Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
28 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 марта 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - и.о. руководителя Чувашского УФАС России Н.Ю.Винокурова;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела товарных рынков,
рассмотрев дело N 09-Р-2012 по признакам нарушения ИП С. пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе по факту распространения на странице 11 журнала "Антенна-Телесемь. Чебоксары" от 12-18 декабря 2011 г. N 51 (164) рекламы ортопедических матрацев с указанием на одобрение объекта рекламирования Минздравом РФ,
в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
30 января 2012 г. в ходе проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе установлен факт распространения на странице 11 журнала "Антенна-Телесемь. Чебоксары" от 12-18 декабря 2011 г. N 51 (164) рекламы следующего содержания: "Двери, картины и репродукции, столы обеденные, стулья, кресла операторские, кресла руководителя, вешалки (все для офиса), спальни, прихожие, кухни из массива элиткласса, стенки, комоды, компьютерные столы, шкаф купе, мягкая мебель. С нами всегда комфортно! Каждому покупателю новогодние подарки! Телефоны: (8352) 37-10-70, 22-92-35". При этом в рекламе изображение ортопедического матраца сопровождается надписью "Одобрено Минздравом РФ".
Согласно пункту 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав) упразднено, его функции переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития), однако термин "Минздрав" ассоциируется у потребителей именно с этим министерством, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Рассматриваемая реклама не соответствует требованиям пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку содержит указание на одобрение объекта рекламирования органом государственной власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.
ИП С. пояснил, что с целью размещения рекламы ортопедических матрацев им были переданы рекламораспространителю - ЗАО "Т." все сертификаты и заключение об одобрении объекта рекламирования ГОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации". В представленном макете рекламы содержались сведения об одобрении ортопедических матрацев названным университетом, а также адрес и наименование магазина (<...>, "Т."). Однако рекламораспространитель по своей инициативе без согласования с рекламодателем изменил рекламный модуль, заменив информацию о рекомендации ортопедических матрацев ГОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" на словосочетание "одобрено Минздравом РФ". Кроме того, в опубликованной в журнале рекламе не оказалось также информации об адресе и наименовании магазина.
Из письменного объяснения ЗАО "Т." от 19.03.2012 исх. N 42 следует, что заключая между собой договор на размещение рекламы, ЗАО "Т." и ИП С. путем подписания заявки от 22.11.2011 (приложение N 1 к договору на размещение рекламы от 22.11.2011 N 320 пришли к соглашению по условиям размещения макета заказчика: номер журнала, дата выхода, размер макета, место его размещения, стоимость публикации. Таким образом, стороны согласовали все существенные условия выполнения работ по размещению рекламы в издании. Результат работ по размещению рекламы принят заказчиком без возражений по актам от 07.12.2011 N 4674, от 28.12.2011 N 4941. Соглашения по условиям выполнения работ по изготовлению макета (предмете, сроках) стороны не достигали, никаких соглашений в требуемой форме об этих условиях не подписывали. Работы по изготовлению и (или) изменению рекламного макета, представленного рекламодателем, ЗАО "Т." не выполнялись и к приемке заказчику не предъявлялись. С учетом изложенного, ЗАО "Т." считает доводы рекламодателя - ИП С. голословными.
Комиссия исследовав материалы дела, приходит к выводу, что доводы рекламодателя - ИП С. об изменении рекламного модуля рекламораспространителем - ЗАО "Т." без согласования с ним голословны и не подтверждены конкретными доказательствами. ИП С. не предъявлял ЗАО "Т." претензий по качеству оказанных услуг, не ссылался на невыполнение рекламораспространителем обязанностей по получению претензий.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что рассматриваемая реклама публиковалась в двух номерах журнала "Антенна-Телесемь. Чебоксары" N 51 (дата выхода 07.12.2011), N 2 (дата выхода от 28.12.2011) и на момент рассмотрения настоящего дела не распространяется, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33 , частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу ортопедических матрацев, содержащую ссылку на одобрение "Минздравом РФ", распространенную в журнале "Антенна-Телесемь. Чебоксары" от 12-18 декабря 2011 г. N 51 (164), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". 2.Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с нераспространением рекламы в настоящее время. 3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены Комиссии
Г.Ю.ЛАНСКАЯ
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА