Чувашская Республика
Решение от 13 марта 2012 года

В отношении ООО «Инфолинк» ОАО «Ростелеком» ООО «Шупашкартранс-К» и ООО «Интернет — Центр»

По делу № 143-АМЗ-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
13 марта 2012 года
    Резолютивная часть оглашена 28 февраля 2012 г.
    Полный текст решения изготовлен 13 марта 2012 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 143-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Борисова В.А. - руководителя управления (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Новикова Д.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
    в отсутствии заявителя, уведомленного надлежащим образом,
    при участии на заседании представителей:
    ООО «Инфолинк»:
    Гоголева Михаила Александровича по доверенности от 14.09.2011;
    ОАО «Ростелеком»:
    Петровой Ирины Юрьевны по доверенностьи от 31.08.2011 № 531;
    ООО «Интернет- Центр»:
    Журавлевой Виктории Муратовны по доверенности № 2/12 от 26.01.2012;
    Сидякина Максима Борисовича по доверенности № 3/12 от 26.01.2012;
    ООО «Шупашкартранс-К»:
    Еремеевой Лианы Валерьевны по доверенности от 10.05.2011 г.
    рассмотрев дело № 143-АМЗ-2011 по признакам нарушения ООО «Инфолинк» (428000 г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 60А), ОАО «Ростелеком» (428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д.2), ООО «Шупашкартранс-К» (428024, г. Чебоксары, пр. Ленина, д.19, корп.1) и ООО «Интернет - Центр» (428000, г. Чебоксары, ул. К.Маркса д.19) пункта 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступила жалоба Куракова С.Н. на неправомерное установление операторами связи ОАО «Ростелеком», ООО «Инфолинк», ООО «Шупашкартранс-К» и ООО «Интернет-Центр» существенно разной стоимости для физических и юридических лиц на подключение и предоставление доступа к телефонии и сети Интернет, различной месячной оплатой обслуживания линий и разных тарифных планов.
    По указанным фактам Чувашское УФАС России возбудило настоящее дело.
    В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Ростелеком» пояснили, что действующим законодательством на операторов связи не возложена обязанность ведения раздельного учета затрат по телематическим услугам связи, Обществом не ведется раздельный учет затрат по рассматриваемому виду услуг в разрезе категорий пользователей. При формировании тарифов учитываются, в т.ч. такие факторы, как средняя величина потребления трафика абонентами и длительность периода наибольшего потребления трафика, которая у абонентов- юридических лиц больше, чем у абонентов - физических лиц. Установление тарифов разной величины для физических и юридических лиц также объясняется повышенными требованиями к обслуживанию абонентов - юридических лиц (выделение персональных менеджеров, более высокая скорость ответа на запросы клиентов и пр.), что связано с потреблением ими услуг для целей предпринимательской деятельности. При формировании тарифов данный фактор учитывается на основании прогнозных коэффициентов роста затрат на обслуживание абонентов различных сегментов. Предоставить расчет калькуляции затрат для подключения и получения доступа юридических лиц в Интернет в многоквартирных домах отдельно для подключенных и неподключенных к Интернету не представляется возможным в связи с тем, что в Обществе применяется одинаковый тариф независимо от наличия/отсутствия подключения к Интернету и Обществом не ведется раздельный учет затрат для подключения и получения доступа юридических лиц в Интернет в многоквартирных домах отдельно для подключенных и неподключенных к Интернету.
    Представители ООО «Инфолинк» пояснили, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности юридическому лицу требуется более высокая скорость Интернета, бесперебойная работа, резервные каналы связи. Это обуславливается, прежде всего тем, что организация чаще всего подключает не один компьютер, а несколько, а чаще всего в организации имеется целая локальная сеть, что приводит к более высокому потреблению трафика. При обслуживании юридического лица ширина канала не делится с другими абонентами и абоненту - юридическому лицу гарантированно предоставляется канал связи именно с теми характеристиками, которые были заявлены в договоре. Для обслуживания абонентов - юридических лиц требуется дополнительный квалифицированный персонал, такой как специальная бухгалтерия или расчетная служба, операторы абонентской службы, круглосуточная техническая поддержка для юридических лиц, технические специалисты для устранения аварий, персональные менеджеры по работе с юридическими лицами, курьерская служба для доставки расчетных и платежных документов, что так же учитывается при определении стоимости услуги для абонента - юридического лица. Стоимость подключения абонента - юридического лица определяется индивидуально, с учетом конкретной ситуации и фактического местоположения юридического лица.
