О правах человека и новом законодательстве о неправительственных организациях [рус., англ]
Французская Республика
Резолюция от 15 декабря 2005 года
О правах человека и новом законодательстве о неправительственных организациях [рус., англ]
Принята
Европейским парламентом
15 декабря 2005 года
[неофициальный перевод] <*>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
РЕЗОЛЮЦИЯ
ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
И НОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ <**>
(15 декабря 2005 года)
--------------------------------
<*> Перевод А.С. Бугаевой.
<**> European Parliament resolution on human rights in Russia and the new NGO legislation. Опубликована в Официальном журнале N C 286E, 23.11.2006, стр. 525.
Европейский парламент, - принимая во внимание свои предыдущие резолюции по России, в частности, Резолюцию от 26 мая 2005 года о взаимоотношениях между ЕС и Россией <*>,
--------------------------------
<*> Принятые тексты P6_TA(2005)0207. - принимая во внимание цель ЕС и России ввести в действие положения четырех дорожных карт для создания четырех общих пространств, принятые на саммите Россия - ЕС в Москве 10 мая 2005 года, - принимая во внимание результат саммитов Россия - ЕС, в частности, Решение, принятое на саммите Россия - ЕС в Гааге 25 ноября 2004 года, по укреплению постоянного диалога по вопросам защиты прав человека, - принимая во внимание цели объединяющих политических свобод и демократии в Российской Федерации, как установлено в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС <*>, которое вступило в силу 1 декабря 1997 года,
--------------------------------
<*> Официальный журнал Европейских сообществ, N L 327, 28.11.1997, стр. 1. - принимая во внимание Европейскую конвенцию о защите прав человека и его основных свобод, а также Протоколы к ней, - принимая во внимание предварительное заключение Совета Европы относительно дополнений к федеральному законодательству Российской Федерации, касающемуся некоммерческих организаций и общественных объединений; - принимая во внимание замечания и предложения, сделанные Президентом России Владимиром Путиным, и отосланные Председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову 9 декабря 2005 года, - принимая во внимание пункт 5 статьи 115 Правил процедуры Европейского парламента, A.поскольку независимые неправительственные организации и некоммерческие организации являются ключевыми элементами для развития сильного и эффективно функционирующего гражданского общества, поскольку неправительственные организации сейчас присутствуют в очень большом количестве в России, начиная от детских благотворительных фондов и заканчивая органами самоорганизации населения, а также от организаторов приютов для бездомных и до групп потребителей, B.поскольку свобода собраний является основным правом человека и обладает огромной важностью в демократическом обществе, C.поскольку 23 ноября 2005 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила абсолютным большинством голосов в первом чтении законопроект, озаглавленный "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который дополняет текущее законодательство о регистрации неправительственных организаций и, в частности, законы "Об организациях гражданского общества", "О некоммерческих организациях" и "О закрытых административно-территориальных образованиях"; поскольку второе чтение этого законопроекта должно состояться 16 декабря 2005 года, D.поскольку Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин сказал, что этот законопроект нарушает Конституцию РФ и международное право, тогда как Общественная палата Российской Федерации, как вновь сформированный орган власти, наделенный полномочиями по координации интересов граждан неправительственных организаций и государственных органов власти, попросила Думу отложить голосование по законопроекту, пока последствия его принятия не будут проверены более детально, E.поскольку глубокая общественная заинтересованность была выражена как в России, так и во всем мире, относительно этих дополнений, которые потенциально ограничивают свободу объединений в Российской Федерации, F.поскольку по требованию Российской Федерации, Совет Европы подготовил заключение о совместимости законопроекта с Европейской конвенцией о защите прав человека, G.поскольку Терри Дэвис, Генеральный секретарь Совета Европы, заявил в своем выступлении, сделанном по случаю презентации этого заключения, что "предложенные дополнения в законодательство Российской Федерации, регулирующее свободу собраний, [преследует] законные цели противоборства терроризму и отмыванию денег", но что Совету Европы представляется "будто некоторые аспекты этих дополнений, касающиеся административных и налоговых требований для регистрации неправительственных и некоммерческих организаций, участия иностранных граждан и несовершеннолетних, а также полномочий органов власти по надзору за деятельностью неправительственных организаций и за основаниями их ликвидации [были] слишком ограниченными", H.учитывая опыт государств-членов ЕС, который позволяет неформальным группам свободно существовать без требования какого-либо уведомления или регистрации со стороны правительства, и который предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства, законно находящимся на их территории, все необходимые права на равной основе с их собственными гражданами, с учетом учреждения и присоединения к ассоциациям, а также позволяет иностранным организациям открывать представительства и филиалы для того, чтобы осуществлять свою деятельность, I.поскольку в последние годы демократия все более существенно ухудшилась в России, в частности, вследствие передачи под правительственный контроль всех главных телевизионных станций и большинства радиостанций, распространения самоцензуры среди печатных СМИ, закрытия независимых средств массовой информации, ограничений права организовывать публичные демонстрации, ухудшающегося климата для неправительственных организаций, со случаями нападений на активистов-правозащитников, отмены прямых выборов глав субъектов федерации и повышения политического контроля над судебной системой, что показано на примере дела "Юкоса" и судебных процессов над г-ном Ходорковским и г-ном Лебедевым, 1.Подчеркивает важность неправительственных организаций для стабильного и демократичного гражданского общества, построенного не только на таких принципах, как верховенство права и свобода слова, но также и на возможности граждан свободно объединяться; 2.Выражает, таким образом, свою огромную обеспокоенность относительно законопроекта об изменениях в российском федеральном законодательстве о некоммерческих организациях и общественных объединениях, а также требует принятия нового законодательства, которое должно быть создано для того, чтобы соответствовать нормам и стандартам Совета Европы; 3.Приветствует требование Российской Федерации о рекомендации Совета Европы относительно предложенных изменений; полностью подтверждает рекомендации, сделанные Советом Европы в его предварительном заключении, и призывает Российскую Федерацию полностью принять эти рекомендации во внимание; 4.Обращает внимание на последние предложения, сделанные Президентом РФ Владимиром Путиным, предположившим, что проект поправок в законодательство должен быть существенно переписан; 5.Надеется, что российский законодатель: a) предложит ясное определение неприемлемой политической деятельности, которая не может финансироваться из иностранных источников, b) установит, что это определение судебной, а не надзорной власти, является единственным основанием для ликвидации неправительственных организаций и некоммерческих организаций, c) не выберет введение требования постоянного нахождения для нерезидентов или возрастной ценз, d) гарантирует нерезидентам право учреждать неправительственные организации в России и участвовать в их работе, e) облегчит предложенные полномочия по надзору, осуществляемому органами власти над неправительственными организациями, в частности, в том, что касается требований финансовой отчетности за средства, предоставленные иностранными спонсорами; 6.Обращается к Государственной Думе РФ с просьбой взять необходимое время для пересмотра и улучшения изменений в свете рекомендаций, сделанных в президентском пересмотре, предварительном заключении Совета Европы и данной Резолюции; 7.Призывает Государственную Думу РФ начать процесс обширных консультаций, включающий все демократические элементы российского гражданского общества для того, чтобы найти способы искренне поощрить, поддержать и укрепить учреждение неправительственных организаций; 8.Призывает вступивших на пост председателей Совета ЕС Австрию и Финляндию поднять вопросы уважения демократии и прав человека на следующих саммитах Россия - ЕС, дать диалогу о правах человека между Россией и ЕС более заметную роль, и все больше включать Европейский парламент в этот процесс; 9.Придерживается мнения, в этом отношении, что дорожные карты по созданию четырех общих пространств должны быть привязаны к реальному прогрессу в сфере демократии и прав человека; 10.Призывает российские органы власти прекратить политически мотивированное преследование неправительственных организаций, особенно тех, что наблюдают за ситуацией в Чечне, как, например, российско-чеченского общества дружбы; 11.Настоятельно рекомендует Российской Федерации как члену Совета Европы стать участником Европейской конвенции о признании правосубъектности международных неправительственных организаций (ETS 124); 12.Выражает свою обеспокоенность относительно общих условий содержания под стражей для заключенных и трудностей получения доступа к адвокатам для некоторых из них; указывает, что в соответствии с Уголовным кодексом РФ лица, содержащиеся под стражей, должны быть лишены свободы либо близко с местом их проживания, либо близко с тем местом, где проводится судебное заседание; 13.Призывает Совет ЕС и Европейскую комиссию усилить их поддержку гражданского общества в России и увеличить ассигнования для продвижения прав человека; 14.Поручает председателю Европейского парламента направить данную Резолюцию Совету ЕС, Европейской комиссии, правительствам и парламентам государств-членов ЕС, Генеральному секретарю Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Генеральному секретарю ООН, Государственной Думе РФ и Правительству Российской Федерации.
