О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
Чувашская Республика
Постановление от 30 мая 2012 года
О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
По делу № 8/04-А-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
30 мая 2012 года
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеев Валерий Вячеславович,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 8/04-А-2012, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Водоканал» (адрес: пр.Мясокомбинатский, д. 12, г. Чебоксары, 428024, ИНН 2130017760, КПП 213001001, ОГРН 1072130006376, ОКПО 03319848) по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в присутствии представителя общества Климовой Е.Л. по доверенности от 02.05.2012 №1054/30
В Чувашское УФАС России 29.06.2011г. обратилось ООО «Фирма «Старко» с заявлением (от 28.06.2011г. №767/10) о проведении проверки правомерности взимания ОАО «Водоканал» платы за подключение объекта «Жилого дома поз. 10". расположенного в микрорайоне 1А «Грязевская стрелка» (1А Центр) по адресу: г.Чебоксары, бульвар О.Волкова, д.5, и обоснованности выполнения работ по созданию систем коммунальной инфраструктуры за границей земельного участка.
На основании обращения ООО «Фирма «Старко» приказом Чувашского УФАС России от 07.07.2011 № 216 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» было возбуждено дело № 104-АМЗ-2011 в отношении ОАО «Водоканал» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
По результатам проведенного 05.07.2005 открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона 1А «Грязевская стрелка» ООО «Фирма «Старко» признано победителем.
ОАО «Водоканал» (ЧМУПП «Водоканал») 19.05.2005 выдало ООО «Фирма «Старко» технические условия № 5247/17 на проектирование водоснабжения и водоотведения микрорайона 1МКР "Грязевская стрелка".
Согласно данным техническим условиям водоснабжение объекта с общим расходом 4030 куб. м/сутки можно осуществить от существующего водовода диаметром 600 миллиметров, проходящего по улице Ярославской, в районе улицы Композиторов Воробьевых, и водопровода диаметром 300 миллиметров, проходящего по улице Энгельса в районе улицы Харьковской, с кольцеванием их водопроводом диаметром 300 миллиметров по улицам Энгельса - Ярославской, согласно прилагаемой схеме (точка "А" и точка "Б" - условные точки подключения). В качестве дополнительных условий указано: восстановить водовод диаметром 500 миллиметров, проходящий через проектируемый микрорайон - переложить на участке прохождения оврага на глубину не более двух метров, выполнить присоединение его к водоводу диаметром 600 миллиметров на улице Чапаева с установкой задвижки. Водоотведение объекта осуществить путем подключения водоотводящей линии к существующему коллектору диаметром 500 миллиметров, проходящему по улице Ярославской, и коллектору № 6 при условии перекладки его с увеличением диаметра до 600 миллиметров на участке от ранее переложенного участка по улице Пионерской до точки подключения проектируемого микрорайона.
По результатам конкурса администрация города Чебоксары и Фирма подписали договор от 29.07.2005 № 55 о выполнении условий предоставления ООО «Фирма «Старко» прав заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона 1А «Грязевская стрелка» города Чебоксары.
В августе 2007г. ОАО «Водоканал» выдало ООО «Фирма «Старко» технические условия № 7399/17 на проектирование систем водоснабжения и канализации на объект «Жилые дома поз. 10 и поз.12» МКР 1А «Грязевская стрелка». Согласно данными техническими условиями водоснабжение и водоотведение возможно осуществить в соответствии с ранее выданными техническими условиями №5247/17 от 19.05.2005г. и схемой НВК МКР 1А «Грязевская стрелка».
ОАО «Водоканал» и ООО «Фирма «Старко» заключили договор на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям от 26.11.2008 № 440-7399/17, по условиям которого исполнитель обязался произвести подключение объекта «Жилого дома поз.10», расположенного в микрорайоне 1А «Грязевская стрелка» со следующими запрашиваемыми мощностями: водоснабжение 253,6 куб. м/сутки, канализование 253,6 куб. м/сутки, а заказчик обязался произвести оплату за подключение в размере, определенном договором.
В пункте 3.1 указанного договора определен тариф на подключение к системам водоснабжения и канализации, в пункте 3.2 - размер платы за подключение в сумме 4668 121,60 руб.
Данный договор заказчиком не подписан, в связи с выполнением за счет собственных средств инженерных коммуникаций и сооружений вне границ земельного участка.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 17.11.2006 № 405 утверждена Инвестиционная программа ОАО "Водоканал" по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2007 - 2010 годы.
В данную инвестиционную программу заложены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения по микрорайону 1А «Грязевская стрелка» (МКР 1А «Центр»), а не по конкретному объекту «Жилому дому поз. 10»
В пункте 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83), установлено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Пунктом 7 Правил №83 определено, что в случае, если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 7 Правил №83, условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктом 7 Правил №83.
Согласно пункту 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007г. № 360 (далее - Правила № 360) по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В случае, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил № 360).
Пунктом 4 Правил № 360 установлено, что для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.
В силу пункта 20 Правил № 360 исполнитель обязан, в том числе, осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены в пункте 14 Правил № 360, при осуществлении исполнителем -организацией коммунального комплекса мероприятий по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, т.к. поскольку в силу пунктов 2, 4, 20 Правил № 360 данная обязанность возложена на исполнителя -организацию коммунального комплекса.
Из вышеизложенного следует, что ОАО «Водоканал», как исполнитель, должно подготовить системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства ООО «Фирма «Старко» и подключить сетям инженерно-технического обеспечения, а ООО «Фирма «Старко» должно подготовить объект к подключению в пределах границ земельного участка.
Комиссией установлено и подтверждается актами и справками о выполненных работах, письмом ОАО «Водоканал» от 29.12.2009 № 2850/19, высланным в администрации города Чебоксары и ООО «Фирма «Старко», что все работы по созданию системы водоснабжения и водоотведения по поз. 10 как до точек подключения на границе земельного участка, так и за пределами этой границы выполнило ООО «Фирма «Старко».
Каких-либо доказательств обратного ОАО «Водоканал» не представлено.
Комиссия в ходе рассмотрения дела пришла к выводу, что у ОАО «Водоканал» никаких расходов, связанных с технологическим присоединением объекта капитального строительства «Жилой дом поз. 10», расположенного по адресу бул. Волкова, д.5, к своим сетям не имеется, основания для взаиморасчетов и взимания платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения у ОАО «Водоканал» отсутствуют.
ОАО «Водоканал» по услугам водоснабжения и канализации приказом Чувашского УФАС России от 24.07.2009г. № 84 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющихся на рынке определенного товара долю более 35%, то есть данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на указанных рынках услуг.
ОАО «Водоканал» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим подключение объектов к принадлежащим обществу сетям холодного водоснабжения и канализации г.Чебоксары.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.06 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1 и 4 постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов лиц, в том числе действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него и экономически необоснованных.
Решением Комиссии Чувашского УФАС России от 26 августа 2011 года по делу № 104-АМЗ-2011 ОАО «Водоканал» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с совершением действий по навязыванию ООО «Фирма «Старко» условия платы в договоре на подключение объекта капитального строительства к водопроводным и канализационным сетям.
Частью 5 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, влекущего ответственность должностных и юридических лиц в виде административного штрафа.
ОАО «Водоканал» представило возражения на протокол об административном правонарушении, указав, что рассматриваемое правонарушение связано с заключением договора о подключении с условием внесения платы за подключение и не является длящимся, в связи с чем по мнению общества, истек срок давности привлечения к административной ответственности. Также общество просит учесть наличие смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 7 ч.1 ст. 4.2. КоАП РФ.
Заявленное ОАО «Водоканал» обстоятельство об истечении срока давности привлечения к административной ответственности отклоняется в виду следующего.
На сновании п. 5.1. договора № 440-7399/17 указанный договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до исполнения своих обязательств. Как следует из материалов дела на момент рассмотрения Комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства № 104-АМЗ-2011 (август 2011 года) обязательства сторон не были исполнены, в том числе по оспариваемым пунктам договора 3.1., 3.2., 3.3., т.е. договор продолжал действовать. Дополнительным соглашением к договору от 05.09.2011 указанные пункты договора были исключены. Следовательно, указное правонарушение, выразившееся в навязывании невыгодных условий договора (п.3.1.-3.3. договора на подключение к сетям водоснабжения от 26.11.2008 № 440-7399/17) является длящимся.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т.ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является вступление в силу решения Комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
При этом, п.6 статьи 4.5 КоАП РФ установлен особый порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ. На основании указанной нормы закона срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» датой принятия Решения Комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме.
Решение Комиссии по делу №104-АМЗ-2011 изготовлено в полном объеме 26 августа 2011 года.
Таким образом, срок давности по указанному нарушению исчисляется не со дня заключения договра, а со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен сам факт нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ признает юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «Водоканал» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, так как не предприняло необходимых мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине общества.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц: - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст. 3.5 КоАП РФ при расчете размера административного штрафа берется выручка от реализации услуг за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
Таким образом, при расчете штрафа берется выручка за 2010 год.
Из представленных ОАО «Водоканал» сведений за 2010 год следует, что совокупный размер суммы выручки составил 771 986 000 руб., размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, а именно услуги по подключению к системам водоснабжения и водоотведения, составил 30 806 000 руб.
С учетом нормы части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, определяющей ответственность юридического лица, штраф от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на рынке которого совершено административное правонарушение, в размере низшей санкции 0,003 составляет 92 418 руб., в размере максимальной санкции 0,03 составляет 924 180 руб.
Расчет базового штрафа по формуле: БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ
БШ=(924 180руб.- 92 418руб. )/2+ 92 418руб.=508 299руб.
К числу смягчающих административную ответственность обстоятельств относятся пункты 4,7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ: 1) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. 2) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
ОС 1 = (924 180руб.- 92 418руб.)/8= 103 970руб.
ОС 2 = 103 970руб. * 2 = 207 940руб.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ: повторное совершение однородного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
ОО = (924 180руб.- 92 418руб.)/8= 103 970руб.
Расчет размера административного штрафа (применяемого штрафа ПШ) ПШ=БШ+ (ОО х n) - (ОС х n)
ПШ= 508 299руб. + 103 970 - (103 970руб. * 2)= 404 329 руб.
Сумма штрафа составляет 0,013 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что не превышает установленное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ ограничение и не менее 100тыс.руб.
Применению подлежит полученная сумма штрафа в размере 404 329 руб.
При определении размера штрафа учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать ОАО «Водоканал» нарушившим части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.Назначить ОАО «Водоканал» наказание в виде административного штрафа значением 0,013 размера суммы выручки от услуг по подключению к системам водоснабжения и водоотведения в размере 404 329 руб. (Четыреста четыре тысячи триста двадцать девять рублей 00коп.).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН 2128017971, КПП 213001001 УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России)
Банк получателя:
ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России г. Чебоксары,
БИК 049706001, р/счет 40101810900000010005,
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКАТО 97401000000
Наименование платежа: «Денежные взыскания (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства».
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ (ред. от 27.07.2010г.) «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
В.В.Котеев
Постановление получил _______________________________ ______________2012