Чувашская Республика
Решение от 02 августа 2012 года № 54-Р-2012

О признании ненадлежащей рекламы услуг по выдаче займов и хранению сбережений

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
02 августа 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2012 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 03 августа 2012 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - начальник отдела товарных рынков Н.Ю.Винокурова;
    члены Комиссии:
    Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,
    А.Р.Гадилова - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков;
    рассмотрев дело N 54-Р-2012, возбужденное в отношении КПК "Б." по факту распространения в мае т. г. рекламы услуг кооператива с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"),
    в присутствии представителя КПК "Б." К.Ю.Н. (доверенность N 8 от 16.02.2012 г.),
    осуществляя государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе, Чувашское УФАС России установило, что кредитный потребительский кооператив "Б." на вывеске, размещенной у входа, распространяет наружную рекламу следующего содержания: "Б.". Кредитный потребительский кооператив. Время работы: 08.00 - 17.00. Суббота, воскресенье - выходные дни".
    На окне офиса кооператива, также размещена реклама: "Займы. Бизнес-Кредит. Вклады". На входной двери в кооператив также размещена информация: "Вклады. Займы".
    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация, распространяемая кредитным потребительским кооперативом "Б." направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами кооператива (займы, сбережения), привлекает внимание к данным услугам и вызывает интерес у неопределенного круга лиц. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
    В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Статья 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009) определяет кредитный потребительский кооператив как добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
    Согласно статье 3 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009), кредитный кооператив является некоммерческой организацией, деятельность которого состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
    Статья 4 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009) устанавливает договорный порядок передачи личных сбережений пайщиков кредитному потребительскому кооперативу граждан в пользование. Сторонами договора являются кооператив и его пайщик.
    Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (принят ГД ФС РФ 03.07.2009), кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива (пайщиками).
    Из содержания рекламы кредитного потребительского кооператива "Б." следует, что данный кооператив принимает сбережения и выдает потребительские займы.
    Вместе с тем, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива, что является нарушением пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
    Кроме того, в рекламе, размещенной на окне офиса кооператива, а также на входной двери кооператива, указано, что кооператив принимает "вклады", что также является информацией, способной ввести потребителей в заблуждение, так как в соответствии со ст. 36, Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности", вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
    Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.
    Таким образом, кредитный потребительский кооператив не может принимать от пайщиков вклады, и данная реклама недостоверна.
    Реклама кредитного потребительского кооператива "Б." не соответствует требованиям, определенным частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    Часть 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" устанавливает ответственность рекламодателя за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    Представитель КПК "Б." К.Ю.Н. признала нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    Сообщила, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине менеджера займов Отделения N 5 КПК "Б." К.Н.А., которая наклеила на окна офиса, где расположено отделение информацию "Займы. Вклады. Бизнес-Кредит" для привлечения новых пайщиков в кооператив.
    С этой же целью менеджер займов Отделения N 5 КПК "Б." К.Н.А. наклеила информацию "Займы. Вклады" на вывеску у дверей офиса.
    Представитель КПК "Б." К.Ю.Н. представила в Комиссию письменное объяснение менеджера займов Отделения N 5 КПК "Б." К.Н.А., в котором она признает свою вину.
    Комиссия, изучив представленные материалы, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе КПК "Б.".
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу услуг по выдаче займов и хранении сбережений КПК "Б.", в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
    2.КПК "Б." выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Н.Ю.ВИНОКУРОВА
    Члены Комиссии
    Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
    А.Р.ГАДИЛОВА