EUROPEAN PARLIAMENT RESOLUTION
ON HUMAN RIGHTS IN RUSSIA AND THE NEW NGO LEGISLATION
(15.XII.2005)
The European Parliament, - having regard to its previous resolutions on Russia, particularly that of 26 May 2005 on EU-Russia relations <*>,
--------------------------------
<*> Texts Adopted, P6_TA(2005)0207. - having regard to the objective of the EU and Russia to implement the four road maps for the creation of four Common Spaces adopted at the EU-Russia Summit in Moscow on 10 May 2005, - having regard to the outcome of the EU-Russia Summits, in particular the decision taken at the EU-Russia Summit in The Hague on 25 November 2004 to maintain a regular dialogue on human rights concerns, - having regard to the objectives of consolidating political freedoms and democracy in the Russian Federation, as set out in the EU-Russia Partnership and Cooperation Agreement <*>, which entered into force on 1 December 1997,
--------------------------------
<*> OJ L 327, 28.11.1997, p. 1. - having regard to the European Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms and its protocols, - having regard to the Council of Europe's provisional opinion on amendments to federal laws of the Russian Federation regarding non-profit organisations and public associations, - having regard to the comments and proposals made by the Russian President Vladimir Putin and sent to the Chairman of the State Duma, Boris Gryzlov, on 9 December 2005, - having regard to Rule 115(5) of its Rules of Procedure, A.whereas independent non-governmental organisations (NGOs) and non-profit organisations (NPOs) are the key to developing a strong and effectively functioning civil society, whereas non-governmental organisations are now present in very large bers in Russia, ranging from children's charities to neighbourhood associations and from providers of shelters for the homeless to consumer groups, B.whereas freedom of association is a fundamental human right and of great importance in a democratic society, C.whereas, on 23 November 2005, Russia's State Duma approved by an overwhelming majority at first reading a draft law entitled "On introducing Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", which amends the current legislation on the registration of NGOs and in particular the laws "On civil society organisations", "On non-commercial organisations" and "On closed administrative-territorial formations"; whereas the second reading of this bill is due to take place on 16 December 2005, D.whereas Russian human rights ombudsman Vladimir Lukin has said that this draft law violates the Russian Constitution and international law, while the Public Chamber of the Russian Federation, a newly formed authority entrusted with the coordination of interests between citizens, non-governmental organisations and public authorities, has asked the Duma to delay voting the bill until its consequences can be examined in more detail, E.whereas deep public concern has been expressed both in Russia and internationally over these amendments, which potentially restrict the freedom of association in the Russian Federation, F.whereas, at the request of the Russian Federation, the Council of Europe has prepared an opinion on the compatibility of the draft law with the European Convention on Human Rights, G.whereas Terry Davis, Secretary General of the Council of Europe, said in a statement made on the occasion of the presentation of that opinion that "the proposed amendments to the Russian Federation laws regulating the freedom of assembly [pursued] legitimate objectives of combating terrorism and money laundering" but that it looked to the Council of Europe "as if some aspects of these amendments, concerning administrative and fiscal requirements for the registration of non-governmental and non-profit organisations, participation of foreign nationals and minors, and the authorities' power of supervision over NGOs activities and over the grounds of their dissolution [were] too restrictive", H.having regard to the experience of the EU Member States, which allow informal groups to freely exist without demanding any notification or registration with the government, and which grant foreign citizens and persons without citizenship legally residing on their territory all substantive rights on an equal footing with their own citizens with regard to establishing and joining associations, and allow foreign organisations to open