    Представители ООО «Интернет Центр» пояснили, что экономические обоснования установления различных тарифов Обществом не проводились, т.к. его проведение представляется крайне затруднительным и не регламентировано законодательно, а также по причине отсутствия штатного экономиста. Абонентская плата по тарифам формируется из расчета средней величины потребления интернет-трафика абонентами, из которой складывается себестоимость услуги. У абонентов -юридических лиц средняя величина потребления интернет-трафика значительно больше, чем у физических лиц, так как зачастую в организациях подключен не один компьютер, а целая локальная сеть (от 2 до 30 компьютеров) и эти пользователи одновременно создают гораздо большую нагрузку, чем физические лица. Как показывает статистика, основная нагрузка на интернет-канал выпадает на период времени с 9 до 16 часов, т.е. в часы работы большинства организаций. Доступ в сеть интернет для организаций технически более дорогой, т.к. требует бесперебойной работы, а значит несколько резервных каналов. Так же для обслуживания юридических лиц привлекаются специалисты повышенной квалификации и оплаты труда: работа с юридическими лицами ведется персонально специалистами отдела продаж, расчеты с каждой организацией ведутся персональным бухгалтером, персональные специалисты технической службы, ориентированные на работу с юридическими лицами, курьерская доставка расчетных и платежных документов. А также состоянием конкурентной среды, а именно наличие значительного количества конкурентов на рынке телекоммуникационных услуг влияет на установление и динамику цен, устанавливаемых на услуги связи.
    Представитель ООО «Шупашкартранс-К» пояснил, что различие тарифов на оказание услуги о предоставлению доступа к сети «Интернет» для юридических лиц и физических лиц вызвано объективными обстоятельствами: разницей в величине потребления трафика и различием в техническом обеспечении (в том числе исходя из трафика потребления, количества оборудованных мест, и соответственно, стоимость накладных расходов).
    Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчиков, Комиссия приходит к следующим выводам.
    Согласно статье 11 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей на момент возбуждения настоящего дела запрещались соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводили или могли привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
    На момент возбуждения дела Чувашским УФАС России было установлено, что ОАО «Ростелеком», ООО «Инфолинк», ООО «Шупашкартранс-К» и ООО «Интернет-Центр» утверждена разная стоимость для физических и юридических лиц на услуги подключения и предоставления доступа к сети Интернет.
    Согласно № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 06.12.2011 рассматриваемые признаки нарушения классифицируются в соответствии с пунктом 2 части 3 статьей 11.1 запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
    Согласно статье 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
    1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
    2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
    3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
    В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено фактов, свидетельствующих о том, что действия ОАО «Ростелеком», ООО «Инфолинк», ООО «Шупашкартранс-К» и ООО «Интернет-Центр» по установлению разной стоимости своих услуг для физических и юридических лиц заранее известны каждому из них в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий.
    Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о недостаточности доказательств для признания действий ОАО «Ростелеком», ООО «Инфолинк», ООО «Шупашкартранс-К» и ООО «Интернет-Центр» согласованными и нарушающими ст.11.1 Закона о защите конкуренции в части установления разной стоимости для физических и юридических лиц на услуги подключения и предоставления доступа к сети Интернет.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 39, 41, 44, 49 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия
    Производство по делу рассмотрев дело № 143-АМЗ-2011 по признакам нарушения ООО «Инфолинк», ОАО «Ростелеком», ООО «Шупашкартранс-К» и ООО «Интернет - Центр» пункта 2 части 3 статьи 11.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Чувашской Республики.
    Председатель комиссии
    В.А.Борисов
    Члены Комиссии:
    С.Г.Данилова
    Д.В.Новиков