Чувашская Республика
Решение от 15 июня 2012 года
По делу № 38-Р-2012
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
15 июня 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Н.Ю. Винокурова - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю.- ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков,
Гадилова А.Р. – старший специалист-эксперт отдела товарных рынков,
рассмотрев дело № 38-Р-2012 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе КПК «Капитал+» в рекламе КПК «Капитал+», распространенной в газете «PRO Город Чебоксары» от 12 мая 2012 № 19 (90)
в отсутствии представителя КПК «Капитал+», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
14.05.2012 Чувашским УФАС России выявлен факт распространения в газете «PRO Город Чебоксары» (учредитель – ООО «Город 21») от 12 мая 2012 № 19 (90) рекламы следующего содержания: «Принимаем сбережения под высокий %, перекредитуем под более низкий процент %, выдаем займы без поручительства и залога (для заёмщиков, имеющих положительную кредитную историю в банках, микрофинансовых организациях или кредитных потребительских кооперативах или просрочки по уважительным причинам), индивидуальный подход в каждом случае, пенсионерам на льготных условиях, выдача в течение одного дня. Кредитный потребительский кооператив «Капитал+», г.Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 52, корпус 2, офис 239, в здании бизнес-центра «Первая площадка», т. 688-098».
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, форми-рование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – КПК «Капитал», формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В пункте 2 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» установлено, что реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, признается недостоверной.
Частью 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» основная деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством: объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном нормативно-правовыми актами и уставом кредитного кооператива; размещения названных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
Член кредитного кооператива (пайщик) имеет право получать займы и вносить в паевой фонд кредитного кооператива добровольные паевые взносы, передавать денежные средства кредитному кооперативу на основании договора займа, а также на основании иных договоров, предусмотренных федеральным законом (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 13 названного закона).
В силу положений статей 1, 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять, такой вид банковской операции, как выдача кредитов.
В этой связи, реклама КПК «Капитал+» является ненадлежащей, использование в ней понятия «перекредитуем» вводит потребителей в заблуждение относительно порядка приема и выдачи денежных средств, в ней отсутствует информация о том, что услугами, указанными в рекламе, могут воспользоваться только члены кооператива.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определяет в качестве рекламодателя изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рассматриваемая реклама размещена в вышеуказанном номере газеты «PRO Город Чебоксары» на основании договора от 27.04.2012 № 252.
КПК «Капитал +» является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рассматриваемой рекламы.
КПК «Капитал +» определил объект рекламирования и содержание рекламы и в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламодатель.
Специалист КПК «Капитал+» Спиридонов В.Н. в письменном объяснении от 05.06.2012 пояснил, что в конце мая 2012 г. директор КПК «Капитал+» Лопатин Д.А. поручил ему разработать рекламный модуль о предоставлении кооперативом финансовых услуг и разместить его в газете «PRO Город Чебоксары», указав, что рекламный модуль должен содержать слова «Услуги предоставляются только пайщикам кооператива». Однако, не придав этому значения, специалист КПК «Капитал+» Спиридонов В.Н. подал заявку на размещение рекламного модуля в газете «PRO Город Чебоксары». При этом он полагал, что редакция газеты не станет публиковать рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о том, что в рекламе КПК «Капитал+» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, в КПК «Капитал+» не представило в материалы дела доказательств нераспространения на момент рассмотрения дела рассматриваемой рекламы, Комиссия считает необходимым выдать «Капитал+» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Феде-
рального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
1.Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг КПК «Капитал+», распространенную в газете «PRO Город Чебоксары» от 12 мая 2012 № 19 (90), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»
2.Выдать КПК «Капитал +» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Н.Ю.Винокурова
Члены Комиссии
Г.Ю.Ланская
А.Р.Гадилова