Чувашская Республика
Решение от 25 января 2012 года № 223-АМЗ-2011

О прекращении производства по делу о нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
25 января 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2012 года.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 223-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Винокуровой Н.Ю. - заместителя руководителя - начальник отдела товарных рынков управления (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    при участии на заседании:
    - представителя ответчика - администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики - главы администрации Л.;
    - представителя ответчика - ООО "Ж." - генерального директора общества К. (приказ от 07.09.2009 N 16-к, Протокол внеочередного собрания акционеров ООО "Ж." от 04.09.2009);
    при отсутствии на заседании представителя администрации Моргаушского района Чувашской Республики, извещенной надлежащим образом,
    рассмотрев дело N 223-АМЗ-2011, возбужденное в отношении администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - администрация Большесундырского сельского поселения) по признакам нарушения статей 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и в отношении администрации Большесундырского сельского поселения и Общества с ограниченной ответственностью "Ж." Моргаушского района Чувашской Республики (далее - ООО "Ж.") по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции,
    В Чувашское УФАС России из Прокуратуры Чувашской Республики поступили материалы проверки, проведенной прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики, в отношении администрации Большесундырского сельского поселения по признакам нарушения антимонопольного законодательства: предоставление в аренду муниципального имущества в виде объектов водоснабжения без проведения торгов хозяйствующему субъекту ООО "Ж.".
    Прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики установлено, что 01.01.2011 между администрацией Большесундырского сельского поселения с одной стороны и ООО "Ж." с другой стороны на период с 01.01.2011 по 30.12.2011 заключен договор аренды муниципального имущества: объекты водоснабжения - водонапорные башни со скважинами и водопроводными сетями с балансовой стоимостью - 2 588 803 руб. 00 коп. (далее - имущество).
    В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции конкурс либо аукцион на право заключения договоров, не проводился.
    В нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" перед заключением договоров аренды не проведена оценка данного имущества.
    Указанные нарушения, по мнению прокуратуры Моргаушского района Чувашской Республики, противоречат требованиям законодательства о противодействии коррупции, поскольку при нарушении установленного порядка предоставления муниципального имущества в аренду в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" главой сельского поселения фактически предоставлены выгоды имущественного характера третьим лицам (ООО "Ж."), так как муниципальное имущество было передано не на конкурсной основе, а также не была установлена оценочная стоимость аренды данного имущества, что могло повлечь его предоставление по заниженным ценам.
    На заседании Комиссии представитель администрации Большесундырского сельского поселения пояснил, что данное имущество получено в 2007 году из муниципальной собственности Моргаушского района Чувашской Республики на основании решения Моргаушского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2007 N С-22/6, по состоянию на сегодняшний день в собственность муниципального образования - Большесундырское сельское поселение, не оформлено (нет свидетельств о государственной регистрации права собственности), ведется работа по оформлению права собственности.
    В целях обеспечения населения сельского поселения водой муниципальное имущество сдается в аренду ООО "Ж." с 2008 года. Договор аренды от 01.01.2011 N 1 с ООО "Ж." заключен без проведения торгов.
    ООО "Ж." письмом (вх. Чувашского УФАС России от 26.12.2011 N 05-04/9738) сообщило следующее.
    ООО "Ж." создано 29.04.2008. Целью деятельности общества является решение вопросов местного значения, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности Моргаушского района, своевременное и качественное обеспечение населения и предприятий Моргаушского района жилищно-коммунальными услугами.
    ООО "Ж." было создано для выполнения условий получения финансовой поддержки за счет включения Моргаушского района в программу софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ согласно статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
    В мае 2008 года в ООО "Ж." были переданы в аренду объекты водоснабжения Большесундырского сельского поселения. Целью передачи объектов водоснабжения в ООО "Ж." являлось своевременное и качественное обслуживание населения, бесперебойное водоснабжение питьевой водой, контроль качества питьевой воды, своевременная оплата за потребленные объектами водоснабжения энергоресурсы, своевременный ремонт и содержание объектов водоснабжения, организованный сбор платы за водопотребление населения.
    С 2008 года по 2011 год договоры аренды объектов водоснабжения продлевались путем заключения новых договоров. Согласно пункту 4.3.3 Договора аренды ООО "Ж." в преимущественном порядке перед другими лицами имеет право заключить договор аренды на новый срок. Со стороны администрации Большесундырского сельского поселения отказы от продлевания договоров не поступали.
    01.01.2011 сторонами также был подписан договор аренды объектов водоснабжения Большесундырского сельского поселения.
    ООО "Ж." не считает заключение договоров аренды объектов водоснабжения нарушением статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. согласно статье 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, заключенных до 01.07.2008.
