О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции
Чувашская Республика
Решение от 30 ноября 2011 года № 221-АМЗ-2011
О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
30 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 17.11.2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30.11.2011 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике;
Члены Комиссии:
Железина Л.А. - заместитель начальника отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков;
в присутствии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Р.": С.В.П. - директор,
от ответчика - Муниципального унитарного предприятия "О." Порецкого района С.В.Г. - директор,
от лица, располагающего сведениями - Приволжского Управления Ростехнадзора: Б. - государственный инспектор,
рассмотрев дело N 221-АМЗ-2011 по признакам нарушения МУП "О." Порецкого района (адрес: <...>) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о конкуренции),
В Чувашское УФАС России обратилось ООО "Р." (далее - Общество) с заявлением об отказе Муниципальным унитарным предприятием "О." Порецкого района (далее - МУП "О.") заключить с Обществом договор теплоснабжения на период отопительного сезона 2011 - 2012 гг. В своем заявлении Общество сообщает, что длительный период времени здание по ул. Ульянова, 5, в котором осуществляется деятельность Общества, снабжалось теплоэнергией от квартальной котельной N 3 МУП "О.". В качестве доказательств данного обстоятельства, Обществом к заявлению приложены договоры на отпуск тепловой энергии за ряд последних лет, начиная с 2007 года.
Причину отказа от заключения договора МУП "О." объяснило в письме от 15.08.2011 г. недостаточной мощностью котельной N 3, предназначенной, согласно проекту для отопления многоквартирных домов, расположенных по ул. Ульянова, 1 и ул. Комсомольская, 6 и многочисленными жалобами жителей этих домов на низкую температуру в квартирах в зимний период. В связи с данными обстоятельствами, МУП "О." рекомендовало Обществу выполнить индивидуальное отопление.
Общество с данным объяснением и предложением не согласилось и указало, что здание много лет снабжалось теплоэнергией именно от данной котельной, что подтверждается договорами, заключенными в предыдущие годы.
В целях заключения договора теплоснабжения, Общество предлагало МУП "О." инвестировать свои денежные средства в модернизацию котельной, однако данное предложение Предприятием принято не было.
Кроме того, для разрешения данного вопроса Общество неоднократно обращалось к учредителю МУП "О." - администрации Порецкого района, указывая на неправомерность отказа от заключения договора. Однако данные обращения, также не привели к положительному решению.
В связи со сложившимися обстоятельствами Общество просит признать действия МУП "О." нарушающими антимонопольное законодательства, поскольку предприятие занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения и выдать предписание, обязывающее МУП "О." заключить договор теплоснабжения.
В заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель МУП "О." сообщил о заключении договора теплоснабжения с Обществом сроком до 31 декабря 2011 г., подтверждением чему является акт от 24.10.2011 г. о подключении к тепловым сетям, подписанный МУП "О." и Обществом. Предыдущий договор на теплоснабжение был заключен сроком действия до 30.04.2011 г. Действия по отказу в заключении договора пояснил тем, что после присоединения здания Общества к котельной N 3 от жителей многоквартирных домов неоднократно поступали жалобы на несоблюдение температурного режима. Протоколом общего собрания жителей вышеуказанных домов зафиксированы претензии по несоблюдению температурного режима в отапливаемых жилых помещений и выдвинуты требования по отключению здания Общества.
МУП "О." установило котел повышенной мощности, но тепла не хватало, позже был смонтирован еще один котел КЧМ, но тепла также не хватало, т.к. площадь отапливаемого здания расширяется, соответственно и объем потребляемых теплоресурсов увеличивается.
Представитель Общества возразил по поводу расширения занимаемых площадей здания, заявив, что площадь здания - первоначальная, т.к. Общество не перестраивало здание и ничего не пристраивало к нему. Здание было присоединено к тепловым сетям много лет назад, намного раньше, чем были присоединены многоквартирные жилые дома. На весь объем здания выделялась тепловая мощность, но в разные годы Обществом заявлялась разная мощность в зависимости от используемых площадей.
Представитель Общества также подтвердил, что к моменту рассмотрения дела, договор на отпуск Обществу тепловой энергии заключен с ООО "К.". 04.11.2011 г. тепло в здание Общества подано. При этом между сторонами заключено инвестиционное соглашение, согласно которому, Общество предоставило ООО "Котельные и тепловые сети" беспроцентный займ в размере 200 тыс. руб. на увеличение мощности котельной N 3.
Представитель Ростехнадзора пояснил, что ООО "К." не вправе осуществлять выработку тепловой энергии, поскольку разрешение на право эксплуатации объектов систем газопотребления котельных выдано МУП "О.", а не ООО "К.".
