-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Чувашская Республика
Решение от 19 марта 2012 года № 1/04-АМЗ-2012
О нарушении антимонопольного законодательства, выразившееся в не поставке теплоэнергии
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
19 марта 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 02.03.2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 19.03.2012 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Винокурова Н.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - начальник
отдела товарных рынков;
Члены Комиссии:
Железина Л.А - заместитель начальника отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков;
при ведении протокола Гадиловой А.Р.
в присутствии:
от заявителя - ПО "Ч." представители: П. (доверенность от 01.03.2012 г. N 9), И. (доверенность от 01.03.2012 г. N 10);
от ответчиков - ООО "Д." представитель - Р. (доверенность от 06.06.2011 г. N 22), ЗАО "Торговый комплекс "Ш." представитель - Р. (доверенность от 30.06.2011 г. б\\н);
рассмотрев дело N 1/04-АМЗ-2012 по признакам нарушения ООО "Д." (адрес: <...>), ЗАО "Торговый комплекс "Ш." (адрес: <...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о конкуренции),
В Чувашское УФАС России 19.12.2011 г. обратилось Потребительское общество "Ч." (далее - ПО "Ч.") с заявлением на действия ООО "Д." и ЗАО "Торговый комплекс "Ш." (далее - ЗАО "ТК "Ш.") по прекращению передачи тепловой энергии в помещении N 2, встроенное в здание торгового комплекса "Ш.", находящееся на праве собственности ПО "Ч." по адресу: <...>, в г. Чебоксары.
Заявитель сообщает, что помещение N 2 технологически присоединено к электрическим и тепловым сетям ООО "Д." и ЗАО "ТК "Ш.". Письмом от 26.09.2011 ООО "Д." известило ПО "Ч." об отключении от централизованной системы отопления и горячего водоснабжения. На предложение ПО "Ч." от 03.10.2011 г. о возобновлении подачи теплоэнергии, ООО "Д." ответило отказом.
ЗАО "ТК "Ш." в 2010 г. без согласования с ПО "Ч." расторгло договор на поставку тепловой энергии с энергоснабжающей организацией ООО "К.", в связи с установлением в здании ООО "Д." собственного газового оборудования для производства тепловой энергии.
Таким образом, в помещение N 2 была прекращена подача тепловой энергии от централизованного теплоснабжения, осуществляемого ранее ООО "К." по сетям опосредованно присоединенным к тепловым сетям ООО "Д." и централизованному источнику теплоты. Переписка между обществами о заключении договора на поставку тепловой энергии от газовой котельной ЗАО "ТК "Ш." по тепловым сетям ООО "Д.", опосредованно присоединенным к газовой котельной, по согласованию условий договора не приводит к положительному решению данного вопроса.
В помещении N 2 находится фирменный магазин ООО "ТД Я." ПО "Ч". Реализуемая продукция в магазине пользуется большим спросом у жителей города, отключение от системы теплоэнергоснабжения не позволяет нормально эксплуатировать помещение. Наличие разрешенной мощности электрической энергии в размере 3 кВт, также не позволяет выполнить отопление от электрических сетей. Предпринимаемые ПО "Ч." действия по увеличению мощности электрической энергии, не разрешаются положительно, в связи с противодействиями ООО "Д." и ЗАО "ТК "Ш." по прокладке подземной кабельной линии по территории, отведенной этим организациям.
Таким образом, ПО "Ч." не имеет возможности обеспечить теплоэнергией свое помещение, поскольку сложившееся изначально, при строительстве, технологические присоединение к централизованным тепловым сетям и в настоящее время к газовой котельной ЗАО "ТК "Ш." является единственной возможностью обеспечить помещение теплом и горячей водой.
Действия ЗАО "ТК "Ш." и ООО "Д." по прекращению подачи тепловой энергии в данный магазин через централизованный источник теплоты и не поставке через свой источник тепла создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем ПО "Ч." просит принять меры антимонопольного реагирования в отношении этих хозяйствующих субъектов по восстановлению теплоснабжения.
Представитель ЗАО "ТК "Ш." и ООО "Д." с заявленным не согласился, пояснив, что на настоящий момент сторонами договор на пользование тепловой энергии не подписан и находится в стадии урегулирования сторонами разногласий.
В 2010 г. ЗАО "ТК "Ш." было принято решение по установке газовой котельной. ЗАО "ТК "Ш." 10.10.2010 г. проинформировало ПО "Ч." о расторжении договора на поставку тепловой энергии. С 15.10.2010 г. договор на поставку тепловой энергии расторгнут с ООО "К.". ООО "Коммунальной технологии" 01.10.2010 г. был составлен акт об отключении системы теплоснабжения по отоплению и горячему водоснабжению путем закрытия запорной арматуры и задвижек на тепловых сетях ЗАО "ТК "Ш.".
