Чувашская Республика
Решение от 13 июня 2012 года

В отношении администрации г. Чебоксары

По делу № 41/05-АМЗ-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
13 июня 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    Котеева В.В. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (председатель Комиссии);
    Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
    Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),

    при участии в деле представителя ответчика – администрации г.Чебоксары Красновой Марины Петровны, действующей по доверенности от 11.01.2012 № 29/01-11;
    при участии в деле представителя ответчика – муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» Егорова Сергея Алексеевича, действующего по доверенности от 12.01.2012 № 2,
    рассмотрела дело № 41/05-АМЗ-2012, возбужденное в отношении администрации г.Чебоксары Чувашской Республики и муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» (МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары») по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В Чувашское УФАС России поступило обращение (вх.Чувашского УФАС России от 15.03.2012 № 05-05/2054) собственника жилого помещения многоквартирного дома № 12 по пр.Московский г.Чебоксары (далее – МКД) Сазоновой О.В. (далее – заявитель) о нарушениях законодательства товариществом собственников жилья «Муссон-1» (далее – ТСЖ «Муссон-1») на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г.Чебоксары, а также бездействии администрации г.Чебоксары по выбору способа управления МКД в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс).
    Согласно письму Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 08.12.2011 № 12/01-3800 в адрес собственника жилого помещения в многоквартирном доме № 81 по ул.К.Иванова Грядасова А.В., Госжилинспекция Чувашии установила, что деятельность ТСЖ «Муссон-1» по управлению многоквартирным домом № 12 по пр.Московский г.Чебоксары является неправомерной. Данная информация также была доведена Госжилинспекцией Чувашии в адрес администрации г.Чебоксары.
    На определение о назначении дела № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, администрация г.Чебоксары письмом от 28.04.2012 № 3144 сообщила, что МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» по данному дому объявило открытый конкурс по отбору управляющей организации, подведение итогов конкурса запланировано на 22.05.2012.
    11.04.2012 письмом № 580 МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» сообщило, что во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики готовит необходимую документацию для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирным домом № 12 по пр.Московский г.Чебоксары, что открытый конкурс будет объявлен не позднее 18.04.2012.
    На заседании Комиссии 17.05.2012 представитель администрации сообщила, что позиция администрации г.Чебоксары изложена в письме от 28.04.2012 № 3144. Нарушение антимонопольного законодательства не признала. Кроме того, сообщила, что согласно Уставу МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» учреждение уполномочено разрешать вопросы проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, относящиеся к вопросам местного значения. Открытый конкурс в отношении МКД № 12 по пр.Московский МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» объявлен, дата подведения итогов 22.05.2012 в 09 часов 00 минут.
    В связи с вышеизложенным администрация г.Чебоксары ходатайствовала перед Комиссией Чувашского УФАС России о замене ответчика в деле № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства и привлечь в качестве ответчика по делу МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары».
    Определением об отложении дела № 41/05-АМЗ-2012 от 18.05.2012 № 05-05/3395 МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» привлечено в качестве ответчика по делу по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также была затребована копия переписки с администрацией г.Чебоксары по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании многоквартирным домом № 12 по пр.Московский.
    На заседании Комиссии 31.05.2012 представитель администрации сообщила, что согласно Уставу МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» учреждение уполномочено разрешать данные вопросы проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, относящиеся к вопросам местного значения. Открытый конкурс в отношении МКД № 12 по пр.Московский МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» проведен, итоги подведены 23.05.2012. Таким образом, до возбуждения дела извещение о конкурсе было опубликовано и размещено на сайте - 18.04.2012. До вынесения решения антимонопольным органом конкурс проведен и определен победитель. В связи с этим ходатайствовала о прекращении дела № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства.
    Кроме того, ходатайствовала об отложении рассмотрения дела № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства для представления доказательств направления в адрес МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» указаний о проведении конкурса по МКД № 12 по пр.Московский.
    На заседании Комиссии 31.05.2012 представитель МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» сообщил, что открытый конкурс по отбору управляющих организаций многоквартирным домом № 12 по пр.Московский проведен 23.05.2012 (приложил протокол № 2\12 от 23.05.2012 подведения итогов открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г.Чебоксары, пр.Московский, дом 12, в котором не выбран способ управления), определен победитель – ООО «Домовой», который предложил такие же тарифы как и другие участники – ООО «Альфа» и ООО «Мультисервис», но при этом дополнительно предложил энергоаудит 1 раз в 5 лет.
    На вопросы членов Комиссии, какие критерии оценок установлены в конкурсной документации по отбору управляющих организаций МКД, сообщил, что основной критерий – размер ежемесячной платы за содержание и ремонт помещений в доме.
    Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, установила следующее.
    1.Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
    Порядок проведения открытого конкурса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
    Постановлением администрации г.Чебоксары от 25.12.2007 № 317 «О делегировании полномочий муниципальному учреждению» (в редакции от 10.04.2008 № 95, от 25.04.2008 № 123, от 31.12.2008 № 340, от 21.03.2011 № 62, от 17.11.2011 № 526) МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» предоставлены полномочия:
    - представлять интересы муниципального образования г.Чебоксары на собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, голосовать по всем вопросам повестки дня, совершать иные действия, предусмотренные Жилищным Кодексом Российской Федерации, от имени муниципального образования г.Чебоксары;
    - заключать с выбранной управляющей организацией, ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоры о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда, составляющего муниципальную казну г.Чебоксары и контролировать выполнение условий договоров.
    Заявитель ранее обращалась в Чувашское УФАС России (коллективное обращение собственников жилых помещений МКД от 31.01.2012 № 05-04/19-Г), где заявители просили рассмотреть и принять меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства администрацией г.Чебоксары, выразившегося в бездействии (непринятии мер по решению проблемного вопроса - не правового управления их домом ТСЖ «Муссон-1»).
    По данному коллективному обращению Чувашским УФАС России письмом от 10.02.2012 № 05-10/736 в адрес администрации г.Чебоксары было переправлено обращение заявителей для исполнения требований жилищного законодательства. О результатах рассмотрения заявления и принятых мерах необходимо было проинформировать антимонопольный орган до 09.03.2012.
    МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» письмом от 12.03.2012 № 301 сообщило в Чувашское УФАС России о том, что будет проведена проверка реализации выбранного способа управления МКД, составлен акт и об этом будет сообщено в антимонопольный орган дополнительно.
    11.04.2012 письмом № 580 МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» сообщило, что во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики готовит необходимую документацию для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирным домом № 12 по пр.Московский г.Чебоксары, что открытый конкурс будет объявлен не позднее 18.04.2012.
    Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее – Госжилинспекция) на определение о назначении дела № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.04.2012 № 05-05/2456 письмом от 02.05.2012 № 12/01-1785 представила запрашиваемые сведения. По представленным Госжилинспекцией Чувашии документам установлено, что деятельность ТСЖ «Муссон-1» по управлению многоквартирным домом № 12 по пр.Московский г.Чебоксары является неправомерной с 20.09.2005 (акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 02.12.2011 № 35/22). Данная информация была направлена Госжилинспекцией Чувашии в адрес администрации г.Чебоксары письмом от 14.12.2011 за № 12/01-3903. В этом письме Госжилинспекция указывает на выявленные нарушения жилищного законодательства со стороны ТСЖ «Муссон-1». Этим же письмом Госжилинспекция Чувашии просила администрацию г.Чебоксары взять под свой контроль процесс выбора способа управления собственниками помещений в указанных домах и в случае необходимости - провести конкурс по выбору управляющей компании.
    При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления МКД.
    Тем не менее, до возбуждения Чувашским УФАС России администрация не приняла меры по объявлению и проведению открытого конкурса:
    - дело № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г.Чебоксары возбуждено приказом Чувашского УФАС России от 13.04.2012 № 138;
    - открытый конкурс по отбору управляющей компании для многоквартирного дома по пр.Московский, 12 объявлен МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» только 18.04.2012, итоги подведены 23.05.2012 (протокол подведения итогов открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г.Чебоксары пр.Московский дом 12, во котором не выбран способ управления от 23.05.2012 № 2\12).
    Следовательно, доводы администрации об объявлении открытого конкурса до возбуждения дела № 41/05-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, не состоятельны.
    Также не состоятельны доводы администрации г.Чебоксары о бездействии МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» по проведению открытого конкурса, так как установлено, что собственники жилых помещений МКД не обращались в МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» с жалобами на действия ТСЖ «Муссон-1», а администрация г.Чебоксары информацию по управлению домом ТСЖ «Муссон-1» в нарушение жилищного законодательства в адрес МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» не направляла, указаний по проведению открытого конкурса не давала. Следовательно, у МБУ «Управление жилфондом г.Чебоксары» не было информации о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД. Данный факт также подтверждается имеющимся в материалах дела письмом учреждения от 28.04.2012 (вх.Чувашского УФАС России от 25.05.2012 № 05-05/4308), где сообщается об отсутствии какой-либо переписки (данная информация представлена по требованию Комиссии Чувашского УФАС России - определение об отложении дела № 41/05-АМЗ-2012 от 18.05.2012 № 05-05/3395).
    Таким образом, с момента проверки и выдачи предписания Госжилинспекции Чувашии по обращению собственников жилых помещений МКД и направления информации в адрес администрации г.Чебоксары (14.12.2012) до возбуждения дела о нарушении администрацией г.Чебоксары (13.04.2012) прошло 4 месяца, а администрация г.Чебоксары, зная, что способ управления МКД собственниками не выбран (согласно информации Госжилинспекции Чувашии), а также несмотря на направление обращения заявителя в ее адрес антимонопольным органом (письмо от 10.02.1012), не предприняла установленные законодательством обязательные меры по устранению нарушения жилищного законодательства на рынке управления многоквартирными домами - не объявила и не провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД.
    Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления МКД органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
    Порядок проведения открытого конкурса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
    Пунктом 4 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 определено, что конкурс проводится на основе следующих принципов:
    1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
    2) добросовестная конкуренция;
    3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;
    4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
    Реализация указанных норм является обязательным для органа местного самоуправления и способствует развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что также обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах.
    Следовательно, администрацией г.Чебоксары не выполнялись требования части 4 статьи 161, пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ по отношению к МКД по пр.Московский, 12, т.е. органом местного самоуправления открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД по указанному выше адресу не проводился, что свидетельствует о бездействии, которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению МКД, поскольку целью проведения конкурса является обеспечение равных возможностей доступа хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок, а также предполагает наличие конкуренции между хозяйствующими субъектами, целью которой является предложение лучших условий исполнения договора.
    На рынке управления жилищным фондом г.Чебоксары, согласно данным мониторинга, осуществляют деятельность более 60 управляющих организаций.
    В результате бездействия органа местного самоуправления – администрации г.Чебоксары МКД № 12 по пр.Московский в нарушение жилищного законодательства осуществляет ТСЖ «Муссон-1». Кроме того, нарушаются права и интересы неограниченного круга лиц - собственников помещений МКД, приобретателей услуг на рынке управления жилищным фондом, что также является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что администрация города Чебоксары бездействуя, не выполнив требования части 4 статьи 161 ЖК РФ, нарушила требования антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое привело к ограничению конкуренции - к ограничению доступа на рынок управления многоквартирными домами иных хозяйствующих субъектов - управляющих организаций, т.е. устранила возможность других управляющих организаций участвовать в торгах по управлению многоквартирным домом № 12 по пр.Московский г.Чебоксары, которые обязана была провести в силу императивных требований специальной нормы - Жилищного кодекса Российской Федерации.
    В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства устранено – открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № 12 по пр.Московский, 12 г.Чебоксары проведен, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
    2.Пунктом 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 установлено, что в целях настоящих Правил используемые понятия означают следующее: «конкурс» - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
    Комиссия выявила, что в действиях организатора конкурса - МБУ «Жилфондом г.Чебоксары» при организации и проведении открытого конкурса имеются признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 47.1, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
    1.Выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Рассмотрение дела в отношении муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом города Чебоксары» в части нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить.
    3.Признать в бездействии администрации г.Чебоксары Чувашской Республики факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    4.Производство по делу в отношении администрации г.Чебоксары по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
    Председатель Комиссии
    В.В.Котеев
    Члены Комиссии
    С.Г.Данилова
    Н.Д.Иванов

    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.