Чувашская Республика
Решение от 02 марта 2011 года № 06-Р-2011

О нарушении законодательства о рекламе

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
02 марта 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2011 г.
    Решение изготовлено в полном объеме 2 марта 2011 г.
    Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии А.А.Гаврилов;
    члены Комиссии:
    Л.А.Железина - начальник отдела естественных монополий и рекламы;
    Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы, рассмотрев дело N 06-Р-2011, возбужденное по факту распространения на первой странице еженедельника "Московский комсомолец "МК в Чебоксарах" в N 5 (724) от 26 января по 2 февраля 2011 года, рекламы медицинских услуг "МУЗ "Городская клиническая больница N 1", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в присутствии представителя ООО "Издательский дом "Б.", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - И. (доверенность от 01.02.2011 г.),
    осуществляя государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона "О рекламе", Чувашским УФАС России установлено, что на первой странице еженедельника "Московский комсомолец "МК в Чебоксарах" в N 5 (724) от 26 января по 2 февраля 2011 года размещена реклама медицинских услуг следующего содержания:
    "МУЗ "Городская клиническая больница N 1"
    - гинекология
    - республиканский центр колопроктологии
    - центр мужского здоровья
    - пластическая хирургия
    - УЗИ, анализы
    - массаж, подводный душ-массаж
    - медосмотры
    - лечение остеохондроза, сколиоза
    - дневной стационар
    - иммунолог
    пр. Тракторостроителей, 46, тел. 23-56-13, 23-56-11 www.gkb1.org".

    Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Информация о медицинских услугах, оказываемых МУЗ "Городская клиническая больница N 1" привлекает внимание потребителей рекламы, носит побуждающий характер и вызывает интерес у неопределенного круга лиц.
    Данная информация о медицинских услугах, оказываемых МУЗ "Городская клиническая больница N 1" соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой
    Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных средствах массовой информации, такому предупреждению должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
    Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
    Содержание рекламы медицинских услуг МУЗ "Городская клиническая больница N 1" заключено в рамку и занимает площадь 80,1 кв. см.
    При этом предупреждение "необходима консультация специалиста реклама" вынесено за рамку и занимает площадь 0,56 кв. см.
    По отношению к площади, занимаемой рекламой медицинских услуг МУЗ "Городская клиническая больница N 1", площадь предупреждения составляет 0,69%, то есть менее 5% рекламной площади, что не соответствует требованиям, установленным частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
    Часть 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" устанавливает ответственность рекламораспространителя за нарушение требований, определенных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
    Пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламораспространителем определяет лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    В соответствии с Договором N 86 от 14 декабря 2011 г., заключенным между ООО "Издательский дом "Б." (Исполнитель) и ООО "А." (Заказчик), Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по производству и размещению рекламы Заказчика.
    Таким образом, в смысле пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ООО "Издательский дом "Б." является рекламораспространителем.
    Из письменного пояснения, представленного ООО "Издательский Дом "Б." в связи с допущенным нарушением требований рекламного законодательства следует, что предупреждение "необходима консультация специалиста" при размещении рекламного модуля с указанием медицинских услуг, оказываемых "МУЗ "Городская клиническая больница N 1" занимает менее 5% от общего объема рекламы по недосмотру руководителя отдела рекламных возможностей М., в отношении которой применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания.
    В дальнейшем общество обязуется не нарушать требования, установленные Федеральным законом "О рекламе".
    Представитель ООО "Издательский Дом "Б." И. пояснил, что рассматриваемый рекламный модуль содержит не рекламу медицинских услуг "МУЗ "Городская клиническая больница N 1", а рекламу видов медицинской деятельности, таких как медосмотры, республиканский центр колопроктологии, центр мужского здоровья, дневной стационар.
    При рекламе медицинской деятельности размещение предупреждения не требуется.
    Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "Издательский Дом "Б." И., пришла к выводу о нарушении требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в рекламе МУЗ "Городская клиническая больница N 1", распространенной на первой странице еженедельника "Московский комсомолец "МК в Чебоксарах" в N 5 (724) от 26 января по 2 февраля 2011 года, исходя из следующего.
    Из содержания приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001; далее - Отраслевой классификатор) следует, что под медицинской услугой понимаются мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
    При этом в разделе 21 Отраслевого классификатора приведен перечень простых медицинских услуг, к которым относятся массаж и подводный душ-массаж и др. виды массажа.
    Согласно разделу 04 "Регистрация звуковых сигналов, издаваемых или отражающихся органами или тканями" Отраслевого классификатора, диагностические услуги, основанные на регистрации звуковых сигналов, испускаемых органами или отраженных тканями (ультразвуковые исследования), также относятся к медицинским услугам.
    В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323, работы и услуги по косметологии (терапевтической и хирургической) являются медицинскими услугами.
    Таким образом, рассматриваемая реклама "МУЗ "Городская клиническая больница N 1" содержит рекламу медицинских услуг.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    Доказательств прекращения нарушения законодательства о рекламе рекламораспространителем на момент рассмотрения дела не представлено, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг МУЗ "Городская клиническая больница N 1", распространенную на первой странице еженедельника "Московский комсомолец "МК в Чебоксарах" в N 5 (724) от 26 января по 2 февраля 2011 года, в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
    2.Выдать ООО "Издательский Дом "Б." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    А.А.ГАВРИЛОВ
    Члены Комиссии
    Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
    Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА