Чувашская Республика
Решение от 22 декабря 2011 года
По делу № 79-Р-2011
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
22 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
А.А.Гаврилов - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю.- ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
Леонтьева Л.Г. - специалист-эксперт отдела товарных рынков,
рассмотрев дело № 79-Р-2011, возбужденное в отношении редакции газеты «Утренняя почта» по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения на странице 1 газеты «Утренняя почта» от 21 ноября 2011 г. № 45 (599) рекламы медицинских услуг ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт»,
в присутствии главного редактора газеты «Утренняя почта» Ивановой О.К.,
21 ноября 2011 г. в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе установлен факт распространения на странице 1 рекламно-информационной газеты «Утренняя почта» от 21 ноября 2011 г. № 45 (599) следующей информации: «ОАО «Санаторий «Чувашия курорт». Водогрязелечебница. Лечение женского бесплодия воспалительного или эндокринного генеза, гинекологических заболеваний «Счастливая семья», «Здоровье женщины». Г. Чебоксары, ул. М. Павлова, 29. Тел.: 41-10-74, 41-66-32, т/ф 41-38-96. E-mail: chuvkurort@mail.ru, www. chuvkurort.com. Лицензия ЛО-21-01-000458 Минздравсоцразвития ЧР».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рассматриваемая реклама ОАО «Санаторий «Чувашия курорт» не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Отраслевому классификатору «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113, медицинская помощь - комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидеми-ческие мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
Классификация сложных и комплексных медицинских услуг приведена в Отраслевом классификаторе, утвержденном приказом Минздрава России от 16.07.2001 № 268 «О введении Классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» (ОК 91500.09.0002-2001).
Данный классификатор представляет собой построенный по иерархической системе классификации систематизированный свод кодов и наименований сложных и комплексных медицинских услуг, применяемых при оказании медицинской помощи. При этом определено, что сложной медицинской услугой является набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и так далее, отвечающий формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения»; комплексная медицинская услуга - это набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения»; прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно Приложению.
Данным Перечнем к виду медицинской деятельности отнесены, в том числе, работы (услуги) по акушерству и гинекологии, физиотерапии.
Согласно действующей в Российской Федерации Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) все виды женского бесплодия относятся к разделу «Невоспалительные болезни женских половых органов», группе «Женское бесплодие», коды 97.0-97.9.
Следовательно, диагностика и лечение бесплодия являются медицинскими работами (услугами).
Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что в ней содержится прямое указание на осуществление диагностики и лечения женского бесплодия воспалительного или эндокринного генеза, гинекологических заболеваний, что в силу названных норм является оказанием медицинских услуг, поскольку фактически подразумевает прием (осмотр, консультацию, проведение лечебных процедур) граждан врачами-специалистами (гинекологами), то есть оказание ими медицинской услуги.
Реклама медицинских услуг ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт», опубликованная на странице 1 газеты «Утренняя почта» от 21 ноября 2011 г. № 45 (599), нарушает требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», поскольку не сопровождается обязательным предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из выходных данных следует, что учредителем рекламно-информационной газеты «Утренняя почта» является ФГУП «Почта России», главным редактором Иванова О.К.
Главный редактор газеты «Утренняя почта» Иванова О.К. пояснила, что ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» размещает рекламу своих услуг в газете «Утренняя почта» с 25 июля 2011 г.. В первоначально утвержденном рекламодателем тексте реклама медицинских услуг сопровождалась предупреждением следующего содержания: «имеются противопоказания, проконсультируйтесь с врачом». В газете «Утренняя почта» от 21.11.2011 № 45 был размещен обновленный рекламный блок, предоставленный и утвержденный рекламодателем по электронной почте. При этом верстальщик газеты своевременно не предупредил главного редактора о произведенных изменениях в тексте.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку на момент рассмотрения дела редакция газеты «Утренняя почта» в очередном номере газеты (от 15.12.2011 № 49) устранила нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, дополнив рекламный модуль ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» обязательным в силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» предупреждением, Комиссия считает, что необходимость в выдаче предписания ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
1.Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт», распространенную на странице 1 газеты «Утренняя почта» от 21 ноября 2011 г. № 45 (599), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2.Не выдавать редакции газеты «Утренняя почта» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения настоящего дела.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.