Комиссия Чувашского УФАС России, исследовав документы представленные в материалы дела установила, что переписка с Обществом по вопросу заключения договора теплоснабжения осуществлялась от имени МУП "О.". Сообщений со стороны МУП "О." о необходимости заключить договор теплоснабжения с ООО "К." Обществу не делалось.
В соответствии с действующим законодательством используемое оборудование теплоносителей подлежит проверке и допуску уполномоченным органом государственного энергетического надзора к эксплуатации, а также в целях обеспечения надежности теплоснабжения статья 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") определяет подлежащим проверке потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения на предмет готовности к отопительному периоду.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Согласно разрешению N 15 М.Н.-2011, выданному Чувашским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора на срок с 21.09.2011 г. до 01.05.2011 г. право эксплуатации объектов систем газопотребления, смонтированного в котельных предоставлено МУП "О.". В подтверждение вышеуказанного разрешения, Чувашским территориальным отделом Приволжского управления Ростехнадзора в отношении МУП "О." составлен и акт проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 гг., ему же администрацией Порецкого района выдан паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 гг.
В силу требований пунктов 5, 27, 28 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 пользование газом возможно только после обследования газоиспользующего оборудования потребителей газа надзорным органом - в лице уполномоченных Министерством энергетики Российской Федерации подразделений государственного энергетического надзора.
В связи с тем, что разрешение N 15 М.Н.-2011 выдано МУП "О." эксплуатацией газоиспользующего оборудования, установленного в котельных вправе заниматься только МУП "О.".
Из представленных в материалы договоров на отпуск тепловой энергии, следует, что:
в 2007 г. заключенный договор от 01.01.2007 г. N 1, сроком действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. предусматривал отпуск тепловой энергии в объеме 76,1 Гкал с объемом помещений 1200 м; дополнительным соглашением объем теплоэнергии определен в 35,0 Гкал с объемом помещений 1700 м;
в 2008 г. заключенный договор от 09.01.2008 г. N 55, сроком действия с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. предусматривал отпуск тепловой энергии в объеме 126,5 Гкал с объемом помещений 1700 м; дополнительным соглашением объем теплоэнергии определен в 133,6 Гкал с объемом помещений 4199 м;
в 2009 г. заключенный договор от 10.01.2008 г. N 003, сроком действия с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. предусматривал отпуск тепловой энергии в объеме 312,4 Гкал, с объемом помещений 4199 м;
в 2010 г. заключенный договор от 11.01.2010 г. N 07, сроком действия с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. предусматривал отпуск тепловой энергии в объеме 167,9 Гкал, с объемом помещений 4199 м;
в 2011 г. заключенный договор от 11.01.2010 г. N 07 пролонгирован на 2011 г., с объемом отпуска тепловой энергии в 167,9 Гкал; дополнительным соглашением срок действия договора сокращен и определен с 01.01.2011 г. по 31.04.2011 г.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со статьей 13 ФЗ "О теплоснабжении", определяющей общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии, установлено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения.
Таким образом, потребитель при заключении договора теплоснабжения должен располагать отвечающим установленным требованиям энергопринимающим устройством. Данное условие является технической предпосылкой для заключения договора теплоснабжения с такими потребителями. Обязанность для теплоснабжающих организаций заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения установлена статьей 15 ФЗ "О теплоснабжении".
Одновременно статьей 6 ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Как следует из заявления Общества, администрация Порецкого района не предприняла мер по понуждению МУП "О." заключить договор теплоснабжения с потребителем тепловой энергии, подключенным к системе теплоснабжения.
С учетом установленных обстоятельств МУП "О." располагает необходимым оборудованием для производства тепловой энергии и передаче ее потребителям.
Услуги по передаче тепловой энергии статьей 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В связи с данными законоположениями, МУП "О." является субъектом естественной монополии.
Статья 8 ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает, что субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе
экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
С учетом обстоятельств заявления Обществом для потребления в зимний период отопительного сезона 2011 - 2012 гг. теплоэнергии в объеме 167,9 Гкал, т.е. меньшим, чем в 2009 г., отказ МУП "О." от заключения договора теплоснабжения, Комиссия Чувашского УФАС России считает экономически и технологически необоснованным.
В связи с тем, что потребитель тепловой энергии - ООО "Р." в надлежащем порядке подключено к системе теплоснабжения, в силу действующего законодательства МУП "О." не вправе отказаться от заключения договора теплоснабжения с таким потребителем.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению о совершении МУП "О." действий, нарушающих требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с необоснованным отказом заключить договор теплоснабжения с ООО "Р.".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия 1.Признать МУП "О." Порецкого района нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с необоснованным отказом заключить договор теплоснабжения с ООО "Р.". 2.Учитывая, что договор теплоснабжения к моменту рассмотрения дела с ООО "Р." заключен, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства МУП "О." Порецкого района не выдавать.
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
А.Р.ГАДИЛОВА
Решение может быть обжаловано в суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской.