Чувашская Республика
Решение от 07 июля 2010 года № 26-Р-2010

О нарушении законодательства о рекламе

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
07 июля 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2010 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
  1.        председатель Комиссии: 
           Гаврилов А.А. - зам. руководителя Чувашского УФАС России; 
           члены Комиссии: 
           Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы, 
           Ланская Г.Ю.  - ведущий    специалист-эксперт    отдела    естественных 
                           монополий и рекламы, 
  2. рассмотрев дело N 26-Р-2010 по признакам нарушения ЗАО "Н." пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе банковских услуг (предоставление кредита), распространенной на стр. 20 "Российской газеты" N 92 (5171) от 29.04.2010
    в присутствии:
    Н.К.С., начальника отдела регионального развития Чувашской Республики ЗАО "Н." (по доверенности <...>)
    03.06.2010 при проведении проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт обнародования на стр. 20 "Российской газеты" N 92 (5171) от 29 апреля 2010 г. рекламной статьи Екатерины Доброй под заголовком "Деньги для бюджетников. Работники госучреждений районных центров и сел получили доступ к кредитам".
    В названной статье содержится информация о том, что "благодаря федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы Национального банка сбережений взять заем может любой сотрудник госучреждения независимо от доходов". При этом подчеркивается легкость получения кредита - что "для того чтобы оформить кредит, не надо ехать в банк, стоять в очередях и тратить время на сбор документов. Представитель программы приедет к клиенту на работу в удобное для него время и заполнит все необходимые документы. Понадобится только паспорт и его ксерокопия. А уже на следующий день деньги поступят, по выбору заемщика, либо на зарплатную карту, либо на счет в любом другом банке".
    Статья 3 Федерального закона "О рекламе", определяет информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке как рекламу.
    Информация ЗАО "Н." о предоставлении банковских услуг является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы.
    В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    В соответствии пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
    Представитель ЗАО "Н." Н.К.С. пояснил, что банк не согласен с тем, что в рекламе Федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы содержатся признаки нарушения Федерального закона "О рекламе". В рамках федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы гражданин может получить кредит в сумме от 5000 руб. до 300000 руб. (без заключения договора страхования), до 341000 руб. (с заключением договора страхования при сроке кредита 3 года) или до 355000 руб. (с заключением договора страхования при сроке кредита 7 лет). В рамках подпродукта Федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы "Кредит для руководителей" минимальная сумма кредита составляет 750000 руб., максимальная сумма кредита не ограничена. В рекламе не называлась ни максимальная, ни минимальная сумма кредита. Формулировка "максимальную сумму займа легко посчитать, умножив на десять свою среднемесячную зарплату" позволяет потенциальному заемщику представить, какую сумму кредита в рамках программы он может получить. Указанная арифметическая операции является элементом методики расчета кредитоспособности заемщика, которой пользуются сотрудники банка, принимая кредитное решение, а не элементом рекламируемого банковского продукта. Отсутствие платы за то или иное действие не уменьшает и не увеличивает стоимость кредита, то есть не влияет на фактическую стоимость кредита.
    Комиссия, выслушав доводы представителя банка, считает их подлежащими отклонению по следующим основаниям.
    Из представленной ЗАО "Н." "Федеральной программы кредитования работников бюджетной сферы" следует, что к заемщику предъявляются особые требования: "срок работы в организации не менее 3-х месяцев, успешно пройденный испытательный срок, гражданство Российской Федерации, минимальный возраст - 21 год, максимальный возраст - 70 лет, в случае заключения договора страхования максимальный возраст заемщика на момент окончания договора страхования - 68 лет".
    Кроме паспорта и его ксерокопии для оформления кредита согласно федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы требуются заявление на выдачу кредита в 2 экз., анкета, распоряжение о переводе части заработной платы на счет в ЗАО "Н.", доверенность на открытие счета в ЗАО "Н.", справка по форме 2-НДФЛ и соглашение с организацией, в которой работает заемщик.
    В соответствии с пунктом 1 Порядка разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.
    Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
    Одновременное использование словосочетаний "федеральная программа", "бюджетная сфера", "национальный банк", содержащихся в наименовании банковского кредитного продукта и наименовании банка, вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно разработчика программы и ее исполнителя, создает у них впечатление, что рассматриваемая программа разработана Правительством Российской Федерации, имеет бюджетное финансирование, а банк определен в качестве ее исполнителя. В данном случае рекламодатель умышленно с целью введения потребителей рекламы в заблуждение использовал словосочетания "федеральная программа", "бюджетная сфера", "национальный банк", вызывающие у потребителей доверие, поскольку они связаны с деятельностью государственных органов.
    Реклама ЗАО "Н." нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", выразившиеся в позиционировании программы кредитования работников бюджетной сферы, разработанной банком, как Федеральной программы и несоответствии информации о легкости и простоте получения кредитов требованиям, предъявляемым к заемщику в реальности.
    В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Федеральный закон "О рекламе" обязывает рекламодателя предоставлять потребителю рекламы всю значимую и необходимую информацию, для того чтобы он мог сделать верный вывод о свойствах объекта рекламирования, приобрести его и использовать надлежащим образом.
    Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.
    В данном случае нарушение запрета, установленного частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", связано с непредставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к легкости получения банковского кредита - "благодаря федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы Национального банка сбережений взять заем может любой сотрудник госучреждения независимо от доходов", простоте расчета максимальной суммы кредита - "максимальную сумму займа легко посчитать, умножив на десять свою среднемесячную зарплату", уникальным свойствам - "для того чтобы оформить кредит, не надо ехать в банк, стоять в очередях и тратить время на сбор документов. Представитель программы приедет к клиенту на работу в удобное для него время и заполнит все необходимые документы. Понадобится только паспорт и его ксерокопия. А уже на следующий день деньги поступят, по выбору заемщика, либо на зарплатную карту, либо на счет в любом другом банке...".
    Любой заемщик денежных средств ищет наиболее выгодный вариант получения кредита, только при осведомленности обо всех условиях его предоставления, потребитель может принять правильное для себя решение. Недосказанность, сокрытие важной информации вводит в заблуждение клиента и отнимает время.
    Поскольку реклама услуг о предоставлении кредитов ЗАО "Н." направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
    Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
    Комиссия, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, пришла к выводу о доказанности факта нарушения требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе ЗАО "Национальный банк сбережений" о предоставлении кредитов по федеральной программе кредитования работников бюджетной сферы.
    В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 28 - 30 настоящего Закона несет рекламодатель.
    В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    Оплата за размещение рекламы в выпуске "Российская газета-Неделя" на региональных полосах "Волга-Кама" произведена ЗАО "Н." платежным поручением N 0774 от 26.04.2010 согласно счету N 68 от 15 апреля 2010 г., выставленному филиалом ФГУ "Редакция "Российской газеты" г. Казань.
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу банковских услуг о предоставлении кредитов ЗАО "Н.", распространенную в "Российской газете" N 07 (974) от 01.02.2010, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    2.Выдать ЗАО "Н." предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены Комиссии
    Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
    Г.Ю.ЛАНСКАЯ