-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Еврейская автономная область
Закон от 26 февраля 1999 года № 85-ОЗ
Об особо охраняемых природных территориях
- Принят
- Законодательным Собранием Еврейской автономной обл.
26 февраля 1999 года
В редакциях
-
от 29.09.1999 № 131-ОЗ,
-
от 29.11.1999 № 141-ОЗ.
Настоящий закон регулирует отношения в области организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - территорий) как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также обеспечения прав и интересов населения области, сохранения и развития его традиционных форм жизнедеятельности, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в Еврейской автономной области (далее - области), на природных территориях, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, правительства области или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.
Глава I.Общие положения
Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами. Включает в себя всю водную толщу до дна водоема.
Биологическое разнообразие - многообразие и изменчивость среды живых организмов и совокупности экологических комплексов, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Кадастр особо охраняемых природных территорий области - свод данных, выполненный по стандартной форме хранения и представления информации, включающий сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Охранная зона особо охраняемой природной территории - участки территории (акватории), прилегающие к особо охраняемой природной территории, в пределах которых устанавливается особый (регламентированный) режим природопользования, определяемый соответствующим постановлением правительства области или органами местного самоуправления. Выделяется в целях предотвращения нарушения природного комплекса особо охраняемой природной территории.
Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, другие природные объекты, условия и ресурсы растительного и животного происхождения, используемые или пригодные для использования при лечении и профилактике заболеваний и организации отдыха.
1.Настоящий закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации и области об охране окружающей среды и природопользовании.
2.Положения настоящего закона являются приоритетными перед любыми иными нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления области в сфере особо охраняемых природных территорий, действуют на всей территории области и являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
3.Отношения, возникающие при пользовании земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами территорий, регулируются соответствующими статьями Земельного кодекса РСФСР, Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, Федеральными законами "О животном мире", "О недрах", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О государственной экологической экспертизе" и законодательством области.
4.Имущественные отношения в области использования и охраны территорий регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Охрана и использование территорий осуществляются на принципах:
- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования территорий и объектов;
- приоритета интересов охраны территорий и объектов перед интересами их использования;
- приоритета использования территорий в научно-исследовательском и рекреационном (где это предусмотрено) видах деятельности над другими видами их использования;
- недопустимости хозяйственной деятельности на территориях, не совместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях).
1.Природные ресурсы в пределах территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и области (за исключением случаев, когда иное предусмотрено действующим законодательством).
2.Вопросы владения, пользования, распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и области, осуществляются Российской Федерацией и областью совместно.
Глава II.Состав и категории особо охраняемых территорий области
1.С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в области различаются следующие территории федерального значения:
- государственный природный заповедник (в том числе биосферный);
- национальный парк.
2.С учетом особенностей режима территорий в области различаются следующие их категории регионального (областного) значения:
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области;
- охраняемые геологические объекты;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты;
- охраняемые объекты природного комплекса городов;
- государственные ресурсные заказники;
- природные парки;
- охраняемые природные ландшафты;
- охраняемые природно-культовые объекты.
3.Органы местного самоуправления вправе устанавливать на своей территории также иные категории территорий.
4.На основании соглашений между правительством области и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации могут образовываться иные категории особо охраняемых природных территорий.
В целях защиты территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранных зон не нормируются, а выделяются в каждом конкретном случае исходя из целей обеспечения сохранности территорий.
Решения о создании охранных зон территорий принимаются в том же порядке, что и решения о создании самих территорий.
1.Все территории в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, землеустройства, районной планировки и т.п.
2.Земли особо охраняемых природных территорий относятся к природно-заповедному фонду, земли их охранных зон - к землям природоохранного назначения.
1.В целях обеспечения сохранности земельных участков, рекомендованных к охране в качестве различных территорий, а также вновь выявленных территорий, нуждающихся в дополнительном обследовании на предмет целесообразности организации территорий, на период проведения их обследования, оформления необходимой документации, ее согласования и утверждения губернатором области учреждается и ведется перечень потенциальных территорий области. Порядок ведения перечня, а также порядок присвоения территориям статуса потенциальных территорий утверждаются губернатором области.
2.Проведение любых природо-преобразующих работ (в том числе рубок леса, горнодобывающих, дорожных, строительных, мелиоративных и других работ) на потенциальных территориях, а также продажа земель этих территорий или сдача их в аренду и передача другим юридическим и физическим лицам с изменением существующего режима использования земель допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды области.
1.Территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории регионального (областного) значения являются собственностью области и находятся в ведении правительства области. Территории местного значения являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления.
2.Органы государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся территории, обязаны обеспечить возможность функционирования данных территорий, в том числе организовать информирование населения и заинтересованных организаций о наличии территорий и режимах их охраны, проведение маркировки территорий и пр. Финансирование данных работ осуществляется за счет соответствующих бюджетов и экологических фондов, а также любых других не запрещенных законом источников.
3.Право государственной собственности на территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, если иное не следует из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
1.В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети и формирования системы территорий области, повышения эффективности управления функционированием и контроля за соблюдением режима охраны территорий, а также обеспечения их учета при проведении экологической экспертизы программ и проектов и при планировании социально-экономического развития области учреждается и ведется реестр территорий области.
2.Реестр территорий области включает в себя сведения о количестве и статусе территорий, их размерах, географическом положении и границах, состоянии, значении, природопользователях, режиме охраны.
3.Порядок ведения реестра особо охраняемых природных территорий области устанавливается губернатором области по представлению Госкомэкологии области.
4.Сведения, включенные в реестр территорий, предоставляются для включения в Федеральный кадастр территорий, порядок ведения которого определяется законодательством Российской Федерации.
Глава III.Полномочия органов государственной власти области, органов местного самоуправления в сфере образования, управления, охраны и государственного контроля за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий
К полномочиям Законодательного Собрания в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:
- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- участие в разработке и утверждение областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- установление налоговых льгот территориям, являющимся юридическими лицами, а также владельцам, собственникам, пользователям земель, на которых располагаются территории;
- другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
К полномочиям органов исполнительной власти в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:
- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- участие в разработке и реализации федеральных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- разработка и реализация областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- внесение предложений об организации особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также о целесообразности изменения их границ и территорий;
- утверждение документации (паспортов, положений) на территории регионального (областного) и межрегионального значения, а также внесение в такую документацию изменений и дополнений;
- принятие решений о выделении охранных зон территорий федерального значения, находящихся на территории области, и утверждение положений об охранных зонах таких территорий;
- определение порядка ведения и ведение реестра территорий области;
- определение порядка ведения перечня потенциальных территорий, а также принятие решений о присвоении территориям статуса потенциальных территорий;
- утверждение типовых положений о территориях регионального (областного) значения;
- обеспечение учета территорий при разработке территориальных комплексных схем, проектов лесоустройства, районной планировки и т.п.;
- утверждение такс возмещения ущерба, причиненного особо охраняемым природным территориям регионального (областного) значения;
- принятие решений об организации особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и межрегионального значения, а также по изменению их границ и территорий;
- другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий относятся:
- принятие решений об организации территорий местного (районного, городского) значения и утверждение документации (паспортов, положений) на них;
- введение в соответствии с настоящим законом дополнительных категорий территорий местного (районного, городского) значения и утверждение типовых положений о них;
- согласование проектов документации (паспортов, положений) на территории регионального (областного) значения;
- участие в разработке и реализации областных программ в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий;
- другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
Координирующим специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды в части организации, управления, охраны и государственного контроля за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий области является специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды. Другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды осуществляют свои полномочия в части организации, управления, охраны и государственного контроля за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий области в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и области.
1.Работы по проектированию новых территорий, а также по составлению документации (паспортов, положений) на территории организуются правительством области совместно со специально уполномоченным государственным органом области по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами.
2.Документация (паспорта, положения) на территории составляется в соответствии с утверждаемыми правительством области типовыми положениями о территориях. Перед представлением на утверждение в органы государственной власти и местного самоуправления документация (паспорта, положения) на территории подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.
3.Финансирование деятельности по проектированию территорий и оформлению документации на них осуществляется из средств областного, районных и городских бюджетов, областного экологического фонда и из других источников.
1.Граждане и юридические лица, а также общественные объединения и религиозные организации, не имеющие статуса юридического лица, оказывают содействие органам государственной власти и местного самоуправления, государственным организациям в осуществлении мероприятий по организации, охране, обеспечению функционирования, контролю за состоянием и соблюдением режима охраны территорий, в том числе имеют право:
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных организаций соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и области;
- проводить общественную экологическую экспертизу проектов хозяйственной деятельности, влияющей на состояние территорий;
- выходить в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о создании новых территорий;
- осуществлять общественный контроль за состоянием и соблюдением режима охраны территорий в соответствии с действующим законодательством;
- по согласованию с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями территорий и другими государственными организациями, в ведении которых находятся территории, проводить мероприятия по охране и обеспечению функционирования территорий;
- по согласованию с органами, принявшими решение об организации особо охраняемой природной территории, выполнять функции администрации особо охраняемой природной территории;
- создавать общественные фонды поддержки особо охраняемых природных территорий.
2.Органы государственной власти и местного самоуправления, государственные организации при осуществлении своих полномочий в области организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны территорий учитывают предложения граждан и юридических лиц.
Глава IV.Управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Задачами управления в сфере охраны и использования территорий являются:
- реализация областью своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, а также правомочий собственника природных ресурсов;
- организация выполнения территориями возложенных на них задач и функций;
- обеспечение режима законности на территориях.
1.Управление в сфере охраны и использования территорий осуществляется Правительством Российской Федерации, правительством области и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции.
2.Функции специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в сфере управления особо охраняемыми природными территориями определяются их положениями и договорами между правительством области и этими специально уполномоченными государственными органами.
3.Согласование взаимных интересов Российской Федерации и области в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Российской Федерацией и правительством области непосредственно или через специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды.
К функциям управления в области охраны и использования территорий относятся:
- решение вопросов организации, функционирования и ликвидации территорий;
- организация ведения кадастра и мониторинга территорий;
- государственная экологическая экспертиза по вопросам охраны и использования территорий;
- государственный контроль в сфере функционирования и охраны территорий;
- разрешение споров о территориях в процессе управления.
1.Государственный кадастр территорий области ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети таких территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета роли этих территорий при планировании социально-экономического развития области и является составной частью кадастра особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.
2.Государственный кадастр территорий области включает сведения о правовом статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме, природопользователях, состоянии охраняемых природных объектов, их экологической, научной, исторической и культурной ценности.
3.Ведение государственного кадастра территорий области осуществляется специально уполномоченным государственным органом области по охране окружающей среды за счет бюджета области и государственного внебюджетного экологического фонда области.
4.Порядок ведения государственного кадастра территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.
1.Мониторинг территорий области представляет собой систему наблюдений за состоянием этих территорий и находящихся на них природных объектов для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2.Ведение мониторинга особо охраняемых природных территорий области осуществляется администрациями этих территорий и/или специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды за счет собственных средств особо охраняемых природных территорий, бюджета области и государственного внебюджетного экологического фонда области.
1.Материалы по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов на территориях или в непосредственной близости от них, а также материалы, обосновывающие необходимость изъятия охраняемых природных ресурсов на территориях, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующей принятию органами государственной власти области соответствующих решений.
2.По инициативе общественности может проводиться также независимая общественная экологическая экспертиза.
1.Задачей государственного контроля в сфере функционирования и охраны территорий является обеспечение соблюдения всеми государственными органами, юридическими лицами, включая общественные организации, гражданами и их объединениями требований настоящего закона, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.
2.Государственный контроль в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий осуществляется правительством области, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствии с их полномочиями.
Глава V.Экономический механизм охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий
Система экономического механизма охраны территорий включает в себя:
- учет и социально-экономическую оценку территорий;
- финансирование территорий;
- экономическое стимулирование природоохранных учреждений (территорий), их работников, а также граждан, принимающих участие в охране и восстановлении территорий;
- экономическую ответственность за нарушение режима территорий.
Учет и социально-экономическая оценка территорий обеспечиваются:
- ведением кадастра и мониторинга территорий;
- ведением летописи природы (для государственных природных заповедников) или дневника фенологических наблюдений (для иных территорий);
- учетом посетителей (для территорий, положениями о которых предусмотрены прием и обслуживание посетителей);
- учетом проведения культурно-просветительских мероприятий и результатов научных исследований.
1.Финансирование создания и содержания территорий областного значения осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета;
- бюджета области;
- государственного внебюджетного экологического фонда области;
- за счет собственных средств природоохранных учреждений, в том числе полученных от деятельности, не противоречащей их задачам;
- субвенций из федерального экологического фонда;
- средств организаций, на которые решением об организации территорий возложена обязанность осуществлять их содержание и охрану;
- других финансовых источников, не запрещенных законом.
Финансирование осуществляется в установленном правительством области порядке на основе областной программы и ежегодных планов развития особо охраняемых природных территорий области в соответствии с представленными дирекциями (администрациями) территорий ежегодными сметами расходов и отчетами об исполнении смет расходов за предшествующий год (при отсутствии дирекций (администраций) сметы и отчеты представляют соответствующие специально уполномоченные государственные природоохранные органы).
2.Порядок финансирования определяется федеральными органами, правительством области, органами местного самоуправления области в пределах их полномочий.
3.Все заявки на бюджетное финансирование работ по охране территорий независимо от их значения подлежат согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды либо с их структурными подразделениями (для территорий местного значения).
4.Все заявки на финансирование работ за счет средств государственного внебюджетного экологического фонда области подлежат согласованию с органами местного самоуправления.
1.Природоохранные учреждения, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве некоммерческих организаций, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при условии расходования полученной прибыли для достижения целей, ради которых они созданы.
2.Прибыль соответствующих природоохранных учреждений может образовываться за счет средств, получаемых от учебно-просветительской, научной, рекламно-издательской, рекреационной и иной предпринимательской деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам.
3.Запрещается предпринимательская деятельность, могущая привести к истощению и загрязнению природной среды на особо охраняемых территориях и вблизи них, а также нарушающая установленный для них режим особой охраны.
4.Для природных парков и охраняемых природных ландшафтов по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды правительством области или соответствующим органом местного самоуправления, в ведении которого находится данная территория, их дирекциям (администрациям) разрешается сдавать в аренду находящиеся в их пользовании земельные участки в целях организации обслуживания посетителей парков с зачислением получаемой арендной платы на счета своих природоохранных учреждений.
1.Систему экономического стимулирования природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий) образуют специальные льготы и санкции в сфере бюджетно-налогового, финансово-кредитного, амортизационного, таможенного и других направлений внутренней и внешней политики государства, экологические фонды, материальное стимулирование и страхование работников этих учреждений и другие направления стимулирования.
2.Вопросы предоставления налоговых льгот для природоохранных организаций, в ведении которых находятся территории, а также для организаций, оказывающих им материальную и финансовую помощь, решаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области и органами местного самоуправления области в пределах их полномочий.
3.Работники природоохранных учреждений, добившиеся наибольших успехов в работе, по представлениям дирекций (администраций) учреждений, согласованным со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, премируются за счет средств специально выделенной статьи сметы государственного внебюджетного экологического фонда области.
4.Граждане, принимающие активное участие в охране и обеспечении нормального функционирования территорий и объектов, имеют право на льготы, установленные для работников территорий и объектов, и поощряются дирекциями (администрациями) этих территорий и объектов и органами местного самоуправления или правительством области морально или материально.
Материальное поощрение может осуществляться как за счет средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами, так и за счет средств соответствующих государственных внебюджетных экологических фондов.
Глава VI.Порядок организации особо охраняемых природных территорий
1.Особо охраняемые природные территории федерального значения (государственные природные заповедники, национальные парки) образуются по представлению правительства области и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.
2.Материалы, обосновывающие организацию территорий федерального значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
3.Положение об образуемой территории федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
4.На территориях, прилегающих к государственным заповедникам и национальным паркам, могут создаваться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
5.Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка принимается губернатором области, им же утверждается положение об охранной зоне.
1.Межрегиональные территории образуются по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды на основе соглашения между правительством области и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Федерации, на территории которых они организуются.
2.Материалы, обосновывающие необходимость организации межрегиональных особо охраняемых природных территорий и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
3.Положения о межрегиональных территориях утверждаются совместно правительством области и органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они расположены.
1.Особо охраняемые природные территории областного значения образуются губернатором области по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления области.
2.Материалы, обосновывающие необходимость организации территорий областного значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
3.Положение об организуемой территории областного значения утверждается губернатором области.
4.В случае необходимости допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятие земельных участков у их собственников, владельцев и пользователей для организации природных парков, государственных заказников, памятников природы.
1.Особо охраняемые природные территории местного значения образуются решением органов местного самоуправления в рамках их (или переданных им органами государственной власти области) полномочий по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
2.Специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в рамках своих полномочий разрабатываются, а правительством области утверждаются типовые положения об особо охраняемых природных территориях местного значения.
3.Материалы, обосновывающие необходимость образования территорий местного значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
4.Положение о территории, разработанное на основе соответствующего типового положения, утверждается решением органа местного самоуправления.
5.Внутрихозяйственные заказники образуются организациями - пользователями природными ресурсами по решению соответствующего органа местного самоуправления. Положение о внутрихозяйственном заказнике утверждается органом местного самоуправления.
