Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
05 июня 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Котеева В.В. – заместителя руководителя;
Членов Комиссии:
Даниловой С.Г. – начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
Бубеновой Т.А. – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями;
при участии в деле:
представителя администрации Батыревского района Чувашской Республики:
Спинова Владислава Александровича, действующего по доверенности от 11.01.2012 № 01,
администрация Батыревского сельского поселения Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о месте, дате и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечила,
рассмотрела материалы дела № 40/05-АМЗ-2012, возбужденного по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении администрации Батыревского района Чувашской Республики,
18.01.2012 в Чувашское УФАС России поступило заявление от администрации Батыревского сельского поселения, указывающее на неправомерные действия администрации Батыревского района Чувашской Республики при передаче на праве аренды ООО «Батыревский рынок «Юхма» земельного участка, расположенного по адресу: с.Батырево, ул.Дружбы, 2Г, кадастровый номер 21:08:240211:62, площадью 1 200 кв.м (далее – Земельный участок).
В соответствии с письмом администрации Батыревского района Чувашской Республики от 31.01.2012 вх. № 05-10/730 Земельный участок предоставлен ООО «Батыревский рынок «Юхма» из земель населенных пунктов для обслуживания районного рынка «Юхма» с 01.01.2012 по 30.12.2012. Ввиду пролонгации договора аренды не было необходимости опубликования сообщения о предстоящей передаче в аренду земельного участка.
30.12.2011 в администрацию Батыревского района поступило заявление от ООО «Батыревский рынок «Юхма» с просьбой продлить договор аренды Земельного участка.
На заседаниях Комиссии представитель администрации подтвердил, что при предоставлении Земельного участка ООО «Батыревский рынок «Юхма» не проводились ни торги, ни предварительная публикация информации о намерении предоставить данный земельный участок в аренду.
Также представитель администрации Батыревского района сообщил о том, что договор аренды земельного участка от 30.12.2011 № 63/11-Ю был расторгнут Постановлением от 16.03.2012 № 116. Затем Постановлением от 16.03.2011 № 117 Земельный участок был передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики.
Комиссия Чувашского УФАС России рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и заслушав представителя администрации Батыревского района Чувашской Республики, приходит к следующему. 1.22.01.1998 Батыревской сельской администрацией было издано Постановление о предоставлении Земельного участка МУП рынку «Юхма», на основании которого был заключен договор аренды Земельного участка сроком на 5 лет – с 01.01.1998 по 01.01.2003.
Из письма, представленного администрацией Батыревского района Чувашской Республики 10.04.2012 вх. № 05-05/2958, следует, что с 2004 г. по 2009 г. данным земельным участком пользовалось МУП рынок «Юхма» (в последующим ООО «Батыревский рынок Юхма»), однако, при этом никаких нормативных правовых актов не издавалось, договоров или дополнительных соглашений не заключалось.
13.01.2010 на основании заявления ООО «Батыревский рынок Юхма» о продлении договора аренды Земельного участка был заключен новый договор аренды земельного № 11/10-Ю на срок с 13.01.2010 по 10.01.2011.
21.12.2010 ООО «Батыревский рынок Юхма» направило в администрацию Батыревского района заявление с просьбой пролонгировать договор аренды, и на основании постановления администрации Батыревского района от 12.01.2011 № 01 был заключен новый договор аренды земельного участка от 12.01.2011 № 2/11-Ю сроком с 11.01.2011 по 10.01.2012.
30.12.2011 было издано Постановление № 943 о продлении договора аренды земельного участка № 2/11-Ю от 12.01.2011.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Однако как следует из представленных документов и пояснений представителя администрации Батревского района Чувашской Республики публикация сообщений о предоставлении Земельного участка в аренду ООО «Батыревский рынок «Юхма» на 2010, 2011 и 2012 гг. администрацией Батыревского района не осуществлялась.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Нарушение положений статьи 34 Земельного кодекса при представлении земельного участка в аренду (не опубликование информации о предоставлении земельного участка) является предоставлением ООО «Батыревский рынок «Юхма» преимущества перед другими потенциальными арендаторами земельного участка, то есть муниципальной преференцией. Порядок предоставления муниципальной преференции установлен Законом о защите конкуренции, который предусматривает обращение органа местного самоуправления в антимонопольный орган с заявлением о даче согласования на предоставление преференции.
Администрация Батыревского района Чувашской Республики не обращалась в Чувашское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление такой преференции. Следовательно, порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, нарушен.
Таким образом, администрация Батыревского района Чувашской Республики, передав в аренду Земельный участок ООО «Батыревский рынок «Юхма» (договор аренды от 13.01.2010 № 11/10-Ю, договор аренды земельного участка от 12.01.2011 № 2/11-Ю, договор аренды земельного участка от 30.12.2011 № 63/11-Ю), нарушила пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 2.Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Однако администрация Батыревского района Чувашской Республики приняла Постановление № 01 от 12.01.2011, Постановление от 30.12.2011 № 943, согласно которым Земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Батыревский рынок «Юхма» без предварительной публикации данной информации, и на основании которых были заключены новые договора аренды Земельного участка.
Предоставление Земельного участка без соблюдения принципов публичности, открытости согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ (отсутствие заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка площадью 960 кв.м) устранила возможность иных хозяйствующих субъектов подать свои предложения по аренде данного земельного участка, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
Таким образом, администрация Батыревского района, приняв акты (Постановление № 01 от 12.01.2011, Постановление от 30.12.2011 № 943), которые привели к ограничению конкуренции (устранилась возможность других хозяйствующих субъектов подать свою заявку на получение права аренды земельного участка), нарушила часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
16 марта 2012 г. администрация Батыревского района Чувашской Республики издала Постановление № 116 о расторжении договора аренды от 30.12.2011 № 63/11-Ю земельного участка с кадастровым номером 21:08:240211:62 площадью 1 200 кв.м, в связи с чем необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия 1.Признать администрацию Батыревского района Чувашской Республики нарушившей пункт 7 части 1 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Председатель Комиссии
В.В.Котеев
Члены Комиссии
С.Г.Данилова
Т.А.Бубенова
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.