    Также, на заседании Комиссии представителем ООО "Ж." представлены документы, подтверждающие, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчиков, приходит к следующему.
    Рассматриваемое имущество было передано муниципальному образованию Болшесундырское сельское поселение из муниципальной собственности Моргаушского района Чувашской Республики на основании решения Моргаушского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2007 N С-22/6.
    Решением Собрания депутатов Большесундырского сельского поселения от 20.03.2008 N С-21/1 "О приеме объектов инженерной инфраструктуры из муниципальной собственности Моргаушского района Чувашской Республики в муниципальную собственность Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики" был принято решение принять имущество в муниципальную собственность.
    Иных документов, подтверждающих право собственности сельского поселения на имущество, нет.
    Согласно пояснениям представителя администрации в настоящее время ведется работа по оформлению права собственности на имущество.
    04.05.2008 между администрацией Большесундырского сельского поселения и ООО "Ж." заключен Договор аренды N 1 имущества на срок с 04.05.2008 по 31.12.2008, где в пункте 4.3.3 определено, что Арендатор имеет право по истечении срока действия Договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному Арендодателю - администрации, не позднее чем за 2 (два) месяца до истечения срока действия Договора. Кроме того, в пункте 6.2 определено, что Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончании срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Размер арендной платы определен в приложении N 1 к Договору в размере 24000 руб. с НДС в год.
    Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (статья вступила в силу с 01.07.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
    В дальнейшем договор аренды продлевался путем заключения договоров с такими же условиями на новые сроки:
    - 01.01.2009 между администрацией Большесундырского сельского поселения и ООО "Ж." заключен Договор аренды без N на срок с 01.01.2009 по 31.12.2009;
    - 01.01.2010 между администрацией Большесундырского сельского поселения и ООО "Ж." заключен Договор аренды N 1 на срок с 01.01.2010 по 31.12.2010;
    - 01.01.2011 между администрацией Большесундырского сельского поселения и ООО "Ж." заключен Договор аренды N 1 на срок с 01.01.2011 по 30.12.2011.
    В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
    При вовлечении имущества в сделку в 2008 - 2011 годах оценка имущества не проводилась.
    Законодательство, действовавшее на момент заключения договора аренды от 04.05.2008 N 1, не регулировало порядок определения арендной платы по договорам аренды муниципального имущества и не предусматривало установление арендной платы по цене, равной рыночной стоимости.
    В силу части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
    Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
    2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
    - микропредприятия - 60 млн. рублей;
    - малые предприятия - 400 млн. рублей;
    - средние предприятия - 1000 млн. рублей.
    ООО "Ж." (ОГРН - 1082136000264) представило Комиссии документы, подтверждающие, что Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства:
    - свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 18.11.2009 серии 21 N 002163227;
    - согласно выписки из ЕГРЮЛ от 08.12.2011 N 310 доля муниципального образования администрация Моргаушского района Чувашской Республики составляет 25% (согласно разделу 4 Устава размер уставного капитала Общества составляет 110000 рублей, всего 4 участника: муниципальное образование - Моргаушский район Чувашской Республики - 27500 рублей, физические лица - П., З. и К. - по 27500 рублей);
    - среднесписочная численность работников на 01.01.2011 составляла 18 человек (справка ООО "Ж." от 11.01.2012 N 1);
    - выручка за 2011 год составила менее 6,5 млн. рублей.
    Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
    Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
    Действия администрации Большесундырского сельского поселения и ООО "Ж." подпадают под часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, позволяющей продлевать договор до 01.07.2015 без проведения торгов (конкурсов и аукционов). Следовательно, заключив в 2008 году и в последствии продлевая договор путем заключения новых договоров, администрация Большесундырского сельского поселения не допустила нарушение статей 15 и 17.1 Закона о защите конкуренции, а также администрация Большесундырского сельского поселения и ООО "Ж." не допустили нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
    Кроме того, администрация Большесундырского сельского поселения провела оценку муниципального имущества по состоянию на 01.12.2012 - представила копию "Отчета от 13.12.2011 N 469-11 по определению рыночной стоимости величины годовой арендной платы муниципального имущества Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики" (35 объектов), выполненных 13.12.2011 ООО "П." <...> и на основании Постановлений администрации Большесундырского сельского поселения от 13.12.2011 N 149 и от 14.12.2011 N 150 объявила аукцион на право заключения договора аренды по объектам недвижимости имущества "Комплекс водоснабжения и водопроводные сети" (аукцион проводится 31.01.2012).
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и ООО "Ж." отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Рассмотрение дела, возбужденного в отношении администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по признакам нарушения статей 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в отношении администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и ООО "Ж." по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.ВИНОКУРОВА
    Члены Комиссии
    С.Г.ДАНИЛОВА
    Н.Д.ИВАНОВ
    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.