representative offices and branches in order to carry out their activities, I.whereas in recent years democracy has further deteriorated substantially in Russia, in particular on account of the bringing under government control of all major TV stations and most radio stations, the spread of self-censorship among the print media, the closure of independent media, restrictions on the right to organise public demonstrations, a worsening climate for NGOs, with cases of harassment of human rights activists, abolition of the direct election of regional governors and increased political control of the judiciary, as exemplified by the Yukos case and the trials of Mr Khodorkovsky and Mr Lebedev, 1.Underlines the importance of non-governmental organisations to a stable and democratic civil society built not only on principles such as the rule of law and freedom of speech but also on the ability of citizens to associate freely; 2.Expresses therefore its great concern about the draft law on amendments to Russian federal legislation on non-profit organisations and public associations and calls for the new legislation to be made to comply with the norms and standards of the Council of Europe; 3.Welcomes the Russian Federation's request for the advice of the Council of Europe on the proposed amendments; fully endorses the recommendations made by the Council of Europe in its provisional opinion and calls on the Russian Federation to take those recommendations fully into account; 4.Takes note of the latest proposals made by the Russian President Vladimir Putin, suggesting that the draft legislative amendments should be substantially rewritten; 5.Hopes that the Russian legislature will (a) provide a clear definition of unacceptable political activities which may not be financed from foreign sources, (b) establish that a decision of a judicial and not a supervisory authority is the only ground for dissolution of NGOs and NPOs, (c) choose not to introduce the requirement of permanent residence for non-nationals or the age requirement, (d) ensure the right of non-nationals to establish NGOs in Russia and participate in their work, (e) ease the proposed powers of supervision exercised by the authorities over NGOs, particularly as regards the requirements of financial accountability for resources supplied by foreign sponsors; 6.Appeals to the Russian Duma to take the necessary time to review and improve the amendments in the light of the recommendations made in the Presidential review, the Council of Europe's provisional opinion and this Resolution; 7.Calls on the State Duma to start a broad consultation process involving all the democratic elements of Russian civil society in order to find ways to genuinely encourage, support and consolidate the setting-up of NGOs; 8.Calls on the incoming Austrian and Finnish Presidencies to raise the issues of respect for democracy and human rights at the next EU-Russia summits, to give the EU-Russia human rights dialogue a more prominent role and to further involve the European Parliament in this process; 9.Takes the view, in this respect, that the road maps for the creation of the four Common Spaces should be linked to real progress in the field of democracy and human rights; 10.Calls on the Russian authorities to cease politically motivated harassment of NGOs, especially those observing the situation in Chechnya, such as the Russian-Chechen Friendship Society; 11.Urges the Russian Federation, as a member of the Council of Europe, to become party to the European Convention on the Recognition of the Legal Personality of International NGOs (ETS 124); 12.Expresses its concern about the general detention conditions for prisoners and the difficulty of access to lawyers for some of them; points out that according to the Russian Criminal Code detainees should be imprisoned either close to their residence or close to the place where the trial has taken place; 13.Calls on the Council and the Commission to enhance their support for civil society in Russia and to increase allocations for promoting human rights; 14.Instructs its President to forward this resolution to the Council, the Commission, the Governments and Parliaments of the Member States, the Secretary General of the Council of Europe, the OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights, the UN Secretary General, the Russian State Duma and the Government of the Russian Federation.