ЗАО "ТК "Ш." в соответствии с действующим законодательством, заранее проинформировало ПО "Ч." о расторжении договора теплоснабжения с ООО "К." и предложило ПО "Ч." самостоятельно решить вопрос об альтернативных источниках теплоснабжения.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ЗАО "ТК "Ш." не является теплоснабжающей организацией и договор теплоснабжения для Общества не является публичным. В данном случае, две коммерческие организации должны прийти к компромиссу на взаимовыгодных условиях.
ПО "Ч." не принимало никакого участия в финансовых затратах ЗАО "ТК "Ш." по приобретению и установке газового оборудования.
Установка ЗАО "ТК "Ш." газовой котельной планировалась для производства тепловой энергии только для собственных нужд и ООО "Д.", без передачи третьим лицам и смежным организациям. В настоящее время газовым оборудованием вырабатывается тепло только для собственных нужд ЗАО "ТК "Ш." и ООО "Д.".
ООО "Д." имеет договор на приобретение тепловой энергии и горячей воды с собственником газовой котельной ЗАО "ТК "Ш.".
По вопросу электроснабжения ПО "Ч." сообщил, что в мероприятиях по проведению работ по прокладке кабеля не были учтены в полной мере интересы ЗАО "ТК "Ш." и ООО "Д." (находится рынок), поэтому было предложено внести соответствующие изменения в план производственных работ и представить измененный план, в части разборки асфальтного покрытия, разборки грунта, подготовки траншеи, укладки кабеля и пр. в ночное время. Гарантий от ПО "Чувашпотребсоюза" по проведению работ в ночное время получено не было, измененного плана производственных работ ПО "Ч." также представлено не было.
По вопросу ограничения мощности электрической энергии в 3 кВт сообщил, что ПО "Ч." в потреблении электрической энергии не ограничивается. Потребление электрической энергии ПО "Ч." достигло 6,3 кВт в декабре 2011 г., 8,1 кВт в январе 2012 г. За потребленную электрическую энергию ПО "Ч." осуществляет плату в полном объеме, поэтому претензий по данному вопросу нет.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон по делу Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства.
ЗАО "ТК "Ш." с 01.10.2006 г. состояло в договорных отношениях с ООО "К." по снабжению тепловой энергии через присоединенную сеть. Нежилое помещение N 2 ПО "Ч." при вводе в эксплуатацию входило в общий торговый комплекс и соответственно электро- теплоснабжение было выполнено с учетом всего объема проектируемого комплекса.
В связи с таким техническим решением подача тепловой энергии осуществлялась на весь торговый комплекс, в том числе и в помещение N 2 ПО "Ч.".
23.08.2010 г. ЗАО "ТК "Ш." обратилось в ООО "К." с заявлением о расторжении договора на снабжение тепловой энергией, в связи с установкой газовой котельной и согласно акту от 01.11.2010 г. составленному ООО "К." запорная арматура на границе эксплуатационной ответственности тепловых сетей ЗАО "ТК "Ш." была закрыта.
Письмом от 10.09.2010 N 155 ЗАО "ТК "Ш." уведомило ПО "Ч." о расторжении договора на поставку тепловой энергии с ООО "К." и предложило решить вопрос снабжения теплоэнергией от альтернативных источников. После данного уведомления ПО "Ч." в своих многочисленных обращениях к ЗАО "ТК "Ш." и ООО "Д." просило возобновить теплоснабжение, указывая на наступление отопительного сезона, в т.ч. и от оборудованной газовой котельной. ЗАО "ТК "Ш." по данному вопросу сообщило о необходимости обращения по данному вопросу к ООО "Д.", как к новому собственнику.
В материалы дела представлены лицензия N ВП-43-004674(С) от 11.03.2011 г. на право эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и разрешение N 10-МСА-2011 от 08.06.2011 г. на право эксплуатации объектов систем газопотребления предприятия - ЗАО "ТК "Ш.", выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Приволжским управлением Ростехнадзора. Исходя из данных документов эксплуатацию газовой котельной осуществляет ЗАО "ТК "Ш.".
Согласно техническому паспорту (инвентарный N 11183) нежилое помещение N 2 ПО "Ч." находится на первом этаже одноэтажного нежилого здания, тепловые сети которого присоединены к тепловым сетям ООО "Д.", находящегося в этом же здании.
После многочисленных обращений ПО "Ч." и его предупреждению по обращению в надзорные органы, ООО "Д." письмом от 30.12.2010 б/н направило проект договора на пользование тепловой энергией в горячей воде. Однако до настоящего времени договорные отношения между сторонами не урегулированы, в связи с навязыванием ООО "Д." условий договора по стоимости отпускаемой тепловой энергии и другим условиям договора, связанным с определением количества отпускаемой теплоэнергии и его учетом. По этой причине теплоснабжение в помещение N 2 ПО "Ч." отсутствует.