6.При необходимости установления более жесткого режима охраны внутрихозяйственного заказника (выходящего за пределы полномочий пользователя) такой режим устанавливается по представлению соответствующей организации органом местного самоуправления по согласованию со структурными подразделениями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Им же утверждается положение о внутрихозяйственном заказнике.
Глава VII.Статус, задачи и режим особо охраняемых природных территорий
Статус, задачи и режим государственных природных заповедников устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством области, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и области.
Статус, задачи и режим национальных парков устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством области.
1.Межрегиональные территории - природоохранительные рекреационные учреждения, на территории (акватории) которых находятся природные комплексы и объекты межрегионального значения, имеющие большую рекреационную, эстетическую и экологическую ценность, а также предназначенные для использования в природоохранных целях и целях отдыха населения региона.
2.Задачами межрегиональных природных территорий являются сохранение природных комплексов и объектов межрегионального значения, находящихся одновременно на территории области и территории сопредельных субъектов Федерации, имеющих большую экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, и использование их в целях охраны природы, экологического воспитания и отдыха населения области и соответствующих субъектов Федерации. Межрегиональные особо охраняемые природные территории являются некоммерческими организациями.
Межрегиональные территории располагаются на государственных землях, переданных им в бессрочное (постоянное) пользование.
3.Режим межрегиональных территорий устанавливается в соответствии с требованиями федерального законодательства, законодательства области, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и области и конкретизируется в положении о межрегиональной территории.
1.Государственными природными заказниками объявляются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
2.Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
- комплексными (ландшафтными) - предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- биологическими (ботаническими и зоологическими) - предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- палеонтологическими - предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
- гидрологическими (болотными, озерными, речными) - предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- геологическими - предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
3.Государственные природные заказники регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
4.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской федерации и законодательством области.
5.Для обеспечения функционирования государственных природных заказников регионального (областного) значения создаются их администрации. Структура, подчиненность и порядок финансирования администраций заказников определяются в каждом конкретном случае правительством области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
6.Решения об образовании государственных природных заказников регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
7.Создание государственных природных заказников, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением правительства области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
8.На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
9.С целью сохранения типичных биоценозов, редких видов животных и растений, восстановления экологического равновесия, устойчивости и способности к саморегуляции всех природных комплексов в заказниках могут выделяться особо защитные участки и другие функциональные зоны, отличающиеся более строгим, чем на всей территории заказника, режимом охраны.
10.Задачи и особенности режима охраны конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым в том же порядке, в котором принимается решение об организации заказника. Положение о заказнике разрабатывается в соответствии с типовым положением о государственных природных заказниках в области.
11.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных заказниках режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
1.Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы организуются без образования юридического лица.
2.Объявление территории памятником природы допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Памятники природы регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
4.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах памятников природы, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством области.
5.Решения об образовании памятников природы регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
6.Создание памятников природы, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением правительства области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
7.На территориях памятников природы и их охранных зон запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
8.Задачи и особенности режима охраны конкретного памятника природы определяются его паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором принимается решение об организации памятника природы. Паспорт на памятник природы разрабатывается в соответствии с типовым положением о памятниках природы в области.
9.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены памятники природы, обязаны соблюдать установленный в памятниках природы режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
1.Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, либо лесхозам, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
2.Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
3.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков дендрологических парков и ботанических садов могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством области.
4.Решения об образовании дендрологических парков и ботанических садов регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
5.На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается или ограничивается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
6.Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе на:
- экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определяемом дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;
- научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских или образовательных учреждений;
- административную.
7.Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организованного устройства, зонирования и режима охраны конкретного дендрологического парка или ботанического сада определяются положением о нем, которое утверждается в том же порядке, в котором принимается решение о его организации. Положение о конкретном дендрологическом парке или ботаническом саде разрабатывается в соответствии с типовым положением о дендрологических парках и ботанических садах в области.
8.Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств областного бюджета, экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
9.Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:
- в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности юридических и физических лиц;
- от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
- в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
10.Дендрологические парки и ботанические сады пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством области.
1.Охраняемые природные ландшафты - это природные комплексы, имеющие важное средообразующее значение, как правило, имеющие значительную площадь, включающие объекты как естественного, так и искусственного происхождения, цель охраны которых заключается в обеспечении сохранности принципиальной структуры ландшафтов.
2.Объявление участков суши охраняемыми природными ландшафтами производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Охраняемые природные ландшафты регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников. Охраняемые природные ландшафты местного (районного, городского) значения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за счет соответствующих бюджетов, экологических фондов и других не запрещенных законом источников.
4.Решения об образовании охраняемых природных ландшафтов регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и с соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых природных ландшафтов местного (районного, городского) значения - соответствующие органы местного самоуправления.
5.В границах охраняемых природных ландшафтов парков запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов (в том числе сплошные рубки леса с последующей распашкой или застройкой земель, либо созданием монокультур леса, мелиорация и осушение болот, другие работы, влекущие за собой принципиальное изменение гидрологического режима и геопластики территории и др.).
6.Задачи и особенности режима охраны конкретного охраняемого природного ландшафта определяются положением о нем, которое утверждается в том же порядке, в котором принимается решение об организации охраняемого природного ландшафта.
7.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах охраняемого природного ландшафта обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
1.Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
На природные парки возлагаются следующие задачи:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов;
- создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
2.Решения об образовании природных парков регионального (областного) значения принимает губернатор области по представлению государственного комитета охраны окружающей среды области и по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется правительством области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
3.Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств областного бюджета природоохранного учреждения.
Средства природных парков, которыми они распоряжаются в установленном законом порядке, формируются также из:
- доходов, полученных от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;
- средств, полученных в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности юридических и физических лиц;
- безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
Природные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий природных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением режима охраны природных парков, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и области.
4.На различных участках природных парков может устанавливаться различный режим охраны и использования в зависимости от их экологической и рекреационной ценности. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены различные функциональные зоны (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные, зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов и иные).
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима охраны расположенных на их территории памятников истории и культуры.
В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
С администрациями природных парков согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития прилегаемых населенных пунктов. Задачи и особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утверждаемым в том же порядке, в котором принимается решение об организации природного парка. Положение о конкретном природном парке разрабатывается в соответствии с типовым положением о природных парках области и утверждается губернатором области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
1.Территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области, выделяются в местах локальной концентрации одного или нескольких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу области.
2.Присвоение территории статуса представляющей особую ценность для сохранения объектов растительного и животного мира, внесенных в Красную книгу области, производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов растительного и животного мира, внесенных в Красную книгу области, регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников.
4.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством области.
5.Статус территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области, присваивается губернатором области по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
6.На территориях, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области могут быть запрещены или ограничены любые виды хозяйственной деятельности, способные нанести ущерб объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу области, обитающим или произрастающим на данной территории.
7.Задачи и особенности режима охраны конкретной территории, представляющие особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области, определяются ее паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором принимается решение о присвоении территории статуса представляющей особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области. Паспорт составляется в соответствии с положением о Красной книге области, приложением к Красной книге области и типовым положением о территориях, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области.
8.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области, обязаны соблюдать установленный для этих территорий режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
9.Запрещения или ограничения хозяйственной деятельности на вновь выявленных территориях, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу области, вводятся предписаниями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды по инициативе любых заинтересованных организаций и граждан на основании акта обследования территории организацией-куратором, научным консультантом или экспертом Красной книги области на период до официального присвоения территории данного статуса.
1.Охраняемые природно-культурные объекты - природно-антропогенные объекты (стоянки первобытных людей, древние поселения и т.д.), представляющие экологическую и историческую (археологическую) ценность.
2.Объявление территории охраняемым природно-культурным объектом производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Охраняемые природно-культурные объекты регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников. Охраняемые природно-культурные объекты местного (районного, городского) значения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за счет соответствующих бюджетов, экологических фондов и других не запрещенных законом источников.
4.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены охраняемые историко-культурные объекты, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством области.
5.Решения об образовании охраняемых природно-культурных объектов регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды области и соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых природно-культурных объектов местного (районного, городского) значения - соответствующие органы местного самоуправления.
6.На территориях охраняемых природно-культурных объектов и их охранных зон запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
7.Задачи и особенности режима охраны конкретного охраняемого природно-культурного объекта определяются его паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором принимается решение об организации памятника ландшафтного искусства. Паспорт на охраняемый природно-культурный объект разрабатывается в соответствии с типовым положением об охраняемых природно-культурных объектах.
8.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены охраняемые природно-культурные объекты, обязаны соблюдать установленный в них режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
1.Охраняемые объекты природного комплекса городов - природные и природно-антропогенные объекты и комплексы, представляющие собой лесные и лесопарковые массивы, речные и овражные системы и другие участки природной среды, расположенные на территориях городских и сельских поселений и их зеленых зон и имеющие рекреационное, эстетическое, средообразующее и оздоровительное значение.
2.Отнесение территории к охраняемым объектам природного комплекса городов производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Охраняемые объекты природного комплекса городов регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников. Охраняемые объекты природного комплекса городов местного (районного, городского) значения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за счет соответствующих бюджетов, экологических фондов и других не запрещенных законом источников.
4.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены охраняемые объекты природного комплекса городов, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством области.
5.Решения об образовании охраняемых объектов природного комплекса городов регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых объектов природного комплекса городов местного (районного, городского) значения - соответствующие органы местного самоуправления.
6.На территориях охраняемых объектов природного комплекса городов и их охранных зон запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. Задачи и особенности режима охраны конкретных охраняемых объектов природного комплекса городов определяются их паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором принимается решение об организации охраняемых объектов природного комплекса городов. Паспорта на охраняемые объекты природного комплекса городов разрабатываются в соответствии с типовым положением об охраняемых объектах природного комплекса городов в области.
7.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены охраняемые объекты природного комплекса городов, обязаны соблюдать установленный в них режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
1.Охраняемые геологические объекты - уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношениях геологические образования и комплексы. Охраняемыми геологическими объектами объявляются природные объекты, не включающие иных объектов охраны, кроме ценных геологических образований, а также требующие проведения комплекса мероприятий по их сохранению и поддержанию.
2.Объявление территории охраняемым геологическим объектом производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Охраняемые геологические объекты регионального (областного) значения находятся в ведении правительства области и финансируются за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других не запрещенных законом источников. Охраняемые геологические объекты местного (районного, городского) значения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления и финансируются за счет соответствующих бюджетов, экологических фондов и других не запрещенных законом источников.
4.Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, на которых расположены охраняемые геологические объекты, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством области.
5.Решения об образовании охраняемых геологических объектов регионального (областного) значения принимает губернатор области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления, а об организации охраняемых геологических объектов местного (районного, городского) значения - соответствующие органы местного самоуправления.
6.На территориях охраняемых геологических объектов и их охранных зон запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности, целостности, утрату ими научных или эстетических качеств.
7.Задачи и особенности режима охраны конкретного охраняемого геологического объекта определяются его паспортом, который утверждается в том же порядке, в котором принимается решение об его организации. Паспорт на охраняемый геологический объект разрабатывается в соответствии с типовым положением об охраняемых геологических объектах в области.
8.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых расположены охраняемые геологические объекты, обязаны соблюдать установленный в охраняемых геологических объектах режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
1.Территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
2.Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
3.Решения об отнесении территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам регионального (областного) значения принимает губернатор области по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления, а к лечебно-оздоровительным местностям и курортам местного (районного, городского) значения - соответствующие органы местного самоуправления.
4.В границах лечебно - оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются законодательством Российской Федерации и законодательством области.
1.Государственными ресурсными заказниками объявляются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления запасов ресурсов живой природы (например, охотничьи, лесные, лекарственных растений и т.п.).
2.Объявление территории государственным ресурсным заказником производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3.Государственные ресурсные заказники находятся в ведении ведомств - природопользователей, выступивших с инициативой их создания. Государственные ресурсные заказники функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области, а также ведомственными нормативно - правовыми документами.
4.Решения об образовании государственных ресурсных заказников регионального (областного) значения принимает губернатор области по представлению соответствующего ведомства - природопользователя по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и с соответствующими органами местного самоуправления, а об организации государственных ресурсных заказников местного (районного, городского) значения - соответствующие органы местного самоуправления.
5.На территориях государственных ресурсных заказников может постоянно или временно запрещаться или ограничиваться любая деятельность, противоречащая целям сохранения и восстановления ресурсов живой природы, являющихся объектом охраны.
6.Задачи и особенности режима охраны конкретного государственного ресурсного заказника определяются положением о нем, которое утверждается в том же порядке, в котором принимается решение об организации заказника. Положение о государственном ресурсном заказнике разрабатывается в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми документами.
7.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных ресурсных заказников, обязаны соблюдать установленный в заказниках режим охраны и несут ответственность за его нарушение в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII.Основания и порядок ликвидации особо охраняемых природных территорий
1.Государственные природные заповедники и национальные парки создаются навечно и ликвидации не подлежат.
