей в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
    е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
    ж) осуществляют координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся предметов совместного ведения, установленных настоящим Договором;
    з) согласовывают с органами государственной власти Кировской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Кировской области, если иное не установлено федеральным законодательством.
    В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Кировской области:
    а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Кировской области;
    б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством;
    в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти Кировской области в соответствие с настоящим Договором;
    г) участвуют в разработке и реализации целевых программ по структурной перестройке экономики и восстановлению минерально-сырьевой базы Кировской области;
    д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Кировской области, если иное не установлено федеральным законодательством.
    До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Кировской области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование.
    После принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Кировской области приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
    Законы и иные нормативные правовые акты Кировской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат.
    Если нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Кировской области применяются положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации.
    В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора.
    В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Кировской области и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора.
    Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Кировской области в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий.
    При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий.
    Законы и иные нормативные правовые акты Кировской области, изданные по предметам ведения Кировской области, подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
    Органы государственной власти Кировской области имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Кировской области, или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Кировской области или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Кировской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором.
    Органы государственной власти Кировской области вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории области частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в части первой настоящей статьи.
    Органы исполнительной власти Кировской области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией Кировской области с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
    Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Кировской области, регулируются нормативными правовыми актами Кировской области в соответствии с федеральным законодательством.
    Кировская область самостоятельно определяет систему областных органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Кировской области в соответствии с федеральным законодательством.
    Разграничение природных ресурсов на территории Кировской области на природные ресурсы федерального и областного значения производится отдельным соглашением в соответствии с федеральным законодательством.
    Кировская область самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
    Состав и размеры доходов, поступающих в виде средств от федеральных налогов в бюджет Кировской области, определяются соглашением Правительства Российской Федерации и администрации Кировской области, если они прямо не установлены федеральным законодательством.
    Кировская область вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.
    Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Кировской области.
    В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Кировской области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
    Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур.
    В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение Конституционного суда Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
    Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Кировской области могут иметь свои представительства соответственно в г. Кирове и в г. Москве.
    Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора.
    Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если иное не установлено федеральным законом.
    Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента его опубликования.
    С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кировской области договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору.
    Совершено в г. Москве 30 октября 1997 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
    Президент Губернатор
    Российской Федерации Кировской области
    Б.ЕЛЬЦИН В.СЕРГЕЕНКОВ