Указываемые ООО "Д." в пункте 5, 6 договора на пользование тепловой энергией в горячей воде учет тепловой энергии и стоимость на отпускаемую тепловую энергию не отвечают требованиям действующего законодательства.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии со статьей 13 ФЗ "О теплоснабжении", определяющей общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии, установлено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения.
Таким образом, потребитель при заключении договора теплоснабжения должен располагать отвечающим установленным требованиям энергопринимающим устройством. Данное условие является технической предпосылкой для заключения договора теплоснабжения с такими потребителями. Для теплоснабжающих организаций, в силу статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении", заключение договора теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения является обязанностью.
В соответствии с частью 6 статьи 17 ФЗ "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Пунктом 16 статьи 2 , пунктом 12 статьи 2 , подпунктом "а" пункта 18 статьи 2 и часть 5 статьи 17 ФЗ "О теплоснабжении", статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются государственным органом ценового регулирования. Такими полномочиями на территории Чувашской Республики наделена Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Постановлениями Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам тарифы для потребителей на производство и передачу тепловой энергии на отопительные сезоны 2010 - 2011 и 2012 гг. для ЗАО "ТК "Ш." и ООО "Д." не устанавливались, поскольку Общества с заявлениями нпо утверждению им тарифов не обращались.
Из проекта договора на пользование тепловой энергией в горячей воде следует, что ООО "Д." предлагает ПО "Ч." производить оплату за тепловую энергию в размере определенном самостоятельно, т.е. в отсутствие утвержденного тарифа.
Таким образом, определяемая ООО "Д." в проекте договора плата за тепловую энергии без утверждения соответствующего тарифа Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Взаимные расчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за поставку и потребление тепловой энергии регулируются Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 1.3 , 1.4 Правил расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.
Таким образом, потребители тепловой энергии должны оплачивать тепловую энергию, полученную по договору на отпуск и потребление тепловой энергии с энергоснабжающей организацией, на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих.
В силу части 5 статьи 20 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации обязаны организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
С учетом вышеназванных законоположений учет потребляемой тепловой энергии и расчеты за нее должны осуществляться на основании приборов учета тепловой энергии и по тарифам, утвержденным Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица ...и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу абзаца 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии (пункт 1 статьи 4 Закона "О естественных монополиях").
С учетом вышеназванных законоположений, ООО "Д." занимает доминирующее положение по отношению к ПО "Ч." по опосредованной передаче тепловой энергии. Из ранее сложившихся правоотношений между ЗАО "ТК "Ш." и ПО "Ч.", последнее выступало субабонентом по получению тепловой энергии, что свидетельствует о наличие возможности у ПО "Ч." получать тепловую энергию только через присоединенные тепловые сети ООО "Д." от теплоносителя - газовой котельной ЗАО "ТК "Ш.", иной технической возможности, без осуществления технологических, организационных и экономических мероприятий у ПО "Ч." нет.
При этом, статья 8 ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает, что субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
С учетом установленных обстоятельств, ПО "Ч." в надлежащем порядке подключено к системе теплоснабжения торгового комплекса ООО "Д.", в силу действующего законодательства последнее не вправе отказаться от заключения договора теплоснабжения с таким потребителем.
Отсутствие теплоснабжения в помещении N 2 ПО "Ч." перед началом отопительных сезонов 2010 - 2011 годов, 2012 года является результатом необоснованного уклонения ООО "Д." от совершения действий по оформлению с ПО "Ч." договорных отношений, в связи с навязыванием ПО "Ч." несоответствующих действующему законодательству в области теплоснабжения условий в договоре на пользование тепловой энергией в горячей воде. Данные действия ООО "Д." ущемляют экономические интересы ПО "Ч." и ведут к ограничению конкуренции.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению о совершении ООО "Д." действий, нарушающих требования пунктов 3 , 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23 , частью 1 статьи 30 , частями 1 - 4 статьи 41 , частью 1 статьи 49 , 50 ФЗ "О защите конкуренции"
1.Признать действия ООО "Д." нарушением антимонопольного законодательства, выразившихся в не поставке теплоэнергии от локальной газовой котельной в нежилое помещение N 2, принадлежащее ПО "Ч.", входящего в единый комплекс здания с нежилыми помещениями ООО "Д." и в навязывании ПО "Ч." несоответствующих действующему законодательству в области теплоснабжения условий в договоре на пользование тепловой энергией в горячей воде, запрещаемых пунктами 3 , 4 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2.Выдать ООО "Д." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Производство по делу, возбужденному по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ЗАО "ТК "Ш." прекратить, в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ЗАО "ТК "Ш.".
4.Предложить ЗАО "ТК "Ш." немедленно обратиться в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для утверждения тарифа на производство тепловой энергии.
Председатель Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены комиссии:
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
А.Р.ГАДИЛОВА
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.