2.Иные территории могут быть ликвидированы по следующим основаниям:
а) истечение установленного срока организации, если его продление признано государственной экологической экспертизой нецелесообразным;
б) минование необходимости в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организована особо охраняемая природная территория, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т.д. и их восстановление стало невозможным).
3.Межрегиональные особо охраняемые природные территории могут быть ликвидированы совместным решением правительства области и соответствующих исполнительных органов сопредельных субъектов Российской Федерации.
4.Особо охраняемые природные территории областного значения могут быть ликвидированы решением Правительства Российской Федерации или губернатора области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
5.Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) могут быть ликвидированы решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
6.Внутрихозяйственные заказники могут быть ликвидированы решением предприятия (организации), их организовавшего.
Глава IX.Организация охраны особо охраняемых природных территорий
1.Охрана природных комплексов и объектов на территориях федерального значения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом области, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
2.Права должностных лиц, осуществляющих охрану территорий федерального значения, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об этих территориях и должностными инструкциями.
1.На территории межрегиональных природных комплексов охрана осуществляется специальной инспекцией по охране территорий, работники которой входят в штат регионального комплекса.
2.Руководитель регионального природного комплекса и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территорий региональных комплексов.
1.Охрана территорий природных комплексов областного значения осуществляется специальной службой охраны, работники которой входят в штат природного комплекса.
2.Руководитель природного комплекса и его заместитель являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территорий природных комплексов.
3.Должностные лица, осуществляющие охрану особо охраняемой территории областного значения, несут персональную ответственность за ее состояние и охрану.
4.Для охраны особо охраняемых природных территорий областного значения могут создаваться специальные подразделения по их охране. Положение о таких подразделениях утверждается губернатором области.
5.Охрана особо охраняемых территорий областного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положением о них.
1.Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, на которых охрана этих территорий возложена решениями органов местного самоуправления, а также должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов.
2.Для охраны особо охраняемых природных территорий местного значения могут создаваться специальные подразделения по их охране. Положение о таких подразделениях утверждается органом местного самоуправления.
3.Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них.
1.Должностные лица, на которых возложена охрана особо охраняемых природных территорий межрегионального, областного и местного значения, имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на этих территориях, разрешения на право пребывания на них;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и на территориях охранных зон, прилегающих к ним;
в) задерживать на особо охраняемых природных территориях лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации и области об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
г) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима особо охраняемых природных территорий, к административной ответственности;
д) изымать у нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
е) производить на особо охраняемых природных территориях досмотр транспортных средств, личных вещей;
ж) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на особо охраняемых природных территориях, для проверки соблюдения требований законодательства от особо охраняемых природных территориях;
з) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особо охраняемых природных территорий.
2.Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране особо охраняемых природных территорий, помимо указанных в пункте 1 данной статьи, предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму особо охраняемых природных территорий;
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий в результате нарушений установленного режима особо охраняемых природных территорий;
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
3.Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
4.Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройство для принудительной остановки транспорта, служебных собак. Они обеспечиваются также средствами индивидуальной защиты.
5.Должностным лицам, уполномоченным на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
6.Иные права должностных лиц, уполномоченных на охрану особо охраняемых природных территорий, определяются положениями об этих территориях и должностными инструкциями.
7.Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
8.Перечень должностей и организаций, на которые распространяются права, предусмотренные настоящей статьей, утверждается губернатором области.
Глава X.Ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях
1.За нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях могут применяться следующие виды ответственности:
- дисциплинарная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- уголовная.
2.Условия и порядок применения указанных в пункте 1 настоящей статьи видов ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица возмещают убытки, причиненные ими в результате нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в установленном федеральным законодательством порядке.
Споры в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также имущественные споры, связанные с причинением вреда особо охраняемым природным территориям и объектам, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Глава XI.Межрегиональное и международное сотрудничество и договоры
1.Еврейская автономная область поддерживает, развивает сотрудничество и обмен опытом в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов с другими регионами Российской Федерации, а также с зарубежными странами и заключает соответствующие договоры с другими регионами Российской Федерации.
2.Международные договоры, имеющие отношение к охране особо охраняемых природных территорий, заключенные Российской Федерацией, имеют приоритетное значение на территории области.
Глава XII.Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Н.М.ВОЛКОВ
г. Биробиджан
26 февраля 1999 года
N 85-ОЗ