-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Еврейская автономная область
Закон от 29 июня 2005 года № 514-ОЗ
О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Принят
- Законодательным Собранием Еврейской автономной обл.
29 июня 2005 года
В редакциях
-
от 14.11.2005 № 588-ОЗ,
-
от 25.01.2006 № 639-ОЗ,
-
от 25.06.2008 № 401-ОЗ,
-
от 21.07.2010 № 793-ОЗ,
-
от 29.02.2012 № 36-ОЗ.
Настоящий закон в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством, регулирует отношения, связанные с образованием и основными направлениями деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Еврейской автономной области (далее - область).
Правовую основу образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории области составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иные федеральные нормативные правовые акты, настоящий закон и иные нормативные правовые акты области.
Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон).
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами, обеспечивающими эффективное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории области.
2.Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в области составляют:
1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области (далее - комиссия области);
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Биробиджанском, Ленинском, Смидовичском, Октябрьском, Облученском районах, городе Биробиджане (далее - районные (городская) комиссии).
1.В состав комиссии области входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, члены комиссии, являющиеся представителями органов государственной власти и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних области, а также включаемые в установленном порядке представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, различных общественных объединений и религиозных организаций, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей. Комиссия области образуется правительством области.
2.Ответственный секретарь комиссии области работает на постоянной штатной основе, является государственным гражданским служащим области.
3.Положение о комиссии области, ее численный и персональный состав утверждаются правительством области.
4.Районные (городская) комиссии образуются органом исполнительной власти области, уполномоченным правительством области (далее - уполномоченный орган), который утверждает положение о комиссии и ее персональный состав.
5.В состав районной (городской) комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь и члены комиссии. В состав комиссии могут включаться в установленном порядке представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области.
6 - 7.Утратили силу.
1.Финансовое обеспечение деятельности комиссии области осуществляется за счет средств областного бюджета.
2.Абзац первый утратил силу.
Часть вторая утратила силу.
Комиссия области в пределах своей компетенции:
1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) оказывает районным (городской) комиссиям организационно-методическую помощь;
3) принимает участие в разработке правовых актов и программ защиты прав и охраняемых законом интересов, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) регулярно информирует в установленной форме губернатора и правительство области о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних на территории области;
5) осуществляет анализ деятельности районных (городской) комиссий, обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) изучает и анализирует состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;
7) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, рассматривает жалобы на постановления комиссий;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Районные (городская) комиссии:
1) осуществляют предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) оказывает содействие в определении форм устройства несовершеннолетних;
3) осуществляют не реже одного раза в год комплексный анализ полученных данных о положении детей в целом на территории муниципального образования, о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних;
4) принимают участие в разработке программ по предупреждению антиобщественных и асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних;
5) рассматривают дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законом области "Об административных правонарушениях";
6) вносят в органы местного самоуправления муниципальных образований и организаций независимо от их организационно-правовых форм представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссии и непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссии;
8) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
9) направляют информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности, несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений, несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колонии, другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
10) направляют материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в органы управления здравоохранением для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
11) принимают решение о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или законных представителей, а также самих несовершеннолетних, если они достигли возраста четырнадцати лет;
12) рассматривают представление органа управления образовательного учреждения об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним до получения им общего образования с согласия родителей или законных представителей, а также органа управления образованием муниципального образования либо об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, не получившего общего образования;
13) принимают в месячный срок совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом управления образованием муниципального образования меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения;
13-1) принимают в месячный срок совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, и органом управления образованием муниципального образования меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении;
14) применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области;
15) участвуют в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссии и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
16) дают согласие на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) и в случае необходимости принимают меры по трудоустройству несовершеннолетнего;
17) ведут контроль за проведением органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями;
18) вносят предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
19) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
20) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством области.
1.Районные (городская) комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения и неработающих, ведут их персональный учет, принимают участие в устройстве этих несовершеннолетних.
2.Утратила силу.
3.В случаях, если после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа или освобождения его из воспитательной колонии возвращение несовершеннолетнего на прежнее место жительства невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или законных представителей, лишением родителей в установленном законом порядке родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, районная (городская) комиссия, расположенная по месту нахождения указанных учреждений, на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего в образовательное учреждение или трудоустройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также меры по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
1.По результатам рассмотрения материала (дела) в отношении несовершеннолетнего районная (городская) комиссия с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка может применить следующие меры воздействия:
1) объявить замечание;
2) обязать принести публично или в иной форме извинение потерпевшему;
3) направить несовершеннолетнего, достигшего восьмилетнего возраста, с согласия его родителей или иных законных представителей, а несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, с его согласия и согласия его родителей или иных законных представителей в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа при отсутствии медицинских противопоказаний;
4) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения;
5) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях;
6) обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой о направлении в суд ходатайства об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.
2.В случае, предусмотренном федеральным законодательством, районная (городская) комиссия ходатайствует перед судом о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
3.О вынесенном решении о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушения районная (городская) комиссия извещает подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.
4.В случае необходимости районная (городская) комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами (наркологом, психиатром, психологом).
5.В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, районная (городская) комиссия вправе принимать к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.
6.При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения районная (городская) комиссия принимает решение о целесообразности проведения с ним профилактической работы службами, осуществляющими профилактику правонарушений и преступлений.
7.Постановление районной (городской) комиссии об объявлении замечания несовершеннолетнему действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено указанной комиссией.
8.Постановление районной (городской) комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления поведения несовершеннолетнего и может быть отменено указанной комиссией по ходатайству родителей (законных представителей), если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
1.К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, районная (городская) комиссия может применять следующие меры воздействия:
1) вынести общественное порицание;
2) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;
3) обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
5) наложить административное наказание в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
2.Постановление районной (городской) комиссии о вынесении общественного порицания родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей комиссией.
1.В целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних при рассмотрении материалов на заседании районной (городской) комиссии она вносит в орган местного самоуправления муниципального образования и организации независимо от их организационно-правовой формы соответствующие представления.
2.Должностные лица органов и организаций, указанных в настоящей статье, в течение одного месяца со дня получения представления районной (городской) комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить соответствующей районной (городской) комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
Районной (городской) комиссией в исключительных случаях может быть установлен сокращенный срок рассмотрения представления и принятия соответствующих мер.
Абзац утратил силу.
Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу закон области от 26.04.2000 N 171-ОЗ "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Еврейской автономной области".
1.Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
2.Положения статей 3, 4, 5 настоящего закона применяются при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и распространяются на правоотношения, возникающие с 1 января 2006 года.
3.Губернатору области, правительству области и органам местного самоуправления в течение месяца привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.
Вице-губернатор области
Г.А.АНТОНОВ
г. Биробиджан
29 июня 2005 года
N 514-ОЗ