Государства-участники
Декларация от 17 июня 2004 года

Совместная декларация о противодействии недобросовестной конкуренции и ликвидации барьеров на международном автомобильном транспорте государств-участников СНГ

Принята
Договаривающимися сторонами
17 июня 2004 года
    Полномочные представители правительств государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ),
    признавая важнейшую роль автомобильного транспорта в обеспечении устойчивого развития межгосударственной интеграции, транснациональных рыночных и производственных процессов, международной торговли, институтов социального обеспечения и занятости;
    подтверждая, что автомобильный транспорт стран евро-азиатского региона имеет огромный экономический потенциал, при этом проблемы автомобильного транспорта требуют пристального внимания как со стороны государственных органов, так и стороны деловых, научных и общественных кругов;
    исходя из принципа, что использование цивилизованных правил и традиций, а также открытость предпринимательской деятельности обеспечивают в условиях конкуренции за счет открывающихся возможностей по применению наиболее эффективных методов обслуживания, развитию сотрудничества между конкурирующими предприятиями, способствуя интеграции национальных автотранспортных систем и росту взаимных перевозок;
    учитывая, что нарушение принципов конкуренции в области автомобильного транспорта является результатом недостаточной гармонизации налогового, таможенного, транспортного законодательства, его применения и трактовки в рамках СНГ, а также нарушения некоторыми перевозчиками основных существующих законов и правил, регулирующих работу автомобильного транспорта; только при условии добросовестной конкуренции на рынке автотранспортных услуг уровень ставок на перевозки, обеспечивающий компенсацию затрат и необходимый размер прибыли в соответствии с действующими законами и правилами, будет обеспечивать дальнейшее развитие отдельных предприятий, а также способствовать прогрессу отрасли в целом,
    заявляют о своем намерении предпринять необходимые меры как на национальном уровне, так и в рамках СНГ для создания единого транспортного пространства на территории государств-участников СНГ и пресечения практики недобросовестной конкуренции в автотранспортной области.
    понимается, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям ведения коммерческой деятельности, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
    К методам недобросовестной конкуренции относятся:
    - стремление достигнуть монопольных позиций на рынке с помощью соглашения, сговора, согласованных действий, направленных против отдельных конкурентов;
    - использование дискриминационных цен и/или коммерческих условий (демпинг);
    - применение некорректных приемов рекламы;
    - нарушение стандартов, условий и качества поставки товаров и услуг;
    - недобросовестное использование имени или фирменного знака конкурента;
    - дискредитация деловой практики конкурента, незаконное использование деловых достижений конкурента;
    - незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
    - вмешательство в деловые отношения конкурента;
    - использование предоставленных субсидий, компенсационных льгот, скидок для достижения преимущества перед конкурентами;
    - злоупотребление доминирующим положением на определенном сегменте рынка (направлении перевозок);
    - коррупция и взяточничество с целью повышения конкурентоспособности на рынке и получения коммерческих преимуществ;
    - получение односторонних преимуществ за счет использования приемов нелегальной занятости иностранных водителей.
    Принимается, что для того, чтобы поставить решительный заслон любого рода проявлениям недобросовестной конкуренции в автомобильных перевозках, необходимо предпринять следующее:
    - гармонизировать в рамках стран СНГ критерии и механизм допуска к профессии международного автомобильного перевозчика;
    - зафиксировать существующее положение в области трансграничных, фискальных и технических барьеров на международном автомобильном транспорте и начать работу по осуществлению комплекса правовых мер по их устранению на национальном и международном уровне, гармонизации правовых и нормативных актов, включая заключение и ратификацию международных договоров, расширение сферы их действия на основе сотрудничества компетентных государственных органов и неправительственных организаций;
    - вовлечь в процесс противоборства недобросовестной конкуренции всех участников отрасли (автоперевозчики, экспедиторы, логистики) и регулирующие ее государственные учреждения (министерства транспорта, таможенные и налоговые, органы, правоохранительные структуры, региональные органы власти и пр.);
    - при подготовке международных договоров, соглашений и целевых программ оговаривать в них меры по устранению барьеров на пути эффективного развития автомобильного транспорта;
    - продолжать сотрудничество, направленное на эффективное соединение европейских и азиатских автотранспортных сетей, в том числе используя инфраструктуру транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг";
    - совершенствовать координацию деятельности по обеспечению стабильности и эффективности функционирования международной транзитной системы, предусмотренной Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975) и совместно с компетентными органами государственной власти государств-участников СНГ, уполномоченными ассоциациями международных автоперевозчиков и Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) обеспечить защиту этой системы от мошенничества и злоупотреблений;
    - содействовать либерализации перевозки грузов и пассажиров и постепенной ликвидации необоснованных ограничений на территории государств-участников СНГ;
    - содействовать выработке гармонизированной системы пограничных сборов, таможенных правил и контроля, в первую очередь с целью упрощения и снижения стоимости таможенных процедур и сокращения времени оформления необходимых документов на границе;
    - поддержать разработку комплекса мер, направленных на сокращение или ликвидацию технических барьеров, затрудняющих автотранспортное движение, в том числе введение в 2004 году на территории СНГ единого сертификата взвешивания;
    - способствовать ликвидации различных фискальных поборов на дорогах, противоречащих национальным законодательствам и международной практике (региональные сборы, плата на транзит и т.д.);
    - содействовать развитию логистических центров управления, транспортных информационных систем и интермодальных транспортных схем;
    - оказывать поддержку научным организациям и образовательным учреждениям в их работе по изучению проблем автомобильного транспорта, в том числе по налаживанию обмена информацией между частным и государственным секторами экономики;
    - передать текст настоящей Декларации в Исполнительный комитет СНГ и Европейскую конференцию министров транспорта и обсудить с ними возможность принятия скоординированных действий по направлениям, упомянутым в данной Декларации, а также присоединения к ней.